Выход новых фильмов – больше не праздник и даже не событие

Погорский о новом восприятии кино.

Несколько лет назад, до того, как пандемия коронавируса уничтожила наш мир в привычном понимании, я посещал кинотеатры с частотой, с которой прилежные католики ходят в церковь – каждую неделю, а иногда и чаще. Было нечто особенное в том, чтобы приходить в зал и на полтора-два часа погружаться в чужую историю в темноте, а затем возвращаться в реальный мир, на свет. Конечно, во многом это личный обряд, но отдельным опытом становился просмотр новых блокбастеров. Пойти на новых «Мстителей» или, например, «Интерстеллар» в первые дни проката – все равно что заглянуть на метафизическую поп-культурную вечеринку мирового масштаба. Ты не просто посмотрел фильм, но и влился в глобальное обсуждение культурного явления. Вне зависимости от того, оказался ли блокбастер хорошим или плохим, ты ощущал пьянящее чувство причастности к чему-то больше тебя, твоего города и даже твоего континента.

Загружаю...

С тех пор для меня все глобально изменилось как минимум дважды. Сейчас у меня все еще есть возможность ходить в кино на новинки в день мировой премьеры – потому что я сам нахожусь в другом месте. Вот только опыт просмотра все равно другой – и дело совсем не в том, что в кинотеатре я теперь безальтернативно слышу англоязычную речь актеров без субтитров. Пропала та самая социальная составляющая киносмотров, которая раньше добавляла красок и контекста любой новинке. Теперь я смотрю фильмы для себя. Я ощущаю себя одиноким – это нелепо и странно, но иначе не сказать.

Когда пришел на «Индиану Джонс» в пустой IMAX-зал.

Такое состояние я в полной мере ощутил только этим летом. Главной причиной его возникновения – среди тех, о которых может писать автор российского издания – стали санкции крупнейших киностудий Голливуда. Как вы знаете, весной 2022-го в Россию перестали отправлять большинство новинок американского кинопроката. Однако к тому моменту, когда мы вообще были в состоянии думать о походе в кинотеатры, возникла странная схема параллельного импорта: окольными путями фильмы все-таки попадали на российские большие экраны. Да, с небольшой задержкой и меньшим охватом – но в целом будто бы «как раньше». Поэтому когда я смотрел, скажем, «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия» вне России, то знал, что через неделю-две смогу поспорить о фильме с друзьями из России. Чувство причастности дало трещину, но сохранилось.

Загружаю...

Так было до июня-июля. Волшебный параллельный импорт, позволявший россиянам смотреть голливудские блокбастеры практически одновременно с миром, превратился в тыкву. Я все еще смотрел «Флэша» и «Индиану Джонса» в первые дни проката, но лишился возможности обсуждать их в привычных кругах. Конечно, я все равно продолжил делиться мнениями о фильме – в рецензиях на Кибере и в чатах, – но теперь я ощущал себя бабушкой из моего любимого мема, которой улыбчиво кивают и отвечают: «Конечно-конечно, бабуля, пойдем уложим тебя спать». Потому что для этих людей я рассказываю о каких-то небылицах, которые появятся в их жизни в лучшем случае спустя пару месяцев.

Как я ощущаю себя, выпуская рецензии на новые фильмы.

Странный момент в том, что восприятие мной самих фильмов как художественных произведений не изменилось. У меня все еще на пару недель пропала воля к жизни после отвратительных новых «Трансформеров», я все еще пришел в полный восторг от умной и смешной «Барби». Но теперь мне не с кем разделить эти сантименты в осмысленной манере. Когда мои русскоязычные знакомые посмотрят «Барби», для меня этот фильм уже станет прекрасным, но далеким воспоминанием. И, судя по всему, в будущем положение дел сохранится.

Конечно, посвящать целую колонку чувству причастности от просмотра фильмов – это «проблемы первого мира», учитывая нашу реальность. Я это понимаю. Но поскольку моя профессия связана с обсуждением игровых и кино- индустрий, мне хотелось зафиксировать это неочевидное, но значимое изменение в культуре потребления медиа.

Загружаю...

Кажется, и для россиян – тех, кто все еще живет в России – это явление тоже будет ощущаться все сильнее. Представьте себе: почти во всем мире выходит «Мстители: Война бесконечности», а вы получаете возможность посмотреть фильм только спустя 2-3 месяца. Когда интернет уже утонет в мемах про щелчок Таноса и откровенных спойлерах, возможно, одного из самых культурно значимых кино современности. Каково это? Вероятно, узнаем в ближайшем будущем.

Еще по теме

Telegram-канал Стаса Погорского об играх, кино, аниме и не только

25 великих актеров, которые так и не выиграли «Оскар»! Пост боли и несправедливости

Реальная история из фильма «Гран Туризмо»: фанат PlayStation стал гонщиком и убил на трассе человека

Популярные комментарии
Геннадий Малахов
Потому что очень тупо, Стас. Очень. Получается, в твоей парадигме приятнее посмотреть проходняк и обсудить его, нежели насладиться шедевром для себя. Для тебя два месяца - это уже старый фильм, лол, о чем тут ещё говорить. Это вообще твоя главная проблема, судя по предыдущему тексту: ты слишком умён, чтобы быть счастливым, и слишком туп, чтобы быть счастливым. Ну то есть ты можешь насладиться фильмом, но наслаждаешься дерьмом уровня Барби, считая его умным фильмом. Лень развивать мысль.
Ответ на комментарий Стас Погорский
Почему же?
Александр Калачев
Умная и смешная "Барби" это ирония? Или автор правда, считает этот набор феминистических идей, особенно во второй половине фильма смешным.
tharsedX
О каких фильмах он говорит? Барби какие-то... Сильно ты головой ударился. Пошли, скоро елки 9 выходят
Еще 31 комментарий
34 комментария Написать комментарий