Мнение о фильме «Все страхи Бо». Заходят как-то в бар неврастеник, Эдип и маменькин сыночек

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Ари Астер без тормозов и страха.

В прокат — в том числе и в легальный российский — вышел фильм «Все страхи Бо». Фильм изначально обреченный на завышенные ожидания. Во-первых, режиссер — излюбленный критиками и зрителями Ари Астер, который всего за две картины (дебютная «Реинкарнация» и «Солнцестояние») перешел в статус творца AAA-уровня. Ари то ли создал, то ли узаконил, но как минимум возглавил поджанр «возвышенного хоррора».

Во-вторых, студия A24, которая за 11 лет существования превратилась из чего-то синефильского и «известного в узких кругах» в премиального гегемона. Для A24 «Все страхи Бо» — самый дорогой проект студии. Фильм обошелся в 60 миллионов долларов, что в два раза больше, чем, например, бюджет «Все везде и сразу». В-третьих, главную роль сыграл Хоакин Феникс, не снимавшийся в большом кино со времен «Джокера» (была лишь роль в камерной инди-драме «Камон Камон» полтора года назад). Да тут еще и трейлеры из разряда «ничего не понятно, но жутко интересно», вбросы-слухи про «безумие в кадре» и заявленная длительность в три часа. «Все страхи Бо» были обречены. 

Загружаю...

Презентовать сюжет «Всех страхов Бо» — та еще задача. Есть Бо-Феникс: подавленный неврастеник и ипохондрик, для которого мир за пределами квартиры полон опасностей и ужасов. Бо ходит к психологу, регулярно созванивается со своей мамой, принимает таблетки. Однажды он опаздывает на рейс — должен был навестить мамочку в очередную годовщину смерти его отца — из-за чего отправляется в путешествие своим ходом. Что происходит в кадре дальше — описывать бессмысленно. Трип Бо домой проходит сквозь пугающую семейную парочку, диких школьниц, лесных театралов, ветерана с ПТСР, фаллические символы (и не только) и даже анимационную интерлюдию на полчаса. Выдержат и выживут только сильнейшие. Первоочередно надо понять следующее: «Бо» — кино насквозь метафорическое, аллюзивное и символическое. Искать здесь строгую последовательность, отсеивать фантазийное от реалистичного, выстраивать в понятную сюжетную структуру — путь в никуда.

Бо галлюцинирует, вспоминает, видит сны, сама же картина ломает четвертую стену и уходит раз за разом в рекурсию. Какого-то ключа, что распутает и уложит историю в прямое русло, нет. Поэтому лучшего всего вычленить смысловые векторы, магистральные линии или, если хотите, конфликты.

Первый и самый очевидный — это проблема взаимоотношений матери и сына. Единственная мысль, за которую можно зацепиться в самом начале и проехать на ней все три часа. Ари Астер «материнский» конфликт изучает объемно и гипертрофированно. Бо подавлен гиперопекой своей матери, которая всю жизнь старалась максимально контролировать его. Первый романтический опыт Бо — кажется, срежиссирован матерью. Психолог — судя по всему, кто-то из ее близкого окружения. Ополаскиватель, которым пользуется Бо — вроде бы производит компании его мамы. Не удивляйтесь этим всем «вроде бы» и «кажется» — кино принципиально не дает прямых ответов.

Загружаю...

Можно было бы резюмировать весь фильм, как страдания бедного заложника обстоятельств, но нет. Для Бо это лишь удобный способ избежать ответственности. Ответственности над всем. В какой-то степени кино можно ознаменовать и темой сепарации от родителей. Да, Бо вроде (простите) живет в отдельной квартире, но назвать его взрослым сложно. Бо избегает выборов — ему проще довериться тому, что решили/предложили за него. Бо боится внешнего мира — ведь там его не защитит мамочка. Не случайно во второй части он оказывается временным «усыновленышом» у очень странной семейной пары. Как заметит их настоящая дочь: «А не староват ли ты для приемного ребенка?»

Это не романтизированный инфантилизм, а банальная неприспособленность к взрослой жизни. Парадокс Бо в том, что для него, в принципе, не существует комфортного сценария жизни. Брать ответственность он боится, но и доминирующая роль матери для него проблема. Текущая жизни Бо — комфортный дискомфорт. А от такого растет невротизм — это вам любой психолог скажет. 

Эдипов комплекс тут и рисовать не надо, хотя сцены с матерью из подросткового периода Бо не лишены сексуализированного напряжения. Бо Эдип по факту даже не рождения, а зачатия. У его отца было редкое наследственное заболевание, из-за которого он скончался в момент зачатия Бо. Теперь тот растет девственником с уверенностью, что его первый секс закончится точно так же. Мама страхи эти поощряет. Тупик для Бо: он мог бы выйти из гиперопеки с помощью другой женщины (сцены из все того же подросткового периода и его знакомство с девочкой Элейн), но этот путь для него чреват смертью. Так и зачем тогда выходить? Зачем устраивать бунт, если он приведет к чердаку (эти чертовы чердаки Ари Астера!), на котором окажется графический член. Это твой папаша, Бо, приятно познакомиться. Хочешь так же? То-то и оно. Весь этот фрейдизм существует в форме гомеровской «Одиссеи». Ну, или просто в архетипе Большого Пути Домой. Дело ведь не только в тысячах километрах и боевых ветеранах с ПТСР, которые преследуют с автоматом наперевес. Дело и в самопознании, что приходит во время пути, и в самопринятии. Само- принятие/познание по Астеру — оно через видения, альтернативные версии своей истории (анимационная интерлюдия в середине картины, когда Бо оказывается в лесной группе театралов и попадает на постановку имени самого себя) и флешбэки. Чем сложнее, тем лучше. Финал пути — даже не суд, а судилище, в котором неожиданно ловишь отсылки к «Шоу Трумана». Можно, конечно, найти в этом посылы, что каждый — чуть-чуть Бо. А может Ари Астер сделал это и просто так.

Загружаю...

В фильме, в принципе, многие вещи сделаны просто так. Отсылки ради отсылок. Смысловые пути, ведущие в пустоту. Что-то ради чего-то. Ари Астер напоминает ребенка, который дорвался до магазина игрушек с безлимитной кредиткой. Школьницы, суицидящиеся с помощью стопки краски, промотка самого фильма вперед на экране телевизора (привет «Забавным играм» Ханеке), висящий под потолком мужик-паук — почему бы и нет?

Режиссер в интервью признавался, что порой они собирались съемочной группой и накидывали идеи, какое еще безумие в кадре можно изобразить. Это могло быть стать отдельным челленджем: разбирать, где отсылка, где метафорический символ, а где Ари Астер с дикого похмелья. Но нельзя сказать, что картина скатывается к попурри из безумных сцен. Да, она склонна к делению на акты — и первый, в котором мы видим мир глазами неврастеника с повышенной тревожностью, хотелось бы увидеть отдельным фильмом — но не разваливается. Дело ли в гении Астера или в очередной игре на грани от Феникса, кто ж его знает.

Загружаю...

В конце хочется отметить какую-то безумную смелость Ари Астера. Такие фильмы не снимают, когда тебе 36 лет, а весь твой кредит доверия — два хоррора (пусть и прорывных). Гигантомания и потоковая рефлексия в формате «мне плевать, как это будут дешифровывать зрители» все же свойственная увядающим мастерам или претенциозным дебютантам. Решиться в разгар своей карьеры на подобное — это надо иметь огромные и стальные «кохонес». Страшно представить, куда дальше завернет Ари Астер. Оценка: 7/10 (хотя такое кино — вне оценок)

Мой телеграм-канал

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Долан Нолана