Я заработал 270 000 рублей на инвестициях в CS:GO, а потратил всего 1 300. Но фиксировать прибыль пока не планирую
Рассказ Сережи Лебедева.
Эта колонка вдохновлена текстом Феди Хвана. Так получилось, что многие моменты моей истории пересекаются с Федиными, но есть одно отличие: в кейсы я инвестировал не на пике стоимости, а когда их можно было купить по 1 рублю.
С тех пор они выросли в цене примерно в 200 раз.
Как я пришел к инвестициям в кейсы
Началось все с трейдинга в Team Fortress 2. Я не застал золотую эпоху – первые шаги были сделаны только в начале 2014 года.
Не сказать, чтобы я был суперуспешным, но в итоге практически с нуля к 2015 году получилось натрейдить на ~1,4 тысячи долларов, если верить backpack.tf (но у меня сильные подозрения, что к моему инвентарю из 2015-го подсасываются цены из 2023-го).
К 2015-му умирала не только сама TF2 (скоро пойдет второе десятилетие похорон игры с текущим онлайном больше 80 тысяч игроков), но и трейдинг: запуск и активное продвижение торговой площадки Steam, добавление ограничений на трейд и временного локдауна на обмен, обязательное использование мобильного аутентификатора для обмена...
Какие-то нововведения вводились Valve для защиты игроков в ответ на действия мошенников, какие-то — для упрощения жизни новичков, которые хотели купить красивую шапку без поиска трейдеров на сторонних сайтах. Уверен, что заработок на комиссии торговой площадки в этом случае — просто приятное дополнение для Valve, а не конечная цель.
Закупаемся кейсами на лоях
К 2016 году я немного разочаровался в классическом трейдинге и просто обменял все свои предметы на ключи, часть из них продал за реальные деньги, а часть – на торговой площадке Steam с простой идеей: когда я захочу купить скин на AWP, уровни для Компендиума или просто новую игру – я потрачу деньги со своего баланса, а не с банковской карты.
При всем этом у меня уже был опыт спекуляций на ТП. Мой любимый абуз из 2014-го заключался в том, что минимальная стоимость одного предмета на тот момент составляла 0,03: 0,01 получал продавец, 0,01 – создатель игры и 0,01 – комиссия Steam.
Заметили, что я не указал валюту? Если игрок был из России, то он покупал условный ящик за 3 копейки, а продать мог как за 1 копейку, так и за 1 цент – смотря какой валютой пользовался покупатель. Если тебе везло, то ты получал примерно 30 копеек прибыли, не везло – оставался почти при своих. Но вручную заниматься этим было утомительно, а на маркете эту тему окучивали боты – в итоге я забил.
Повезло – покупатель взял ящик за цент:
Не повезло: покупатель взял ящик за копейку. Возможно это был и не покупатель, а такой же абузер, который боролся с конкурентами:
В общем, к 2016-му у меня все еще оставалось примерное понимание того, как работает торговая площадка, и что такое спрос и предложение на ней.
Идея была простая: взять дешевые кейсы из CS:GO и просто очень долго их держать. Рано или поздно их дроп ограничат, и тогда они начнут дорожать.
Сказано – сделано. Я закупал кейсы в бешеных количествах – на мейне, на смурфе, плюс создал третий аккаунт: задепал туда то ли 400, то ли 500 рублей, но в итоге до покупки кейсов так и не дошло из-за холда Steam.
Но на мейне и смурфе я закупился. Способа узнать точное количество купленных кейсов я не нашел, потому что просто считать бесконечные страницы в истории покупок торговой площадки – идея сомнительная. Но если очень грубо прикидывать, то куплено было порядка 2500 кейсов.
Приобретал я в основном Револьверный, Хромированный оружейный и «Фальшион». Но были и другие, например, кейс операции «Прорыв». Часть со временем распродавалась ровно для того, на что я и рассчитывал: покупку внутриигровых предметов и игр Steam.
