Посмотрели 4-ю серию «Пищеблока»: советский Ван Хельсинг и возвращение в «Буревестник»

Зачем все это – непонятно.

Четвертая серия «Пищеблока» посвящена неожиданным возвращениям: в сериале появилась пара знакомых персонажей, а герои вновь оказались в «Буревестнике». Помогло ли это шоу стать ближе и понятнее зрителю? Пожалуй, нет, но обо всем по порядку.

Посмотрели третью серию «Пищеблока» – сериал сломал собственный лор

В первом сезоне доктор Носатов был трагическим персонажем, который пожертвовал собой ради главных героев. На экваторе второго сезона он появился уже в образе настоящего советского Ван Хельсинга. Оказывается, доктор уже два года охотится на вампиров вместе с Левой Хлоповым, бывшим пиявцем из пионеротряда Валерки Лагунова. Здесь можно было бы повозмущаться по поводу реализма, но разве мы смотрим «Пищеблок» не ради таких абсурдных поворотов сюжета? 

Единственное, что смущает… Нет, не как стареющий, сильно пьющий врач научился орудовать кнутом, аки Саймон Бельмонт. А что думают родители Хлопова о том, что их сын уже два года разъезжает по стране вместе с подозрительным мужчиной с арбалетом.

Загружаю...

Your browser does not support the video tag.

Четвертая серия начинается с того, как Носатов лихо расправляется с двумя пиявцами. Вампиры наконец-то перестали скрываться! Стратилат, воспользовавшись учениями по гражданской обороне (у него буквально ничего святого), захватил школу, понаделал слуг, и вроде как сделал все, чтобы схватить Валерку. По канону нас должен ждать хоррор в замкнутом пространстве (как в первом Resident Evil), где герои путешествуют по зданию, полному опасных чудовищ. Они даже разделяются по всем правилам жанра! 

«Пищеблок» умеет удивлять – но не всегда там, где нужно. По итогу в школе персонажи задержались всего на пару минут, а основной хронометраж эпизода посвящен тому же, что и три предыдущие серии – перемещениям героев из одной локации в другую.

Видимо, у режиссера Эдуарда Бордукова особая любовь к кадрам с уазиком Корзухина, едущим по проселочным дорогам. Таких сцен по несколько в каждой серии, обязательно под тревожную музыку. 

Вначале Валерка и его команда отправляются в погоню за военруком Пащенко, похитившего Риту, которая теперь уже точно не стратилат (разве у кого-то были сомнения?). Во время этой «как бы погони» Лагунов доказывает, что его вампирское чутье работает лучше любого GPS-навигатора. 

Выручив Риту, которой на самом деле ничего не угрожало, герои узнают, что Пащенко тоже в курсе существования вампиров. А еще у него дома абсолютно случайно лежат два куска той самой магической плиты.

Загружаю...

Получается, на самом деле вампиры в «Пищеблоке» – метафора отсутствия секса в СССР. Кровопийц, как бы нет, но все в курсе их существования.

Затем герои отправляются к отцу Глебу, прихватив с собой пиявца Артема: тот рассказывает Валерке, что стратилат создает «армию вампиров» для какой-то загадочной цели. Священник проводит над ним ритуал изгнания, но упырь вырывается и сгорает на солнце. (Совпадение? Не думаю!) 

Валерка с товарищами остаются ни с чем: личность могущественного стратилата они не выяснили, а первый этап вампирского призыва явно прошел успешно.

Серия получилась бедной на события и в очередной раз показывает, что создатели «Пищеблока» не понимают жанр. Что больше всего волнует зрителей при просмотре таких подростковых хорроров? Это явно не вопросы «выживут ли главные герои?» (да) или «каков план антагониста?» (злодейский и абсурдный). Зритель пытается угадать, кто главный злодей. И с этой детективной составляющей сериал абсолютно не справляется. Шоу не засыпает нас намеками и подсказками, не создает интриги, а герои никого не подозревают, не проводят расследование – они просто ждут, когда им дадут правильный ответ.

Безусловно, есть сюжетная линия «Рита – стратилат», но за ней пустота. В третьей серии Валерка предполагает, что высшим вампиром может быть военрук Пащенко, потому что он, внимание, носит комсомольский значок. (Совпадение?) 

Загружаю...

В первом сезоне нам показали несколько кандидатов на роль стратилата, и герои постепенно решали эту загадку. Во втором их дедуктивные способности заканчиваются на значках. 

Впрочем, в отличие от Валерки с Игорем, я нашел явного кандидата на роль стратилата. Скриньте – это отец Глеб. Во-первых, для священника у него дома слишком мало икон и крестов. Во-вторых, он не расстается с четками, которые могут быть вампирским оберегом. В-третьих, он слишком много знает об упырях и явно подталкивает Валерку к поиску магической плиты. Единственное слабое место моей теории в том, что я просто выбрал единственного персонажа, подходящего на эту роль.

Возвращаемся к сюжету, герои решают, что их единственный путь – найти оставшиеся куски плиты. В этом им должна помочь баба Нюра, поэтому Валерка и команда отправляются в «Буревестник». 

Здесь логика сериала вновь хромает. Понятно, что сценаристам нужен был повод, чтобы герои вернулись в знакомую зрителю локацию, но вообще-то логичнее искать бабу Нюру у нее дома, в нескольких километрах от пионерлагеря. Это может показаться придиркой к маленькой неточности, но она показывает: в «Пищеблоке» не пытаются обосновывать поступки героев, а просто показывают локации и сцены, которые должны быть в сериале. Словно это какое-то вампирское бинго: погоня по крышам, упырь сгорает на солнце, охотник на кровопийц с кнутом, локация из предыдущего сезона и так далее. 

Загружаю...

В финале серии герои, преследуемые стратилатом, заходят в пустой пионерский лагерь «Буревестник», который стал гораздо мрачнее, как и сам сериал.

Еще о «Пищеблоке»

Что не так с «Пищеблоком»? Сериал критикует СССР – но получилось плохо

Что нужно знать перед выходом второго сезона «Пищеблока»

Почему стоит смотреть новый сезон «Пищеблока»