В титрах сериала «Одни из нас» не упомянули второго создателя игры. Почему?

Разбираемся в причинах.

Первый сезон «Одни из нас» подошел к концу – теперь все расхваливают оригинальную игру и ее разработчиков: студию Naughty Dog и Sony. Нил Дракманн в одном из интервью сказал: «Наконец-то мои родители поймут, чем я занимаюсь».

Вот только заслуженную славу получили не все – Брюса Стрейли, геймдиректора The Last of Us, даже не упомянули в титрах телеадаптации. Это огромная несправедливость!

Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!

В этом тексте мы расскажем, кто такой Брюс Стрейли, о его вкладе в создание вселенной и успех игры The Last of Us и почему его имя «забыли» упомянуть в экранизации. 

Стрейли считает, что так игнорируют его вклад в создание The Last of Us

В январе 2023 года стало известно, что имя Стрейли не появится в титрах сериала «Одни из нас». В интервью The Los Angeles Times Брюс заявил, что раздосадован таким решением: «То, что кто-то участвовал в создании этого мира и этих персонажей, не получает ни упоминания, ни пяти центов за труд – это ужасно. Возможно, ситуацию в игровой индустрии исправят профсоюзы, которые смогут защитить авторов».

Загружаю...

Недовольство разработчика можно понять, ведь без него The Last of Us была бы совершенно другой игрой и, возможно, не добилась бы такого оглушительного успеха.

Читайте по теме: 11 мифов о создании игр, которые разрушили сами разработчики

4 причины, почему Стрейли не указали в титрах сериала «Одни из нас»

Брюс Стрейли напрямую никого не обвинил, а представители Sony и HBO никак не прокомментировали ситуацию. Поэтому мы можем только строить предположения. Но если судить по публичным высказываниям и учитывать, как устроена индустрия, наиболее правдоподобными кажутся следующие версии:

1. Брюса Стрейли просто забыли. Это предположение кажется абсурдным только на первый взгляд. Дело в том, что Naughty Dog и HBO – лишь маленькие части огромных корпораций: Sony и Warner Bros. Discovery. В таких компаниях ключевые решения часто принимают руководители, которые плохо разбираются в теме. Поэтому имя какого-то там геймдиректора вполне могло потеряться. Тем более, экранизацией занималась HBO, где вряд ли понимают специфику разработки видеоигр. 

2. Формально Брюс Стрейли и не должен был появляться в титрах. Эта теория – продолжение предыдущей. В The Last of Us Дракманн занимался сюжетом и концепцией, а Стрейли геймплеем. Формально сериал HBO основан на идее Нила Дракманна, а вот от геймплея Стрейли в шоу почти ничего не осталось.

3. Naughty Dog и Sony обиделись на Стрейли из-за недостаточной поддержки TLoU 2 и сериала. Релиз The Last of Us: Part 2 обернулся огромным скандалом, и реакцию Стрейли на эту ситуацию можно трактовать двояко. С одной стороны, он выразил восхищение игрой. С другой – когда хейтеры утверждали, что TLoU 2 получилась «плохой» из-за ухода Брюса, Стрейли повел себя не так, как принято.

Помните, как актеры «Властелина колец» Питера Джексона поддержали расовое многообразие в сериале «Кольца Власти» от Amazon? Стрейли же вообще не прокомментировал скандал, чем вселил в хейтеров игры еще больше уверенности в собственной правоте. 

Загружаю...

Почему «Одни из нас» – лучшая экранизация в истории видеоигр? Вот 6 причин

В отношении сериала от HBO Стрейли и вовсе сказал, что ему «сложно полностью поддерживать» киноадаптации видеоигр.

«Наша индустрия уже доказала свою ценность и не нуждается в других способах ее подтверждения... У меня нет проблем с киноадаптациями. Однако по моему и, думаю, по нашему общему опыту – с их исполнением всегда получается что-то не так. Я очень мало знаю о производстве киноадаптаций, но мне сложно их полностью поддерживать». Брюс Стрейли о сериале «Одни из нас»

4. Naughty Dog и Sony не хотят пиарить потенциального конкурента. В 2019 году Брюс Стрейли основал собственную игровую студию Wildflower Interactive, которая никак не связана с Sony. А теперь представьте, что студия Стрейли выпустит игру, конкурирующую с проектами японского гиганта, или начнет сотрудничать с Microsoft/Nintendo. Получится, что Sony обеспечила шикарную рекламу прямому конкуренту. 

