Как Rockstar дошли от GTA III до Red Dead Redemption 2
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Вступление
Исторически так уж сложилось, что рынок игр всегда был ближе к какому-нибудь продуктовому, нежели к искусству. Интересует ли нас компания-издатель “Тёмной башни” Стивена Кинга вообще, или мы берём её в магазине, потому что, блин, это Стивен Кинг? А может, прям так все в курсе какая киностудия выпускала условных “Властелинов колец” (New Line Cinema, если что)?
А с играми всегда было так, что:
- Сначала вспоминали Black Isle - а лишь потом условного Авеллона или Тима Кейна (КОГО?!?!)
- Сначала вспоминали Id Software - а лишь потом Кармака, Ромеро или МакГи (АМЕРИКАН МАКГИ РАБОТАЛ В ID SOFTWARE????)
- Сначала вспоминали Blizzard - а лишь потом… кого-то из людей (пусть будет Билл Роупер, человек потом культовую в узких кругах Hellgate: London делал всё-таки)
Да, есть примеры Сида Мейера и Питера Молинье, но - ребят, серьёзно, кто сейчас помнит вообще Питера Молинье? А Сид Мейер уже давно не делает игры, разрывающие голову геймерам всего мира (ммм, Pirates!, какие же времена были)
И с Rockstar всегда было так же, на что ещё очень благотворно влияло отчаянное желание братьев Хаузеров не отсвечивать (да, главные люди компании под названием “Рок-звезда” не хотели отсвечивать, именно так). Да и следует признать - начало пути Rockstar было вообще сплошным “А давайте сделаем то, что можем только мы, потому что мы ********”. И поэтому для меня RDR2 является вообще уникальным примером. Примером того, как люди, сделавшие Bully, GTA, Manhunt - делают игру с лучшим (относитесь к моим словам как хотите) сюжетом в истории игр, который очень далёк по своим плюсам от всего того, что они делали прежде. Но сначала я просто напомню немного их путь
Глава I - Угар нулевых
Так, 2001 год, осень. Playstation 2 только год как вышел, Dreamcast уже собрался умирать, GameCube с Xbox Original вышли буквально только-только. На Playstation 2 выходит GTA III, и - говоря объективно - она мало чем отличалась от GTA II, вышедшей за два года до этого (если кому хочется почитать моё мнение про всю серию GTA - в комментах отпишитесь). Но это самое единственное отличие развернуло всю историю геймдева в нашу с вами сторону - это ТРИДЭ.
Причём здесь RDR2? “Дождитесь сливок” - спасибо, Ганс Ланда. Основной нюанс, который необходимо упомянуть в связи с GTA III - это его дурацкий абсолютно сюжет, который впоследствии Rockstar будут использовать постоянно. Загибаем пальцы:
- Загадочный главный герой прибывает в новое для себя место\старое, но где он никто (GTA III, VC, SA, IV, Max Payne 3, RDR1)
- Буквально в стартовой сцене он встречает персонажа, который его со всеми начинает знакомить (всё те же игры, минус может RDR1, да и то - потому что Джон Марстон уже и так всех знал)
- Довольно быстро он знакомится с человеком, который в конце первого акта его кинет (всё то же, минус VC (там он сам Диаза убил) да Макс Пейн (о Максе ещё поговорим отдельно))
- События конца первого акта предопределяют весь дальнейший сюжет (что логично, просто реально будто все игры Хаузеров описываю)
- Середина игры - куча фриков, не имеющая абсолютно никакого отношения к основному сюжету (GTA III - Рэй и Дональд хотя бы, VC - Love Fist и большая часть контента с недвижимостью, SA - вся почти игра от посадки Свита до его выхода из тюрьмы, RDR1 - Мексика по сути, да даже GTA IV имеет эту черту с Элизабет, Мэнни и братьями МакРири), зато юморная и разнообразная
- Внезапное появление главного злодея ближе к концу (тут SA выделяется, но разве вам самим не кажется, что Биг Смоук всё же злодей, а не Тенпенни?)
Да, GTA III выделяет практически полное отсутствие серьёзного тона (хотя давайте честно - до GTA IV сюжетно серьёзных игр Rockstar не делали). Да, сюжет в GTA долгое время вообще мало кого интересовал. Но - это тоже делает RDR2 уникальным проектом.
Vice City тоже была больше про юмор, пусть и более тонкий, ведь теперь вместе с фриками и абсурдом появились культурные отсылки на 80-е, что, конечно, круто, но всё ещё далеко от того, что произойдет в 2018-м.
San Andreas… кому-то вообще нравится там сюжет?
