Серия Persona – это чистый кайф

Признание в любви к играм про японских школьников.

Этой осенью выйдет Persona 5 Tactics, а в начале 2024 года – ремейк Persona 3. По этому случаю объясняю, почему обязательно стоит поиграть в RPG про японских школьников, которая для меня чистое наслаждение.

Содержание

Успех «Ведьмака 3» испортил CD Projekt Red. Компания разработчиков превратилась в PR-корпорацию

Persona – это вообще что?

Persona – серия игр в жанре JRPG от японской компании Atlus. Первая часть вышла еще в 1996 году, последняя номерная – в 2016-м. Начиная с Persona 3 геймплей условно делится на две составляющие:

  • Первая – это классическая JRPG. Партия из четырех персонажей, исследование подземелий, пошаговые бои, гринд, боссы и магия. Способности героев зависят от их Персон, существ, которых можно призывать во время битвы. 
  • Вторая – это повседневная жизнь главного героя. Она похожа на визуальную новеллу или симулятор свиданий: ходишь в школу, встречаешься с друзьями, выполняешь квесты и прокачиваешь социальные навыки. Цель – развить до максимума дружеские или любовные отношения с другими персонажами. Формально это нужно для облегчения сражений: у сопартийцев открываются сильные навыки, на заработанные деньги можно купить расходники, оружие и так далее.

На самом деле в миры Persona возвращаешься именно из-за возможности побыть японским школьником. А также ради персонажей, захватывающего сюжета, прекрасных диалогов, юмора.

В лоре Persona можно пропасть на сотни часов

В Persona полно символизма и отсылок к мифам, оккультизму, массовой культуре и научным теориям. При этом каждая новая часть –это мягкий перезапуск вселенной с самостоятельной историей и новыми героями, но общим лором.

Загружаю...

Центральная идея всех игр серии – столкновение героев с миром коллективного бессознательного; в нем материализуются желания, психологические отклонения и травмы людей. К примеру, Темный час в Persona 3 символизирует страх смерти, телевизионный мир в Persona 4 – массовую культуру; Мементос в Persona 5 – подавление личности и желаний. В этих мирах обитают «тени», существа, созданные негативной психологической энергией, против них и сражаются главные герои.

Второе ключевое понятие игры – это Персона. Каждый персонаж, попадая в мир коллективного бессознательного, пробуждает свою Персону – существо, которое олицетворяет его личность, черты характера, стремления и желания. Внешне Персоны выглядят как персонажи мифов, художественных произведений или реальные исторические личности.

Например, Акихико Санада из Persona 3 – сильный, справедливый и мудрый, поэтому его Персона – древнеримский полководец Гай Юлий Цезарь. Чие Сатонака из Persona 4  обожает восточные боевые искусства, поэтому ее Персона  – женщина-самурай Томоэ Годзэн. 

А еще концепция Персон напоминает… покемонов. Потому что главный герой может коллекционировать, прокачивать и даже скрещивать Персон, чтобы создать новых.

Persona – японское безумие и библия массовой культуры 

Часто в японских играх из совершенно несовместимых элементов собран проработанный, логичный и захватывающий сеттинг. Persona – ярчайший пример идеального баланса между цельностью мира и его безумием. 

Сеттинг игр серии основан на серии графических хоррор-новелл Digital Devil Story: Megami Tensei («Легенда о виртуальном дьяволе») автора Аи Ниситани. Это история о школьнике, призывающем демонов с помощью компьютерной программы. Помимо киберпанка и оккультизма, здесь намешены: мифология разных народов, аниме для школьников, карты Таро, манга «Невероятные приключения ДжоДжо», сериал «Твин Пикс» Дэвида Линча, классические хорроры, учения психолога Карла Юнга о коллективном бессознательном… И это только самые явные источники вдохновения.

Загружаю...

В пересказе сюжет любой Persona звучит как бред сумасшедшего, где армия Гитлера соседствует с пляжным эпизодом, а размышления о природе человека перемежается битвой с Луной.

А еще здесь такие Персоны: 

Persona – всегда единство формы и содержания

Визуальная сторона Persona построена на знакомых каждому символах. Так, тема Persona 3 – смерть и тьма, поэтому действие игры происходит ночью, а основной цвет – синий, который во многих культурах ассоциируется со смертью. Persona 4 критикует массовую культуру, поэтому мир бессознательного буквально находится в телевизоре. Persona 5 о бунте против общества, поэтому герои называют себя «Фантомные воры». 

