12 российских игр, которые финансирует государство. Как они выглядят и кто разработчики?

«Смута», квест про контрразведчика и симулятор судебного процесса.

Российское государство все активнее участвует в жизни игровой отрасли. Среди властных инициатив: налоговые льготы для студий, создание отечественного игрового движка и разработка отдельной целевой программы поддержки индустрии. 

Но это все в будущем, сейчас основное направление поддержки – финансирование разработки игр. Выделяет субсидии государственное НКО Институт развития интернета (ИРИ). По словам его гендиректора Алексея Гореславского, ИРИ только в 2022 году планировал потратить более миллиарда рублей на создание видеоигр. 

Мы собрали информацию обо всех известных проектах, получивших господдержку, чтобы выяснить – каким играм и от каких разработчиков отдает предпочтение государство.

Важно: в официальной отчетности Института развития интернета чаще всего есть информация только о названии видеоигры, получившей субсидии. Остальные данные (от суммы инвестиций до студии разработчика) взяты из открытых источников: интервью, соцсетей, цифровых магазинов и так далее.

Загружаю...

Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!

Смута

 

Жанр: экшен-RPG

Разработчик: «Сайберия Нова»

Другие выпущенные видеоигры: нет

Государственные инвестиции: более 500 млн рублей

Дата выхода: 2024 год

Начнем с самой известной игры с государственным финансированием. Разработчики из «Сайберия Нова» обещают, что «Смута» будет современным экшеном от третьего лица в открытом мире с квестами, RPG-элементами, несколькими сюжетными линиями и исторически достоверным окружением. В общем, все, к чему мы так привыкли, только без вышек и с сильным русским духом – руководитель студии Алексей Копцев описывает игру как «Ghost of Tsushima а-ля рус».

Анонс вызвал скепсис в игровом сообществе. Но сейчас проект «Сайберия Нова» выглядит эталонной игрой, получившей госфинансирование: у «Смуты» есть отдельный сайт, а глава Алексей Копцев дал программное интервью «Навигатору игрового мира». В мае 2023 года вовсе слили пре-альфа-версии игры с картой, геймплеем и огромными восклицательными знаками над квестовыми персонажами. 

Геймплей «Смуты» слили в сеть. Подозревают самих разработчиков

Your browser does not support the video tag.

Вроде все хорошо, но к разработчикам и ИРИ все равно полно вопросов.

Во-первых, почему на проект «Сайберия Нова» выделили такие значительные госинвестиции? У студии нет самостоятельного опыта создания крупных видеоигр. До «Смуты» она, согласно официальному сайту, специализировалась на «производстве сложных прототипов на Unity и Unreal» и графическом аутсорсе для международных компаний вроде Wargaming Inc. Да, для среднебюджетной игры 500 млн рублей немного (Atomic Heart, по оценкам экспертов, стоила 1,5-2 млрд рублей), но это все равно огромные деньги для финансирования искусства в России. На «Вызов», «Викинга» или «Чебурашку» «Фонд Кино» выделял всего по 400 млн рублей. 

Загружаю...

Во-вторых, а кто разрабатывает «Смуту»? Заходим на сайт «Сайберия Нова» – кстати, вот так он выглядит:

 

Одна строчка в графе «о команде» – около 30 сотрудников, «в том числе несколько ветеранов игровой индустрии». Логично предположить, что одним из критериев получения госфинансирования должен быть опыт и квалификация команды разработчиков. Но что это за команда? Непонятно.

В-третьих, почему «Сайберия Нова» так долго молчала? Соцсети компании – мертвые, последний пост в VK от июля 2022 года. Полноценных трейлеров нет, рекламы нет, взаимодействия со СМИ, кроме единственного интервью, нет. Впечатление, что «Сайберия Нова» стремится не привлечь к проекту внимание потенциальных покупателей, а просто доказать, что он существует. Но если игру никто не купит, то это будет неважно.

Впрочем, скоро все может измениться. 30 мая 2023-го «Сайберия Нова» запустила официальную группу «Смуты» в VK, заявив: «Время тишины закончилось. Теперь новости будут публиковаться регулярно и с хорошей периодичностью». И пока она держит слово.