Есть один любопытный кейс из нулевых у Rockstar, спорить не буду. Речь про Manhunt. Но, но, но! Все же понимают смысл существования Manhunt? “А давайте сделаем то, что можем только мы, потому что мы ********”, именно так. И при этом все равно - существенная часть игры не имеет никакой сюжетной нагрузки (просто это больше начало игры, нежели середина), куча фриков вокруг (просто персонажей как таковых в игре штук 5 от силы, и при этом - Пиггcи всё ещё существует), юмор важнее других эмоций.
Эта ситуация начнёт меняться уже в десятых.
Глава II - Великий автоугон 4: Сербско-русская братва
Стоп, трейлер под музыку из “Кояанитскаци”? Серые тона? “Life is complicated. I killed people, I sold people, I smuggled people. Perhaps here things will be different” - чё? Это GTA или что вообще?
Запускаешь игру, заиграл Soviet Connection - вау, конечно, но как так? “Люди совершают ошибки, это и делает их людьми” - этого не может быть, куда делись моё любимые “О, дерьмо, здесь мы ходим снова”?
Приезжает Роман, играет Глюкоза, приезжаете к нему в МЭНШЕН - “War is when the young and stupid are tricked by the old and bitter” - ААААА ИГРА ТЫ ШО ДЕЛАЕШЬ Я ВЕСЕЛИТЬСЯ ПРИШЁЛ!
Проходишь пару миссий, вроде успокоился, встречаешь Влада с его “Зачем нужно жрать капусту, если есть картошка?” (гениально), осознаёшь, что это всё ещё GTA, фух.
Убиваешь Влада, встречаешь Михаила и Николая. Николай тебя нанимает убить Михаила, возвращается серьёзный тон, драма, всё это. Убиваешь Михаила, Николай предаёт (старые тропы никуда не делись - Николай главный злодей теперь у нас), Нико и Роман уезжают…
И ближайшие 10-15 часов игры больше ничего такого.
ЧТО ЭТО БЫЛО, ROCKSTAR?
Основной прикол GTA IV в том, что если брать исключительно начало игры и конец - это отличная драматическая история, пусть и неидеальная. Но между убийством Михаила и миссией “That Special Someone” сюжет мало того что стоит на месте - он ещё и чёрт знает про что (если бы не линии Кейт и Дуайта - я бы вообще сказал, что отличий от трёшки минимум). И это очень обидно сейчас (потенциал-то огромен), но зато путь к RDR2 не выглядит таким уж безумным.
Пару слов про дополнения - про байкеров кайф, про Тони - попытка сделать VC или SA внутри GTA IV, и не сказать, что неудачная. Но в нашем контексте это всё не так важно, как…
Глава III - Красный умирать искупление, часть один
Red Dead Redemption не кажется какой-то прям уникальной игрой большую часть времени. Ну да, один из лучших главных героев в играх (Ганс Ланда, сливки, ждите короче), прекрасные харизматичные злодеи, “You can’t fight change”, всё вот это. И когда уже игра вроде бы должна закончиться…
Начинается миссия “The Outlaw’s Return”, а за ней - и лучшая часть игры с точки зрения эмоций. Без спойлеров трудно говорить об этом отрезке игры, а в RDR1 в России играло мало людей, к сожалению, поэтому просто скажу - это то, чего ты совсем от Дэна Хаузера не ожидаешь. Особенно после сегмента в Мексике. Или после старой трилогии GTA. Или даже GTA IV, потому что финальная часть RDR - не об экшене, драме на разрыв аорты и прочих штуках. Это очень тонкая история, благодаря которой игрок (хотя может я один такой, и вы в комментах мне все дружно скажете, что я дурной, не знаю) испытывает катарсис после довольно длинного (тут RDR2 поржал конечно) пути до этой миссии. И ровно поэтому концовка RDR является такой легендарной - не потому что неожиданно (ХОТЯ ШОК НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ), а потому что Дэн Хаузер гениально (простите) подвёл к этому моменту. А сцена из эпилога…
ПРОЙДИТЕ ПЕРВЫЙ RDR КОРОЧЕ!
Глава IV - Бразилия и попкорновый эксперимент
Max Payne 3 - по сути второй раз, когда от Дэна Хаузера требовалось написать просто линейную историю (ну, как в Manhunt) и он с этим справился. Понятное дело, это уже не совсем тот Макс, да и не сказать что в этой игре есть свой “That Special Someone” или концовка RDR1 - зато это по факту первый раз, когда Дэн смог написать ровную историю без обязательного прилёта каких-нибудь придурков в сюжет просто потому что надо. Тоже определённая ачивка на пути понятно к чему.