И если узнать точное количество купленных кейсов – проблема, то вот их текущее количество проверить просто. На момент написания поста, если верить расширению Steam Inventory Helper, мой инвентарь на смурфе имеет 1300 кейсов и стоит 270 тысяч стиморублей:
На мейне солянка из недорогих скинов и кучи самых разных кейсов, из которых больше всего «Фальшиона» (725 штук) – 130 тысяч стиморублей:
Настало время очень грубой математики для расчета профита. Заморачиваться с мейном сложно – много скинов, наклеек и серий кейсов. Да и по стоимости этот инвентарь в два раза дешевле инвентаря на смурфе-хранилище. Поэтому считаем смурф.
1300 кейсов
Будем исходить из средней стоимости покупки в 1 рубль: 1300 рублей
Текущая стоимость инвентаря в Стиме с 1300 кейсами: 270 000 рублей
На этом моменте я посчитал процентный прирост и не поверил. Вот скриншот калькулятора:
Понятно, что есть два важных дисклеймера:
- Steam берет ~15% комиссии, если я захочу продать кейсы на площадке;
- Если продать кейсы на сторонних площадках не за стиморубли, а за нормальные – с получением на карту – то реальная комиссия может быть около 30%.
Но зачем продавать?
Почему я не хочу фиксировать прибыль в 20 000%
Нет какой-то одной причины:
- Банально – сейчас мне не нужны эти деньги как на балансе Стима, так и в оффлайне. Я уже давно не апаю компендиум сотнями уровней, меня не интересует покупка ножа или перчаток, а в оффлайне у меня нет жесткой необходимости в деньгах – все мои текущие расходы покрываются зарплатой. Если что-то из этого изменится, то я без сантиментов продам нужное количество кейсов – хоть все;
- Я верю, что в будущем ящики станут еще дороже. Мое предположение заключается в том, что Valve не будет сильно менять систему кейсов даже с переходом на Source 2, ведь все ключи можно купить только у Valve. И предполагаю, что продавать эти кейсы в магазине CS 2 за фиксированную цену вместо внутриигровых дропов или торговой площадки – плохая идея как с точки зрения отдельной игры, так и всей экосистемы Steam. Уверен, что Valve заинтересована, чтобы в этой закрытой системе бесконечно ходили деньги, попутно отстегивая комиссии. Если в один день игроки не смогут продать свои кейсы, чтобы купить игру на распродаже или шапку в TF2, бизнес Valve потеряет слишком много;
- Кейсы – защита от девальвации рубля. Как бы смешно это ни звучало, но это правда: если завтра рубль ослабнет с 80 рублей за доллар до 240 рублей, то послезавтра Valve подкрутит курсы обмена в своей экосистеме, и весь мир продолжит платить за полуторадолларовый кейс полтора доллара, а я смогу продать его не за 120 рублей, а за 360. Такая вот квазивалютная позиция.
Главный риск тут один – Valve
Может ли Valve изменить систему дропов кейсов или добавить на рынок кучу новых кейсов, что обрушит их цену? Наверное, да. При реализации этого сценария 20000% профита могут превратиться в 2000%, 200% или 0%.
Может ли Valve полностью закрыть возможность обмена предметами между игроками? Наверное, да. В этом случае я смогу купить себе все скины мира, но только внутри торговой площадки Steam. Обкэшиться не получится.
Ищу ли я другие возможности для инвестиций, чтобы повторить этот результат? Нет.
Окно возможностей ушло, заходить в более крупные истории мне неинтересно. Например, покупать сейчас кейсы по 60 рублей в надежде обкэшиться по 100-200-300 рублей – трата денег и времени. Речь не про годы ожидания роста: эту историю надо изучать, менеджерить, регать новые аккаунты из-за лимитов по хранению предметов в инвентаре.
Поэтому я просто сижу и жду. Кейсы мне карман не жгут – если бы не колонка Феди, то в следующий раз я бы вспомнил о них, когда мне потребовалось бы купить новую игру в Стиме или пофлексить крутым скином на AWP на турнире редакции.
Кейсы дорожают и кейсы дешевеют – а мне все равно. Наверное, в этом плане мне легче, потому что на соседнем экране открыты котировки российских акций, колебания которых могут дать фору и кейсам, и биткоину.
Удаление Боевого пропуска – лучшее, что случалось с Дотой. Он был набором хлама
Отмена Боевого пропуска – очень плохой знак. Дальше будет хуже