Загружаю...

Какие игры доступны в России, несмотря на санкции? Составили список

Русская Контрразведка – Начало

 

Жанр: квест

Разработчик: ООО «Технологии Репликации»

Другие выпущенные видеоигры: нет

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: 2022 год

А хотите прямо сейчас поиграть в игру, разработанную на бюджетные деньги? Скачивайте для iOS или Android «Русская Контрразведка – Начало». Это 2D-квест, визуально похожий на Valiant Hearts, длительностью 40 минут (судя по полному прохождению на YouTube). Игра рассказывает о становлении отечественной контрразведки. В описании раскрывается предыстория: «вся служба контрразведки в те времена состояла из восьми человек» (видимо, отсюда такая продолжительность). А еще отмечается исключительная гуманность геймплея: «продвигаться по уровням игрок будет, не убивая врагов, а решая головоломки, ускользая от опасностей и спасая жизни другим людям». 

Компания «Технологии Репликации» до этого игр не разрабатывала, зато выпустила несколько программных продуктов, в том числе для Центризбиркома и партии «Единая Россия». 

Впрочем, отсутствие опыта в геймдеве не помешало ИРИ в 2021 году выделить «Технологиям Репликации» деньги на разработку игры в рамках конкурса по созданию контента для молодежи. 

Тема нелегких будней первых отечественных контрразведчиков – важная и патриотическая, но пока не очень понятно, как квест используют в деле воспитания молодежи.

Хорошие русские в играх тоже бывают. Вот 7 примеров

«БУКИ» и «Вера и Фома: пойдем играть!»

Жанры: коллекционная мобильная головоломка и карточная игра

Разработчик: АНО «ГРАММА»

Другие выпущенные видеоигры: нет

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: неизвестно

Разработчики описывают «БУКИ» как «коллекционную мобильную игру про текстовую алхимию, сбор слов на книжных обложках и ловлю призраков в заброшенных библиотеках». Фактически игра совмещает Scrabble с механиками «три в ряд» и коллекционированием. 

Загружаю...

Про «Вера и Фома: пойдем играть!» известно гораздо меньше – это историческая карточная игра, которую создают совместно с православной радиостанцией «Вера». 

Разработчики из АНО «Грамма» до этого играми не занимались, а среди их проектов: «Блог Александра Невского» в соцсетях, аудиоспектакли и изучение истории в сторис. Но не спешите делать выводы, АНО «Грамма» в этом списке – эталонный разработчик:

  • У «БУКИ» есть сайт с детальной информацией о всех этапах разработки. Он визуально приятный, удобный и понятный. 
  • В команде АНО «Грамма» числятся не абстрактные, а настоящие ветераны индустрии. Например, Олег Доброштан, работающий в издательстве 101XP, или Владимир Ковтун, бывший геймдизайнер «Танков Онлайн». 
  • У проектов понятная общественная значимость. «Буки» ориентирована на изучение русского языка, а «Вера и Фома: пойдем играть!» на изучение истории.

Спарта 

Your browser does not support the video tag.

Геймплей игры Epic Army Clash от Lipsar Studio

Жанр: тактическая пошаговая игра

Разработчик: Lipsar Studio

Другие выпущенные видеоигры: более 50 мобильных и браузерных игр

Государственные инвестиции: 90 млн рублей

Дата выхода: неизвестно

«Спарта» – пошаговая тактика, посвященная подвигам отечественной ЧВК в Африке. Разработчики называют ее «пошаговой тактической рпг, как XCOM: Enemy Unknown или Jagged Alliance 2». В интервью представитель Института развития интернета отметил, что «Спарта» соответствует «текущим реалиям» и заявил: «Это игра о храбрых парнях из России, которые борются со злом, в данном случае в африканской стране». 

До получения поддержки от ИРИ Lipsar Studio разрабатывала «лучшие гиперказуальные игры и уникальные проекты в AR/VR, Data Science областях». В AppStore у нее опубликовано 55 мобильных игр, в «Яндекс Играх» – 5 браузерных. 

