Обзор The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom. Главный претендент на игру года

Чуть сложнее Elden Ring.

The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom огромна. Даже не так, она ОГРОМНА. И если бы я получил доступ к игре заранее и прошел основной сюжет до конца, текст все равно передавал бы именно первые впечатления. Даже на тридцатом часу геймплея мои ощущения от игры не сменились: путешествия по Хайрулу все еще вызывают у меня чувство восторга.

Сюжет превратился в стимпанк-детектив, а Линк устроился в газету

Tears of the Kingdom кажется такой большой не потому что между сюжетными точками значительные расстояния. Не потому что мир игры населен разными народами, живущими в своих биомах, с различными погодными и климатическими условиями. И дело не в том, что в этой части серии сценаристы Nintendo предоставили игрокам объемный сюжет и внятный лор. Масштабность новой «Зельды» – заслуга геймдизайнеров, которые при всем нагромождении контента сохранили чувство тайны, ждущей за поворотом на извилистой горной дороге или за песчаным барханом.

Только теперь, в сиквеле Breath of the Wild, к горам и пустыням добавились небесные острова древних цивилизаций и свой собственный аналог Темного предела из Skyrim. По сюжету, после очередного похищения принцессы Зельды королевство Хайрул буквально разорвало на части. Во время бедствия, которое в игре называется Катаклизмом, куски земли взмыли в воздух, а на их месте образовались провалы, ведущие в затерянный мир. Над Хайрулом парят города королевства Зонаи, обломки которых время от времени рушатся с неба. 

Загружаю...

Так что Линк теперь не только привычный защитник угнетенных и спаситель мира. В Tears of the Kingdom он попробует себя в археологии, экспедициях к центру земли и даже журналистике. Все для того, чтобы узнать, что произошло с миром Хайрула и куда пропала Зельда. «Слезы королевства», или «Обрывки королевства» (в английское название явно включена игра слов, отсылающая к сюжету) – это фэнтезийный детектив с элементами стимпанка в духе романов Жюля Верна. Большая часть основных квестов в игре посвящена поиску улик, ведущих к Зельде или объясняющих обстоятельства ее исчезновения. Проходить их необязательно, но чертовски интересно: Tears of the Kingdom предлагает игрокам полетать на воздушном шаре над геоглифами Зонаи, найти путь в древний храм под землей, опросить свидетелей в роли репортера местной газеты. И все это вплетено в канву основного сюжета про принцессу в беде!

Загружаю...

Геймплейная формула игры повторяет многое из Breath of the Wild и по-прежнему заимствует механики дженерик-открытых миров, но переосмысляет их структурно, сюжетно и геймплейно. Это может прозвучать смешно, но игровой процесс новой «Зельды» больше всего похож на Elden Ring, а местами даже хардкорнее соулс-лайков студии From Software.

Постапокалипсис, хардкорные боссы и даже фантомы-помощники: Nintendo вдохновлялись Миядзаки

Забавно, что две игры, которые начали разрабатывать в 2017-м и выпустили с разницей всего в год, похожи тематически и даже сюжетно. Например, Катаклизм из «Зельды» – буквально то же самое, что и Раскол из Elden Ring: хранительница мира исчезает, куски почвы отделяются друг от друга и даже взмывают в воздух, во внешний мир попадают силы зла из подземного царства. Похожи и цветовые гаммы: обе стартовые локации встречают игрока золотой осенью, Каверны из «Зельды» очень похожи на Сиофру и Нокрон в Междуземье. Но еще больше игры похожи геймплеем.

Tears of the Kingdom – сложная игра, прикрывающаяся сказочностью сеттинга. Бои не прощают ошибок, боссы требуют нетривиального подхода, а многие чудовища, которых вы встретите в начале приключения, запросто ваншотят Линка. Но куда больше соулс-серию напоминает концепция наказания за неправильные решения: если вы застряли в сложном бою или зашли не туда, придется платить своим временем или ресурсами. Например, съесть все запасы согревающей еды, если случайно оказались в холодном климате. «Зельда» местами даже хардкорнее Elden Ring: точек для быстрого перемещения значительно меньше, а скакуна никто на старте не предлагает. Часто приходится топать до безопасности пешком или долго добираться до нужного места от точки телепортации.

