Почему у Джеймса Кэмерона идеальные сиквелы? Он следует 9 правилам

Разбираем «Чужих», «Терминатора 2» и «Аватара».

В кино есть закон – сиквел хуже оригинала. Для множества франшиз продолжения стали чем-то вроде криптонита. Все логично: студии снимают их ради денег, зритель требует одновременно бережного отношения к первой части и чего-то нового, а критики въедливо сравнивают с оригиналом.

Но есть в Голливуде режиссер, над которым такие законы не властны. Он почти 40 лет делает лучшие продолжения в мире – это Джеймс Кэмерон. Я изучил его творчество, чтобы понять, почему он делает то, на что другие не способны.

Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!

Что уникального в сиквелах Кэмерона?

Снять один успешный сиквел сложно, но можно. А у Джеймса Кэмерона их целых три: «Чужие», «Терминатор 2: Судный день» и «Аватар: Путь воды». Но дело не только в количестве. 

Во-первых, Кэмерон снимал сиквелы в совершенно разные эпохи: первый в середине 80-х, последний вышел в 2023 году. За это время кино изменилось, а фильмы Джеймса все так же успешны.

Загружаю...

Во-вторых, он работал с тремя очень разными франшизами. Это отличает его от других режиссеров с успешными сиквелами вроде братьев Руссо или сестер Вачовски.

В-третьих, в фильмографии Кэмерона не только продолжения собственных фильмов. Есть еще великий сиквел «Чужого» Ридли Скотта.

Правило первое. Сохранить главных персонажей

Джеймс Кэмерон понимает, что сиквел для зрителя – это продолжение истории конкретных персонажей. Звучит как сущая банальность, но вспомните «Сына маски» без Джима Керри или «Скорость 2» без Киану Ривза (кому они вообще нужны?). Без привычных героев зритель почувствует себя обманутым. 

Кэмерон с маниакальным упорством сохранял в продолжениях всех важных персонажей оригиналов. В «Чужих» и «Терминаторе» это буквально все, кто выжил, включая кота Джонси. Но ярче всего такой подход проявился в фильме «Аватар: Путь воды». Здесь Кэмерон даже воскресил двух героев, погибших в первой части: доктора Грэйс Огустин (Сигурни Уивер) и полковника Майлза Куоритч (Стивен Лэнг). Благо фантастический сеттинг Пандоры позволил это провернуть.

Правило второе. Знакомым персонажам нужна новая мотивация

Общая тема оригинальных «Чужого», «Терминатора» и «Аватара» – столкновение человека с неизведанным. И мотивация главных героев в этом предельно проста: Эллен Рипли и Сара Коннор стремятся выжить, а Джейк Салли – разобраться, кто он на самом деле.

Оригинальный сеттинг делает основную работу за сценаристов. Но в сиквеле эта завораживающая сила новизны уже не работает. Загадочное космическое чудовище полностью изучено, беспощадный робот из будущего оказывается не таким уж и бессмертным, а о поразительном мире Пандоры даже Ubisoft выпустила игру. 

Зрителю нужно объяснить, почему герои все еще сражаются с монстрами и роботами или защищают чужой мир. В сиквелах Кэмерон находит одну и ту же универсальную причину – семья. Эллен и Сара становятся матерями, Джейк – отцом. И это идеальное решение, которое одновременно развивает персонажей и дает им понятную большинству зрителей мотивацию.

Загружаю...

В Голливуде есть один человек, с которым я всегда хотел работать и учиться. И так, я думаю, ты получаешь желаемое, если ждешь. Вин Дизель о Джеймсе Кэмероне 

Все указывает, что темой следующей части «Аватара» будет месть – еще одно универсальное и понятное всем чувство.

Правило третье. Сохранить ключевой конфликт

Здесь мы говорим не о повторении сюжета, а именно о ключевом конфликте. В «Чужом» это явное противостояние героев с ксеноморфом и скрытое с корпорацией Weyland-Yutani Corporation. В «Терминаторе» – борьба с роботом и недоверием от обычных людей, не готовых принять страшную правду о будущем. В «Аватаре» Джейк Салли сражается с безжалостным человечеством и пытается стать для На’ви своим.

Сиквелы Джеймса Кэмерона посвящены все тем же конфликтам. Режиссер не ввел третьей стороны, новых врагов и не сделал так, чтобы прошлые злодеи превратились в героев.

Главный враг любого фильма – это время. За 2-3 часа нужно успеть слишком много, и если оригинал уже рассказал зрителю историю, в которую он поверил, то странно этим не воспользоваться. 