Конечно, можно пошутить, что название Lipsar Studio – анаграмма слова «Распил», но это самая опытная студия, получившая государственное финансирование. Впрочем, большой активности разработчик все равно не проявляет: на их группу VK подписано 15 аккаунтов, телеграм-канал создан 19 октября 2022 года (после получения госфинансирования), и в нем всего один пост.

Загружаю...

All rise! Всем встать!

Your browser does not support the video tag.

Жанр: симулятор судебного процесса 

Разработчик: Некоммерческая организация «Фонд военно-исторического кино»

Другие выпущенные видеоигры: нет

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: неизвестно

В открытых источниках об игре «All rise! Всем встать!» можно найти всего два факта:

  1. ИРИ выделил деньги на ее разработку в 2022 году в рамках конкурса по созданию «Национального контента».
  2. Разработчикам отказал в финансировании Президентский фонд культурных инициатив. 

Благодаря заявке на сайте Фонда президентских инициатив мы можем узнать хоть какую-то информацию о проекте. 

«All rise! Всем встать!» задуман как симулятор судебного процесса и расскажет о Нюрнбергском трибунале над нацистскими преступниками. Игра даст «уникальный шанс донести большой объем информации без потери концентрации зрителя-участника». Еще в заявке сказано, что жанр судебного симулятора популярен «среди подростков и взрослых, мужчин и женщин». 

Думаю, не нужно упоминать, что «Фонд военно-исторического кино» до этого никогда не занимался видеоиграми, а после получения госфинансирования в официальной группе «Вконтакте» и на сайте не появилось никакой информации об «All rise! Всем встать!».

Магия знаний: история России

 

Жанр: квест

Разработчики: Минпросвещения России, VK и российское общество «Знание»

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: декабрь 2022 года

Согласно сайту проекта, «Магия знаний» – историко-культурная игровая образовательная платформа для младших школьников. По сути, это просто браузерный point-and-click квест, нацеленный на изучение истории России. Минпросвещения России советует использовать игру во время уроков истории и внеклассных занятий. 

Нам не удалось познакомиться с игрой поближе. Проблема возникла на этапе регистрации, хотя на сайте игры написано: «Если педагог передал вам код класса, введите его при регистрации. Если у вас нет кода класса, оставьте поле пустым». 

Под постами в официальной группе VK в среднем не больше 10 лайков – видимо, особой популярностью «Магия знаний» у школьников не пользуется. 

Загружаю...

Для создания проекта потребовались совместные усилия министерства, крупной IT-корпорации и государственной НКО, да еще и дополнительное финансирование от Института развития интернета. Но кажется, в планах разработчиков создание полноценной франшизы. Уже выпущены: «Магия знаний: Изобретения», «Магия знаний: 12 апреля» и «Магия знаний: Масленица».

Фиксики: космическая история

Жанр: игра для детей

Разработчик: Devgame

Другие выпущенные видеоигры: множество развивающих игр для детей

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: 2023 год

«Фиксики» разрабатываются опытной студией Devgame, которая специализируется на детских играх. Проект образовательной и развивающей направленности, в нем, согласно ИРИ, будет «пять музеев о науке и космонавтике, в каждом – тематические мини-игры». Опытный разработчик, ясные перспективы проекта, видна социальная значимость – пример абсолютно понятного выбора игры для госфинансирования. Хотя верится, что проект с таким коммерческим потенциалом вполне может финансироваться и из внебюджетных средств. Кто не слышал про «Фиксиков»?

Играем и учимся с Бодо Бородо

Жанр: игра для детей

Разработчик: «1С-Паблишинг»

Другие выпущенные видеоигры: множество развивающих игр для детей

Государственные инвестиции: неизвестно

Дата выхода: 2022 год

Ситуация, абсолютно идентичная «Фиксикам» – популярный детский бренд, опытный разработчик, образовательная и развивающая направленность. Игру про Бодо Бородо можно оценить на iOS или Android.

Объемная история

Your browser does not support the video tag.