Загружаю...

В сложных ситуациях и схватках с боссами на помощь приходят фантомы персонажей, которых вы встречали в игре. Призвать их можно с какого-то момента сюжета, использовав предмет в инвентаре. Ничего не напоминает? Но при всех сходствах, конечно, нельзя сказать, что игры идентичны. Elden Ring сложная, потому что в ней трудные бои. Tears of the Kingdom – потому что разработчики заставляют игрока искать способы обхода боя.

Каждый момент игры – маленькая загадка: для решения Линк пользуется телекинезом, проходит сквозь потолки и обращает время вспять

В большинстве случаев худшее, что вы можете сделать – полезть в драку с щитом и мечом. Геймдизайн даже самых проходных стычек построен так, что у вас всегда есть лучшая альтернатива рукопашному замесу. Например, в центральном Хайруле есть пещера, в которой обосновались бокоблины и их главарь – слишком сложный противник для начала игры. Можно запотеть и перебить их вручную. А можно применить смекалку и исследовать арену. На верхнем ярусе пещеры монстры соорудили склад бочек с порохом: если использовать телекинез, взрывчатку можно переместить прямо в костер, у которого собрались бокоблины.

Загружаю...

В ход идут и другие способности Линка: управление временем и умение перемещаться через потолки. Чаще всего использовать их приходится для решения головоломок, но можно не ограничивать фантазию и, например, поднять каменную пластину телекинезом до места, куда вы хотите забраться, уронить ее, включить реверс, и пока вернувшаяся во времени платформа висит в воздухе, телепортироваться сквозь нее и запрыгнуть на нужный уступ. Во времени можно вернуть и снаряды, которые в вас запустили враги.

Отдельное веселье – сбор механизмов с помощью телекинеза. Разработчики из Nintendo предоставили игрокам возможность собирать тележки с пропеллерами, летательные аппараты с огнеметом, надувающим воздушный шар, и глайдеры с ракетами. Но игроки не были бы игроками: вместо этого они изобретают роботов, стреляющих огнем из деревянных фаллосов, самоходные кресты и деревянные БТР.

Другая новинка в арсенале Линка – чаромонтаж. Это способность объединить любое оружие с предметами из открытого мира. Nintendo явно прислушалась к жалобам на оружие, которое слишком быстро ломалось в Breath of the Wild. Но решила проблему иначе: теперь вооружение ломается еще быстрее, но игрок только и ждет, когда же он наконец доконает старую игрушку и смастерит новую.

Загружаю...

На смену пике-огнемету приходит меч с сапфирами, который превращает врагов в неподвижные статуи. Щиту с пружиной для прыжков – новенькая защита с прикрученной ракетой, на которой можно взлететь или ускориться в режиме скольжения. Одно из моих любимых развлечений – привязать к оружию доску: порывы ветра будут сбрасывать противников в пропасти и водоемы, в которых большинство чудищ тонет. Еще чаромонтаж позволяет отыгрывать настоящего Линка-мага, модификации посохов могут замораживать воду для переправы, обрушивать град файерболов и оглушать врагов разрядами молний.

Другими словами, каждая игровая задача в Tears of the Kingdom – от поиска пути к квестовому поселению до проходной схватки – одна из тысяч маленьких головоломок, из которых состоит игра. Каждая способность Линка воспринимается как равноценно важный инструмент в руках игрока, который используется для остроумного решения пазла. И каждый раз, когда шалость удается, испытываешь детское чувство восторга. «Я что-то нажал и оно сработало!»