У блокбастера нет столько времени и возможностей, чтобы, как в «Атаке Титанов», менять главных злодеев и ключевой конфликт пару раз за сезон. Вспомните «Прометей» и «Чужой: Завет» Ридли Скотта. Кажется, великому британцу просто не хватило времени, чтобы мы поверили в фильм о ксеноморфе без ксеноморфа.

Правило четвертое. Изменить жанр и тональность

Может показаться, что формула идеального сиквела Кэмерона – громче, больше и масштабнее. Но его подход более комплексный. 

Сиквел почти всегда в проигрыше – простое повторение покажется скучным, а слишком большие различия воспринимают как надругательство над классикой. Можно поступить, как в продолжении «Челюстей» – взять акулу побольше/несколько акул или заменить автобус на круизный лайнер. Достаточное же отличие – машина едет, а корабль идет? 

Загружаю...

А можно, как Джеймс Кемерон, предложить зрителю тот же самый фильм (насколько он тот же самый, мы еще обсудим), но в другом жанре и с иной тональностью.

«Чужой» Ридли Скотта – герметичный триллер про маньяка, только с ксеноморфом и в космосе. Темный, мрачный и пугающий.

В космосе твой крик никто не услышит Слоган «Чужого»

«Терминатор» фактически повторяет эту формулу, только с роботом и восьмидесятыми. Не зря Кэмерон говорил, что вдохновлялся фильмом Скотта. 

В сиквелах обоих фильмов Кэмерон меняет жанр на приключенческий боевик со взрывами, юмором и более светлым финалом.

С «Аватаром» обратная ситуация. Оригинал – довольно позитивное приключенческое кино с кошкоподобными (а оттого привлекательными) инопланетянами, красивыми пейзажами и стереотипными злодеями. Сиквел мрачнее и драматичнее: с ужасами войны, уже неоднозначными героями и злодеями и трагическими смертями. 

Кэмерон понимает, что нет смысла бороться с оригиналом, потому что зритель в любом случае выберет именно его. Гораздо лучше предложить новый взгляд. Так ты и сохранишь у аудитории наслаждение от предыдущего фильма, и одновременно дашь что-то новое. 

Правило пятое. Цитируй и копируй оригинал

С «Аватаром» и «Терминатором» все понятно – они детища самого Кэмерона, логично, что режиссер часто копирует себя. Но показательно, насколько бережно он относится к наследию «Чужого» Скотта. 

Вот открывающая сцена из «Чужого».

В продолжении Джеймса Кэмерона есть похожая сцена.  

Или кадр, демонстрирующий особый интерес андроида к ксеноморфу. 

И сцена из продолжения. 

Для Кэмерона важно, чтобы зритель понимал, что его сиквел – не отдельный фильм, а продолжение. В когнитивной психологии говорят об эффекте переноса: когда ранее пережитые эмоции человек переносит на другой объект. Сиквелы Кэмерона за счет правильного цитирования вызывают у зрителей эмоции, которые он испытывал во время просмотра оригинала. 

Загружаю...

Правило шестое. Не повторяй одну и ту же информацию

Может показаться, что это правило противоречит предыдущему пункту. Но одно дело визуально копировать и воссоздавать атмосферу, а другое – грузить лишней информацией. 

Кевин Файги возмущался, что Sony в перезапуске «Человека-паука» вновь начала со смерти дяди Бена. Почти в каждом фильме о Бэтмене неизменно показывают убийство его родителей. Для большей части аудитории такие сцены – трата времени. 

Поэтому в «Аватаре 2» не рассказывают, что Эйва – всепланетная нейросеть. В «Чужом» не повторяют, из чего состоит панцирь и кровь ксеноморфа. В «Судном дне» войне в будущем практически не уделяют внимания, потому что нам и так о ней достаточно рассказали.

Чтобы не повторяться, Кэмерон даже лишается потенциально культовых моментов. Одна из самых запоминающихся сцен в «Чужом» – посещение инопланетного корабля и первое заражение лицехватом.

Повторить такую сцену было очень заманчиво. Но у Кэмерона в режиссерской версии она выглядит вот так: 

Правило седьмое. Сиквел должен ответить на главные вопросы и развить идеи оригинала

Одна из причин смотреть сиквелы – узнать ответы на вопросы, оставшиеся после предыдущей части. Продолжения Кэмерона всегда дают аудитории то, что она хочет. 