Жанр: VR-игра

Разработчик: VRT

Другие выпущенные видеоигры: множество VR-проектов

Государственные инвестиции: 20 млн рублей

Дата выхода: 2020 год

Согласно описанию в Steam, «Объемная история» – это бесплатный образовательный проект об эпохальных событиях и людях в истории России, выполненный в виде наборов увлекательных мини-игр и интерактивных видео в формате 360.

Загружаю...

Фактически это интерактивный музей с мини-играми. Смущают здесь два момента:

  • Проект работает только со шлемами виртуальной реальности, которые из-за цены недоступны большей части населения России. 
  • Стоимость разработки. Согласно расследованию издания «Ведомости», сумма, выделенная на разработку «Объемной истории», в два раза больше, чем обычно тратится на такие проекты. 

Компания VRT специализируется на создании VR-проектов для музеев, конгрессных мероприятий и бизнеса. «Объемная история» пока единственная ее игра, размещенная в Steam. Но не последний проект, поддержанный Институтом развития интернета. 

Для ИРИ компания разработала: 

  • приложение «После выписки» для физической реабилитации и психологической поддержки людей, переболевших COVID-19; 
  • приложение для людей с диабетом «Диабет. Образ жизни»; 
  • и «Мета-Москва» – проект о достопримечательностях Москвы, реализованный с использованием технологии метавселенной.

Скандал с «Поездами»

В 2022 году ИРИ выделил 102 млн рублей на игру «ПОЕЗДА: Сквозь электрический шторм» российской компании Watt Studio. Проект отличался от других, получивших господдержку:
  • по тональности это была экшен-головоломка от третьего лица в альтернативной России начала 20 века; 
  • у него есть прототип и страница в Steam

Оказалось, что между разработчиками и ИРИ возникло недопонимание, и проект был заморожен. 

Представители Watt Studio утверждали, что организация нарушила первоначальную договоренность о том, что господдержка будет выделяться в конце каждого этапа: «В конце октября стало известно, что деньги по гранту от ИРИ мы получим только после того, как сделаем и выпустим игру. Да, 100 млн рублей нам заплатят когда-то потом». 

В официальном ответе ИРИ заявили, что Watt Studio просто не нашла дополнительные источники финансирования проекта: «Каждый финалист знает о том, что в проекте обязательно должны быть соинвесторы. Найти источники софинансирования – одно из ключевых условий поддержки и задача производителя».

Загадочная стратегия – «Денис Давыдов»

В 2022 году ИРИ выделил 50 млн рублей на стратегию в реальном времени «Денис Давыдов». К сожалению, никакой информации о проекте и разработчиках найти в открытых источниках не удалось.

***

Сейчас в деятельности ИРИ не хватает открытости. Согласитесь, у аудитории было бы гораздо меньше вопросов к госфинансированию игр, если бы были определены четкие критерии отбора проектов. Например, предоставлены требования к студиям, их опыту и команде. Доверие к работе Института развития интернета повысило бы и наличие хоть какой-то отчетности и общей информации по играм, получившим государственную поддержку. Ведь сейчас единственный источник – это таблица с перечислением игр победителей конкурса (скрольте до 10-й страницы). 

Загружаю...

Тогда и негатива стало бы в разы меньше, и хороших игр больше. 

Читайте также

44 факта о «Тетрисе», которые вы могли не знать. Почему так называется и при чем тут медицина

Россия выделяет сотни миллионов на развитие игр. Куда уходят деньги и почему ничего не получается?

«Смута» – российская RPG за 260 млн государственных рублей. В ней князь Милославский грабит корованы и сражается с боссами-поляками

Популярные комментарии
Святослав Лецкий
Обалденный пост. Посмотрел на игры в подборке и слегка ужаснулся(
Осип Грегоровиус
Спасибо) Хм, меня не то что напугали сами игры, меня напугало, что эту всю информацию приходилось искать(
Ответ на комментарий Святослав Лецкий
Обалденный пост. Посмотрел на игры в подборке и слегка ужаснулся(
Дмитрий Зу
Почему у "All rise! Всем встать!" графика стащена из Phoenix Wright: Ace Attorney?)
3 комментария Написать комментарий