Каждая деталь в дизайне персонажей раскрывает его личность. Мой краш – Макото Ниидзима. Строгая, спокойная, сильная и безэмоциональная, она выглядит как «железная дева»: кожаный костюм, заклепки, шипы и стальная маска. Образ Макото дополняет ее Персона – Иона, женщина, которая по легенде занимала папский престол под именем Иоанн VIII.

Игры Persona безумно красивые и стильные 

Сейчас будет много картинок и гифок, потому что каждый визуальный элемент игр серии – произведение искусства.

Опенинг Persona 5

Загружаю...

Босс в Persona 4 

Дизайн Персон

Загрузочный экран

В Persona 5 самые стильные меню игровых магазинов.

Your browser does not support the video tag.

Мое самое любимое: в Persona 3 для призыва Персон герои стреляют в голову из муляжа пистолета.

Your browser does not support the video tag.

Музыка из Persona вызывает привыкание 

Саундтреки игр серии Persona настолько хороши, что тысячи людей приходят на концерты, чтобы послушать песни оттуда вживую.

Persona учит правильному тайм-менеджменту

Тайм-менеджмент – важнейшая игровая механика серии. И он очень интересно реализован.

Обычно сюжет номерной части занимает учебный год. За это время нужно успеть пройти все данжи и прокачать отношения со всеми союзниками. Только вот свободного времени у японского школьника критически мало, так что приходится выбирать. Встретиться с другом? Пойти съесть бургер, чтобы прокачать социальные характеристики? Поучиться? Отправиться в данж?

Даже реальная жизнь не заставляла меня настолько ценить свое время. 

Загружаю...

В Persona героическая, но близкая каждому история 

В Persona вы сражаетесь с хтоническими чудовищами и богами, вершите судьбу человечества. Да не один, а вместе со своими соратниками. В пятой части это «Фантомные воры», крадущие людские сердца. 13-летняя девочка внутри меня пищит от восторга. 

Сюжет игры на удивление камерный, личный и понятный каждому. Тебе противостоят не суперзлодеи, а обычные люди, которые свернули не туда. Да и сами герои – просто школьники со своими проблемами и тайнами: девочка-хакер боится выйти из дома; парень-хулиган на самом деле любит вышивать; фотомодель переживает из-за того, что в ней видят только красивое тело. 

Вот так выглядит первый босс в Persona 5 – безумное отвратительное чудовище:

Но это лишь «злая» тень Сугуру Камосиды в коллективном бессознательном. В реальном мире он учитель физкультуры и тренер школьной команды по волейболу. Из-за успехов подопечных и попустительства начальства Камосида превратился в самовлюбленного эгоиста: считает себя королем, издевается над всеми и пристает к школьницам. Неприятная, но вполне понятная история падения в общем-то хорошего человека. Именно из таких сюжетов – о бытовом насилии, непонимании со стороны близких, потере, алчности и страхе – сотканы миры Persona.

Симулятор свиданий 

Как в любом уважающем себя симуляторе свиданий, в Persona есть девушки, много девушек…

И они классные

Веселые

Загадочные

Красивые 

Сценаристы создали сложных и интересных персонажей, каждый – с ясными мотивами и уникальной историей. Анн Такамаки, секс-символ Persona 5, одета в красный латекс, потому что думает, что другие люди видят в ней объект желания. Она должна осознать и примириться со своей красотой. 

Как менялись секс-символы видеоигр 80-х и 90-х

Persona – это целый мир, его хватит надолго 

За почти 30 лет Atlus выпустила пять номерных частей Persona и множество разветвлений в разных жанрах (танцевальные игры, файтинги, пошаговые тактики, слэшеры). Этого хватит на несколько лет, а ведь есть еще аниме, манга, спектакли... И это я молчу, что Persona – спин-офф Shin Megami Tensei (про Devil Summoner тоже не забываем). Если ищете серию, которую будете допроходить с внуками, то это идеальный выбор. 

Загружаю...

Игр много, а еще ремейки… С чего начать?

Игры серии Persona практически не связаны между собой. Поэтому начинайте с любой части, но учитывайте, что первая и вторая – это старые классические JRPG без симулятора жизни.

Идеальный вариант для начала – Persona 5 Royal, расширенная версия последней номерной части. Потом попробуйте Persona 5 Strikers, спин-офф с геймплеем в духе Dynasty Warriors. Если не хотите расставаться с «Фантомными ворами», то в ноябре выходит Persona 5 Tactics, а еще есть Persona 5: Dancing in Starlight (но я об этом вам не говорил). 

Если готовы идти дальше, то берите Persona 4 Golden. На начало 2024 года назначен релиз ремейка Persona 3.

Ремейк или оригинал игры? Угадай по скриншоту

А потом мы вместе будем ждать анонса шестой части...