Тут гораздо интереснее в плане развития Хаузера выглядит GTA V. Не знаю, как вы, но для меня три героя в ней - это “а давайте мы придумаем как обосновать наличие бессмысленных фриков в сюжете?” и последующее “О! А давайте сделаем трёх героев, и фриками будут просто друзья этих героев с самого старта? И ещё один из этих троих будет ТАКИМ ФРИКОМ, что он будет говорить не словами, а будущими мемами?”.
GTA V вообще за счёт многих идей сильно ушла от всех базовых стандартов сюжета в серии, о которых я писал выше. Злодея в игре по сути нет, за счёт трёх героев - разные у всех предыстории, да и какой-то большой задачи у персонажей нет, просто грабят и занимаются своими делами, а в конце их захотели прихлопнуть, но они *выбор за игроком лол*. Правда за счёт этого у меня возникает один важный вопрос - о чём игра, блин? Просто:
- GTA III - про то, как Клода кинула Каталина, и он её убил (ВАУ СПОЙЛЕР КАКОЙ КОШМАР)
- GTA VC - про то, как Томми кинул Сонни, и он его убил (ВАУ СПОЙЛЕР КАКОЙ КОШМАР)
- GTA SA - про то, как СиДжея и Свита кинул Тенпенни и Биг Смоук, и СиДжей их убил (ну вы поняли)
- GTA IV - про то, как Нико пытался начать жизнь заново в Либерти-Сити, но от себя не убежишь (ОПА! ЧТО-ТО НОВОЕ!)
- Max Payne 3 - про то, как Макс пытался начать жизнь заново в Бразилии, но от себя не убежишь
- RDR - про то, как Джон не смог убежать от себя, попытавшись начать жизнь заново в Бичерс-Хоуп, и спасает семью
А о чём GTA V? О том, как весело грабить банки? О том, что Майкл начать жизнь заново хотел (этому уделено даже по меркам GTA очень мало времени)? О том, что Тревор - смешной? О. Чём. Эта. Игра?
И это, с одной стороны, грустно, но вроде Rockstar потом ещё какую-то игру сделали в 2018-м, разве нет? Может там Дэн Хаузер смог сделать единый сюжет, без провисонов, с яркими реальными героями, с работающей драмой, с кучей запоминающихся сцен, с великой постановкой кат-сцен, с катарсисом? Может, наконец-то нам не придётся радоваться отдельным моментам, а будем радоваться всей игре?
Конечно
Глава V - Красный умирать искупление, часть два (обожание)
Настраиваемся.
Ладно, недостаточно настроились, вот вам ещё.
Так. С чего начать?
Хммммм… Послушаю ещё одну, ладно. (тут должны были быть ссылки на различные треки из RDR2, но так как у меня нет лайков и подписчиков - представьте, что они здесь есть)
….
Знаю. Какая самая напичканная эмоциональными моментами игра последних лет по мнению большинства? Я опрос не проводил, но мне кажется, что TLoU1. Так вот - о каких в ней моментах речь:
- Начало игры
- Сцена с Тэсс в музее
- Сцена с чернокожими (я забыл как их звать, простите)
- Развязка зимы
- Жираф
- Концовка
Так, а теперь RDR2:
- Начало игры
- Поездка на Подкову
- Рыбалка с Джеком Марстоном (если вы играли в RDR1 - то вообще офигеете)
- Немцы
- Крокодилы и офигевший Джон
- Ограбление в Сен-Дени (да оба)
- Бабка на Гуарме
- Когда в первый раз играет Unshaken
- Вся ветка Шарлотты Бальфур
- Когда Артур узнал, пока ехал по Сен-Дени, что *SPOILER ZONE*
- Диалог с кем-то на вокзале
- Вся ветка Даунсов
- Разборка на горе
- Когда в первый раз играет American Venom
- Фотосессия и поездка на лодке (если не играли в RDR1 - не поймёте)
- Концовка
Эмммм… Ну хорошо, моё мнение, скажете, и я в принципе соглашусь. Но ведь “Одни из нас. Полностью на русском языке” - прекрасная игра, правда. Мне очень нравится там сюжет (да кому не нравится), персонажи, мир, всё прочее. Да вот только, если вы играли и в то, и в то, скажите честно, что сильнее бьёт по вам - “Они не могли ничего сделать” или “Ты мой брат”? “Это я, Элли” или “Мне страшно”? “Сара, всё будет хорошо” или “Я дал тебе всё, что у меня было”? Ну, я даже не знаю.