А уж в сюжетных заданиях этот эффект выкручен на максимум. Один из самых ярких моментов в моем прохождении – Храм ветра. Это гигантский ковчег, летающий в эпицентре ледяного шторма. Чтобы попасть в него, пришлось карабкаться по обломкам древнего города, телепортироваться сквозь стены, строить лестницы из обломков, скакать по проносящимся в снежном смерче кораблям – и все это в цейтноте, потому что действие согревающей Линка пищи и зелий ограничено. 

Загружаю...

Tears of the Kingdom – игра с идеальным геймдизайном, но проблемным управлением. Зато есть русский дубляж!

Магия геймдизайна Tears of the Kingdom в том, что все описанное выше во время игры ощущается как импровизация. Информацию о том, как добраться до Храма ветра, не проговаривают в диалогах и не показывают во всплывающих сообщениях. В руках игрока задача, инструменты ее решения, а также геймплейные ситуации, идеально заскриптованные разработчиками.

Карта, термометр, количество жизней и выносливости, а также прочие источники информации игрока сделаны не безукоризненно, но универсально. Гениальность Tears of the Kingdom в том, что все нужные сведения о ситуации в игре считываются мгновенно.

Поэтому, когда я сталкивался с недостатками игры, чувства напоминали момент резкого пробуждения от полета во сне. Только что контроллер был продолжением моих рук, а сейчас Линк ужасно тупит и не достает щит, когда я фокусируюсь на враге. Или вместо прыжка виснет на обрыве падающего обломка. Или мажет по цели из-за моушн-управления гироскопом. Слегка раздражают тайминги атак врагов: из-за их мультяшной нескладности совсем неочевидно, тебя уже бьют или только замахиваются.

Загружаю...

В начале игры я чувствовал куда большую фрустрацию от таких моментов, но по собственной ошибке. Я попробовал играть в режиме Skyrim: отправиться куда глаза глядят и посмотреть, что из этого выйдет. Во многие неудобные ситуации я бы не попал, если отправился в путь подготовленным. Не повторяйте моих ошибок: в Tears of the Kingdom открытый мир, но это сюжетное приключение, а не симулятор жизни в Хайруле.

Русскую локализацию и озвучку хочется скорее похвалить: перевод названий остроумный, хотя и не лишен самодеятельности, дубляж отлично передает характеры героев и напоминает ламповую озвучку мультиков на СТС из нулевых. Исключением, увы, стала сама Зельда. В русском дубляже кажется, что она – 12-летняя героиня аниме про японскую школу. Уж слишком надрывно и неестественно звучит ее голос. С другой стороны – ААА-игра с русской озвучкой, вышедшая в 2023-м? Уже маленький праздник для игроков.

* * *

Новая «Зельда» дарит бесконечное веселье от самых тривиальных, привычных в опенворлдах активностей, потому что ее геймплей, сюжет и образы универсальны. Когда вся твоя семья собирается у экрана и спрашивает: «А что будет, если ты попробуешь поджечь эту траву?» «А можно залезть туда?» «А если прикрутить ракеты, оно полетит?» – это чертовски хороший признак. Да, здесь нет претензии на глубокую драму, революцию в жанре и «взрослый месседж». Зато есть горы веселья и шахтерская тачка, приклеенная к щиту, на которой можно кататься по склонам. Совсем не страшно, когда игра кажется детской: лучше чувствовать себя счастливым ребенком, чем скучающим взрослым.

Загружаю...

Сам факт существования Tears of the Kingdom в нашем мире – маленькое чудо. Сейчас, когда принято покрывать повествование десятью слоями иронии, смешивать фэнтези то с хоррором, то с пародией, сиквел Breath of the Wild не предлагает ничего, кроме совершенства. До момента, когда я наиграюсь, еще десятки часов, но уже сейчас я уверен, что мои впечатления от Tears of the Kingdom так и останутся «первыми». Восторгом.

Как купить The Legend of Zelda Tears of the Kingdom в России

В новой «Зельде» есть костюм Линка из Breath of the Wild. Рассказываем, где его взять

Загружаю...

Обзор Bayonetta 3. Ждал слэшер – получил геймплей за Годзиллу, стелс и управление поездом