GTA 3 – лучшая в серии. Вот 4 доказательства
Фановее 99% современных игр.
Хоть я и большой фанат Rockstar Games, но прошел GTA 3 только сейчас. Она всегда пугала мрачностью: дождливый серый Либерти-Сити не мог сравниться с яркими солнечными Вайс-Сити и огромным штатом Сан-Андреас. В GTA 3 – The Definitive Edition цвета стали живее, город приобрел краски – наконец я засел за классику. И это восхитительные часы! Игра все еще прекрасна: там безупречный открытый мир, а квесты цитируются даже спустя 20 лет.
GTA 3 реализовала идеальный опенворлд
Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
Пока студии Ubisoft безуспешно придумывают живой открытый мир, Rockstar сделала это еще в 2001 году. Короткая катсцена – и я оказываюсь в большом дышащем городе. По скверу гуляют люди, в Чайнатауне продавцы торгуют мелочевкой, а как стемнеет – улицы заполоняют ночные бабочки. Да, Либерти-Сити лишь декорация: только отвернешься – и машины сразу пропадают. Но студия еще 22 года назад создала работающий механизм правдоподобного мегаполиса!
Помните то чувство, когда наконец открывают мост Каллахан? Едешь на Стонтон-Айленд, видишь эти огромные небоскребы, стадион – застройка совсем не та, что в Портленде. Шорсайд-Вейл тоже выглядит иначе: по улицам Вичита-Гарденс бродят хоуми, а на холмах лежат большие виллы, где живут богачи. Уже в GTA 3 появился аэропорт, где находился небольшой самолетик Dodo. Летать на нем сложно, но самые упорные научились держаться в воздухе несколько минут.
Либерти-Сити вызывает интерес даже сейчас. Город хочется изучать, искать секретные пакеты и машины для импорта-экспорта. Важное отличие миров Rockstar от подражателей – они не про сюжетную беготню. Я кайфую просто от езды по улочкам и дворикам, рассматриванию окрестностей. Побочки порой активируются просто в момент посадки в прикольную тачку. Игра удивляет до самого конца – приятная особенность для ААА-гейминга.
Серия топчется на месте из-за GTA 3. Лучше просто некуда
Вы наверняка заметили, что франшиза GTA особо никуда не движется. Геймеры побывали в виртуальных Майами, трех городах на западе США, возвращались в Нью-Йорк. Порой игры становились крайне серьезными (привет, Нико!) или делали ставку на трех главных героев и большую историю с ограблениями.
Однако геймплей как был про езду и стрельбу, таким и остался. Уверен, что грядущая GTA 6 себе не изменит: так же будем угонять тачки, шмалять по врагам и проходить отрезок жизни протагонистов.
Почему так? Rockstar столкнулась с непреодолимым барьером: она нашла концепт идеального экшена еще тогда, в начале века. Феерические продажи и любовь миллионов фанатов доказывают, что геймплейную основу трогать нельзя. Так что нам предстоит еще долго играть по сути в улучшенную версию GTA 3 – ведь основные механики впервые появились именно в ней.
Клод вытаскивает из-за руля бабульку, садится в ее машину и быстро сваливает. Клод достает ствол и стреляет по итальянцам/триадам. Клод за рулем останавливается возле симпатичной барышни, чтобы она поправила ему здоровье.
Часть механик реализовали еще в первых GTA, но переход в 3D-измерение подбустил их и сделал легендарными.
Как создавали GTA 3: игру порезали после 11 сентября, здесь появилась фирменная обложка серии
Квесты GTA 3 так никто и не переплюнул. Даже сама Rockstar
Сейчас эти миссии считаются клише. Но тогда были в диковинку и действительно радовали. GTA 3 цитировала сотни фильмов и книг, но в игровой индустрии она произвела революцию. Криминальный жанр еще не препарировали в таких масштабах и с такой иронией.
Я минировал тачки и отвозил их на то же место, чтобы увидеть бадабум! На скорость развозил проституток, чтобы местные копы не скучали. Собирал порножурналы на улицах города, чтобы тираж не пропал зря. Эти квесты проходятся в первые два часа игры – авторы не тянут лямку и не заваливают нас скукотищей.
Крайне важна и подача. Задания раздают максимально карикатурные герои с живым лексиконом. Например, сын босса семьи Леоне, который постоянно торчит в автомастерской и души не чает в знакомой проститутке. Или Марти Чонкс, который сбрендил и для сохранения бизнеса (фабрики собачьего корма) убивает сперва своего менеджера, а в конце и жену. Угадайте, куда он девает тела.
Герои с придурью – фишка серии. Они постоянно встречаются и в более поздних GTA. Вот только это уже не воспринимается так свежо и оригинально. Каждая GTA запоминается несколькими, особо упоротыми миссиями. Ну а третья часть серии только из них и состоит! Я давно так не смеялся: каждые минут 20 всплывает новый идиотский герой или задание, от которого один восторг.
Помните Рэя Мачовски? Продажный коп дает квесты в подземном туалете Бельвиль-Парка. Видимо от стресса он вечно сидит на унитазе, откуда и раздает указания. Однажды я получил приказ добить бывшего напарника Рэя, который закутан в гипс с головы до ног. Беднягу не берут ни пули, ни огонь! Я несколько раз перепроходил квест, прежде чем понял, как его вообще убить – оказалось, гранатами. Схожая безбашенность присуща всей сюжетке.
Не отстают и побочные задания. GTA очень идут аркадные увеселения: на пару часов можно прикинуться копом, медиком или пожарным. По сути влезть в шкуру другого человека, который устраняет последствия хаоса, что учиняет главный герой. Или, напротив, активировать буйства – и крушить все подряд в попытке вщемиться в лимит времени.
Я наиграл сотни часов в GTA: San Andreas. И не прошел ни одной миссии
Музыка и радио задают тон франшизе
Первые GTA делали шаги в этом направлении, но технические особенности сдерживали прогресс. С появлением PS2 разработчикам стало куда проще: благодаря фиче потоковой передачи данных с диска в экшене появились аж 9 радиостанций. На 8 из них играла музыка – и это не те пару десятков треков из GTA 2.
Лицензированные треки разных жанров добавляли игре глубины. Когда я садился за руль, а там играла классная песня, то хотелось одного – ехать и не останавливаться. Атмосфера большого города достигается ведь и за счет таких приемов: когда будто ветер шумит в ушах и мчишь на полной скорости под электронный бит либо рокот гитар.
В GTA 2 на радио орал неадекватный диджей, а здесь ведущий есть на каждой радиостанции. Больше всего запоминается Лазло Джонс с разговорной Chatterbox FM. Реальный ведущий и сценарист болтает с приглашенными гостями, среди которых попадаются бриллианты. Вот человек с голосом Тони Сиприани жалуется, что «мать опять его третирует, а ведь он уже взрослый мужчина, которого все вокруг боятся». Другой герой до смерти страшится пчел-убийц и уверен, что «они возьмут верх над людьми». Девушка Клода Мария тоже звонит на станцию, чтобы пожаловаться на главного героя: «Он не слишком много говорит… Всегда работает или тусуется с ребятами».
Такие детали и мини-истории делают игру живой и правдоподобной. Будто это сумасшедшая альтернативная реальность, в которой я – немой главный герой-бандит, мечтающий о деньгах и славе в криминальном мире. Такие игры и становятся легендами.