Microsoft хочет купить Valve. А насколько это возможно?
Bethesda и Activision Blizzard – только начало.
По новым слухам, Microsoft хочет купить Valve за 16 млрд долларов. Такую информацию опубликовал инсайдер Dior, известный в сообществе CS. Впрочем, это не первая новость об очередной крупной сделке Microsoft: в августе 2020 года в Microsoft уже обсуждали покупку Nintendo или Valve. Об этом стало известно из внутренних документов судебного разбирательства между Федеральной торговой комиссией США и Microsoft.
Еще в 2020 году гендиректор Microsoft Gaming Фил Спенсер в письме к двум вице-президентам Microsoft Такеши Нумото и Крису Капосселе заявил, что приобретение Nintendo – один из приоритетов компании в сфере видеоигр.
По словам Фила, из всех «американских компаний» именно у Microsoft наилучшие шансы на заключение сделки. Главным же препятствием Спенсер считает финансовые успехи Nintendo – компания настолько много зарабатывает, что совет директоров даже не задумывается о ее продаже или выходе за рамки своих консолей.
«К сожалению (или к счастью для самой Nintendo), сейчас ситуация складывается так, что Nintendo сидит на куче денег».
Фил Спенсер о Nintendo
При этом «недружественное поглощение не будет хорошим решением», поэтому в случае с Nintendo нужно «играть вдолгую», ожидая изменений в самой компании. По словам Спенсера, покупка Nintendo стала бы главным моментом его карьеры и хорошим шагом для обеих компаний.
Главное, что следует из письма: совет директоров Microsoft полностью поддерживает планы по покупке Nintendo и Valve.
Интересно, что Фил также «по секрету» рассказывает топ-менеджерам Microsoft о возможной покупке еще двух игровых издательств: ZeniMax (владеет Bethesda) и Warner Bros. Games (серия игр Mortal Kombat и Batman, Hogwarts Legacy).
«Я не говорю, что WB или ZeniMax — это Nintendo, но они продаются и будут приобретены, если все сложится».
Фил Спенсер
В итоге Microsoft приобрела ZeniMax за $ 7,5 млрд, а вот от покупки игрового подразделения Warner Bros. отказались. Скорее всего, из-за проблем с интеллектуальной собственностью: права на все основные франшизы издательства (игры во вселенным DC, «Властелина колец» и «Гарри Поттера») остались бы у материнской компании WB.
Какова вероятность, что Microsoft купит Nintendo и Valve?
Нужно учитывать, что обсуждение велось четыре года назад, еще до того, как Microsoft столкнулась с проблемами при покупке Activision Blizzard. Но если говорить именно о перспективах покупки в ближайшие 3-5 лет, то с Nintendo это маловероятно, а с Valve – вероятность существует (но все зависит от даты выхода Гейба на пенсию).
В случае «большой N» слишком много объективных препятствий:
- Nintendo – одна из самых крупных и успешных игровых корпораций. Такие компании очень редко выставляются на продажу и стоят огромных (даже для Microsoft) денег.
- Японская корпорация доминирует на рынке домашних консолей: продано уже 130 млн Nintendo Switch (третий результат в истории). За 2022 финансовый год выручка Nintendo составила $12 млрд, операционная прибыль – $3,8 млрд. Для сравнения, у Activision Blizzard за тот же период выручка $7,5 млрд, а прибыль – $1,5 млрд.
- Чтобы купить Nintendo, Microsoft придется потратить в разы больше, чем $60 млрд, которые отдали за «проблемную» Activision Blizzard.
К тому же Nintendo очень дорожит своей независимостью и предпочитает зарабатывать самостоятельно. О «жадности» большой N слагают легенды: однажды компания отказалась от сотрудничества с Sony, что привело к появлению PlayStation.
Показательно, что Microsoft пыталась купить Nintendo более 20 лет назад, еще до выпуска первого Xbox. Тогда японская компания переживала не лучшие времена, и американцы хотели этим воспользоваться. Дошло до прямых переговоров, во время которых представители Nintendo целый час просто издевались над Microsoft.
«Стив [Кибер: Баллмер, бывший генеральный директор Microsoft] заставил нас встретиться с Nintendo, чтобы узнать, рассматривают ли они возможность войти в состав Microsoft. Но они просто посмеялись над нами. Ровно час они высмеивали нас, пока встреча не завершилась».
Кевин Бачус, бывший директор по связям Microsoft в интервью Bloomberg
Ситуация с Valve совершенно иная. Да, пока нет никаких признаков, что Microsoft действительно купит «вентилей», но в будущем такая сделка вполне возможна. Все дело в фигуре самого Гейба Ньюэлла.
Valve, в отличие от Nintendo – частная и относительно небольшая (около 400 сотрудников) компания, которая принадлежит самому Ньюэллу. Следовательно, и сделка зависит от решения одного человека. Сейчас Гейб утверждает, что скорее закроет студию, чем ее продаст. Поэтому он отказал вначале Electronic Arts, а в 2018 году и самим Microsoft.
«Мы бы скорее пошли на закрытие студии, чем сказали бы: «Хорошо, давайте найдем большую компанию, которая хочет выжать максимум денег, а затем подождем два-три года, после которых закончится срок наших трудовых соглашений».
Гэйб Ньюэлл о продаже Valve
Но когда-нибудь Гейб захочет уйти на пенсию, и тогда Microsoft будет самым очевидным кандидатом на покупку Valve. Ньюэлл 13 лет работал в Microsoft и сохранил хорошие отношения с руководством компании. Он даже хочет, чтобы Xbox Game Pass появилась в Steam, и Valve не навязала сделку об обязательном выпуске новых частей Call of Duty в Steam, так как верит Microsoft на слово.
Зачем Microsoft тратить миллиарды на Nintendo и Valve?
Нужно понимать, что Microsoft покупает игровые издательства не для получения быстрой прибыли напрямую от них. При текущих финансовых показателях, чтобы окупить $60 млрд, потраченные на Activision Blizzard, придется ждать около 45 лет.
Кроме того, Microsoft слишком большая для игровой индустрии: ее годовая выручка $211,9 млрд – это больше, чем у всех игровых компаний вместе взятых.
Аналитики считают, что покупка игровых студий – часть глобальной стратегии Microsoft по расширению пользовательской базы своих сервисов и продуктов, включению геймеров в «экосистему» компании. Чем больше аудитория продуктов компании, тем выше потенциальная прибыль.
К тому же «микромягкие» не хотят, чтобы игровая индустрия досталась другим IT-гигантам вроде Apple и Google.
Последний фактор: покупка крупных игровых студий увеличивает капитализацию и стоимость акций Microsoft.