Какие незакрытые гештальты остались после «Чужого»? Вопрос, откуда берутся ксеноморфы и как устроено их общество. Еще сиквел раскрыл характер Рипли, обозначенный в первой части лишь пунктиром. 

Для «Терминатора» ключевым вопросом было – можно ли остановить апокалипсис? А еще желание увидеть новых терминаторов и узнать, как предназначение изменило Сару Коннор. 

После первого «Аватара» всех волновало, почему люди настолько агрессивно и беспощадно ведут себя на Пандоре. 

Аудитория получила ответы на все вопросы.

Правило восьмое. Удивляй и обманывай

Обман ожиданий часто вызывает самые сильные эмоции у зрителей. Хрестоматийный пример из сиквелов Кэмерона – превращение в «Терминаторе 2» Арнольда Шварценеггера в главного героя. 

Загружаю...

В «Чужих» персонажей, ломающих ожидания, уже два. В оригинале самая жуткая сцена связана с андроидом Эшем. Кэмерон прекрасно понимал, что после этого у зрителей будет такое же недоверие к киборгам, как и у самой Рипли. Поэтому в сиквеле он пугает аудиторию новым андроидом – Бишопом. В итоге Бишоп оказался одним из главных положительных героев.

Другое дело Картер Берк. Он вроде бы представитель стороны зла – корпорации Weyland-Yutani Corporation, но весь фильм нас убеждают в обратном. Картер единственный, кто относится к Рипли с сочувствием. Кэмерон специально выбрал на роль Берка известного американского комика Пола Райзера, чтобы аудитория ему доверяла. В итоге корпорат оказывается именно тем, кем должен быть – главным злодеем, виновным в сотнях смертей. Но зритель в это уже практически не верил.

В «Аватаре: Путь воды» роль перевертыша уготована полковнику Куоритчу, который постепенно показывает все больше положительных черт, а под конец проявляет настоящую отцовскую любовь. 

Правило девятое. Сиквел – это буквально тот же фильм

Да, с развитием идей, новой мотивацией и сменой жанра. Но тот же. Кэмерон буквально воспроизводит на экране ключевые сцены и целые сюжетные арки. Эту особенность его сиквелов сильно недооценивают.

Вот как выглядит финал «Чужого» Ридли Скотта: Рипли спаслась с «Ностромо» за мгновение до взрыва и уверена, что уничтожила ксеноморфа. Но он пробрался на борт челнока, поэтому Эллен надевает скафандр и выбрасывает монстра в открытый космос.

Вот как выглядит финал «Чужих» Джеймса Кэмерона: Рипли спаслась с планеты за мгновение до взрыва и уверена, что уничтожила Королеву ксеноморфов. Но она пробралась на борт корабля, поэтому Эллен надевает экзоскелет и выбрасывает монстра в открытый космос.

Загружаю...

Вот основные элементы финала обоих «Терминаторов»:

  • псевдофинал с аварией большого грузовика; 
  • погоня на заводе; 
  • смерть защитника Сары Коннор; 
  • убийство Терминатора; 
  • завершающая сцена с размышлениями о будущем человечества. 

Да, в сиквеле Терминатор Шварценеггера умер, чтобы возродиться, но структура практически идентична. 

«Путь воды» и вовсе почти повторяет весь сюжет оригинала: от космического вступления до попытки стать своими в новом племени и финальной битвы на ножах. Показательно, что Кэмерон сохранил сюжетную линию с постепенным превращением человека в На’ви, только теперь этот путь проходит не Джейк Салли, а его доппельгангер – полковник Куоритч.

* * *

Получается, Джеймс Кэмерон всех обманул? Просто переснял оригинальные фильмы и заработал кучу денег и славу великого режиссера? Конечно нет. 

Просто, как ни странно, оригинальность сюжета не так важна. Вспомните, сколько было экранизаций истории Шерлока Холмса или постановок Шекспира. 

Важно, насколько зритель проникается этим конкретным произведением, видит ли он для себя новые смыслы, способно ли оно его удивлять. 

В итоге главный секрет продолжений Джеймса Кэмерона состоит из трех простых правил: 

  • сохраняй связь с оригиналом; 
  • давай зрителю то, что он хочет; 
  • используй все, что сработало в оригинале.

Как создавали «Аватар: Путь воды». Кэмерон писал сценарий 7 лет, актеров тренировал инструктор ВМС США Джеймс Кэмерон рассказал, откуда взял идеи для «Терминатора», «Чужого» и «Аватара». Гениально! Босс сказал Джеймсу Кэмерону сократить «Аватар». Вот что он ответил!

Еще о Джеймсе Кэмероне