Ладно, немного безумного обожания закончим, переходим к сути. Ничего особенного на первый взгляд в RDR2 нет, довольно обычная история подъёма и падения, суть в деталях. На всё тот же первый взгляд Хаузер просто:
- Отказался от фриков в пользу немного эксцентричных персонажей, и запихал их в побочные квесты (циркачи, каннибалы, проклятая деревня - вот это всё)
- Сделал очень сложного и многогранного героя с большим количеством отрицательных черт (да блин, Артур на старте вообще чуть ли не Джеймс Эрл Кэш, только не садист того что)
- Очень снизил темп игры ради раскрытия персонажей и создания атмосферы
- Убрал напрочь несвязанные с сюжетом куски игры с помощью идеи про лагерь, а то, что захотел оставить - сделал побочки
- Не стал раскрывать основные темы игры в начале, а очень постепенно, в одном темпе с сюжетом
- И многое другое
Но за счёт этого всего RDR2 ощущается совсем иначе, чем все игры прежде. Даже Максимка Больнов и Красный умрёт искуплённым один все равно ощущались сюжетно, как странные GTA. Типа Max Payne 3 - GTA без открытого мира, а RDR1 - GTA с конями и без радио. RDR2 пусть и имеет много геймплейных сходств с GTA V (действительно, с чего это вдруг), но сюжетно это уже ближе к большим современным RPG. Да, нет прям большой свободы выбора (концовка-то одна, по сути), нет диалоговой системы (кроме сцен пяти, наверное), нет, соответственно, отыгрыша (хотя это момент дискуссионный - считать ли отыгрышем систему чести или нет). Но по другую сторону всего этого - огромное количество побочных квестов, свобода выбора в мелочах, персонажи, сюжет.
Ах да, сюжет, вернёмся к нему. Невозможно без спойлеров объяснить чётко, чем же так хорош сюжет RDR2, но если привести пример - это всё мне очень напоминает Breaking Bad в том смысле, что мы с этими героями проходим очень большой путь за короткое время, в процессе которого герои, с одной стороны, меняются до неузнаваемости, а с другой - это не является роялем в кустах, а логичным отражением событий вокруг, наложенных на этих конкретных персонажей (“Капец ты духоты навалил, братан” - самая популярная мысль у читающих в этот момент, я угадал?). И гениальная (простите) находка с лагерем создаёт все условия для персонажного разнообразного ассортимента, а вместе с низким темпом повествования - не раскрытым не останется никто.
А теперь посмотрите чуть выше, где я сравнивал RDR2 с TLoU1. Сложите с прошлыми двумя абзацами. И осознайте - это всё написал тот же парень, написавший GTA нулевых.
Почему RDR2 - главная игра десятых? Потому что будучи потрясающей игрой по геймплею (что неудивительно, Rockstar же), сюжетно эта игра стала в очень опасной близости к тому, чтобы показать - как можно вызывать эмоции от сюжета, персонажей и событий, используя геймдевовские нарративные инструменты, а не киношные. Просто вау. Но это ещё не всё.
Глава VI - Красный умирать искупление, часть два (чуть меньше обожания)
Могу понять, почему игра нравится далеко не всем, правда. Основная претензия - дико низкий темп (да блин, первые две главы игра тупо вас со всеми знакомит, а это часов 15 геймплея). И мне понятны эти претензии, но RDR2, напоминаю, уникальная игра. И вот в чём:
- Неработающая механика развития лагеря
- Длинные анимации
- Странный и спрятанный очень далеко фаст-тревел
- “Сюжетная условность”, когда у Артура уже дохренальон денег, а Датчу все равно нужны условные пару тысяч
И это всё так, навскидку. Почему так?
А никому не кажется, что так и задумано? Лагерь - ну, вы можете всем помогать, вам накинут чести за это, но какая разница, если *SPOILER ZONE* и всё все равно пойдёт по иному пути? Анимации - разве не реалистично, что во время перестрелки сложно по карманам трупов лазать? Фаст-тревел - разве не круто ехать, условно, из Валентайна в Сен-Дени и по пути встретить три-четыре случайных события?
А последний пункт - немного спойлеров придётся всё же написать.
СПОЙЛЕР АККУРАТНО
Разве не работает ли это на сюжет в том плане, что Датчу-то по факту больше по душе процесс, идеи, борьба, а не заработок? Ведь кто играл в RDR1, видел - Датчу плевать на деньги-то
СПОЙЛЕР ЗАВЕРШЁН
И после подобного складывается какая картина: Red Dead Redemption 2 - игра, в которой каждая мелочь (геймплей, звук, графика, интерфейс) работает исключительно для того, чтобы вы прониклись сюжетом, и всё. Не наслаждались перестрелками (хотя они бомба, как и всегда у Rockstar после перехода на RAGE), не кайфовали от поездок на коне или покупки шляпы, которая вам как раз - а ради сюжета.
И да - это всё от авторов игры, где человек в костюме свиньи бегал за ГГ с бензопилой, именно так.