Стрейли помог Дракманну в начале его карьеры

Брюс Стрейли – ветеран игровой индустрии с классической для разработчика карьерой. Вначале 90-х он был художником и дизайнером нескольких игр для Sega, затем основал собственную компанию, быстро прогорел, поучаствовал еще в нескольких проектах и в 1999 году перешел в Naughty Dog. Здесь он тоже начал художником, но быстро стал арт-директором первой части Uncharted

Uncharted: Drake’s Fortune была огромным испытанием как для самого Брюса, так и для Naughty Dog. Компания, известная благодаря платформерам Crash Bandicoot и Jak & Daxter, никогда до этого не работала над таким масштабным и дорогим проектом. Разработка проходила тяжело, поэтому Стрейли часто заходил в отдел дизайна: в поисках новых идей и чтобы банально пожаловаться на остальных коллег. Вскоре он подружился с 20-летним дизайнером Нилом Дракманном.

Загружаю...

В «Одних из нас» нашли отсылку на Uncharted. Вещь Сэма Дрейка спасла героям жизнь!

Несмотря на разницу в возрасте и статусе, у них были схожие взгляды на разработку игр. Они идеально дополняли друг друга и вскоре поняли, что хотят работать вместе. 

«Мы начали играть дома по сети, поэтому много говорили и обдумывали различные моменты многопользовательских игр. Так и начали формироваться наши рабочие отношения».

Брюс Стрейли о дружбе с Нилом Дракманном

После первого Uncharted Стрейли повысили до геймдиректора Uncharted 2: Among Thieves. Он стал вторым человеком в проекте после креативного директора Эми Хенниг, ответственной за развитие всей франшизы о Нейтане Дрейке.

Карьерный рост Дракманна был еще более впечатляющим: от обычного дизайнера, который немного помогает Хенниг со сценарием, до ключевого сценариста Uncharted 2.

Для Стрейли новая игра стала проектом мечты – возможностью создать яркое, захватывающее и по-настоящему кинематографичное приключение. В 2020 году Брюс вспоминал:  «Работа над этой игрой – лучшее время в моей карьере. Мне хотелось сотворить настоящий «летний блокбастер» на манер любимых фильмов из детства, только сделать его интерактивным.  Хотелось превратить обычные катсцены (которые тогда делали абсолютно все) в эпичные сценки, наделить их интерактивностью. Хотелось, чтобы игроки были буквально поглощены происходящим на экране благодаря правильному темпу. Мы хотели пригласить аудиторию на американские горки, это было крайне волнительно».

5 культовых игр, которым нужны продолжения

У The Last of Us было два равноценных геймдиректора

Uncharted 2 стала большим успехом Naughty Dog во многом благодаря усилиям Стрейли и Дракманна. 

Загружаю...

Когда студия начала работу над триквелом приключений Нейтана Дрейка, Стрейли и Дракманну предложили заняться собственной игрой – в качестве двух равноправных геймдиректоров. Такое разделение труда стандартно для крупных игровых студий. Пока основная часть команды работает над текущим проектом, небольшая креативная группа занимается концепцией следующей игры. 

У Стрейли и Дракманна нашлась идея игры, которая изменила игровую индустрию навсегда: история о контрабандисте и маленькой девочке, путешествующих по постапокалиптическому миру. Так появилась The Last of Us. 

Хоть у новой игры было два равноценных директора, их функции различались. Дракманн отвечал за концепцию, сюжет и художественные решения – от музыки до дизайна локаций. Стрейли занимался геймплеем и управлял трудовым процессом.

Показательно, что в последние недели разработки Брюс брался за любую работу, чтобы игра была закончена вовремя. Ведущий художник Naughty Dog Нейт Уэллс вспоминал: «Директор игры, Брюс [Стрейли] – вручную упорядочивал весь текст на тренировочных экранах. Я никогда такого не видел! Я никогда даже не слышал, чтобы геймдиректор занимался этим!»

При этом все ключевые решения Дракманн и Стрейли принимали совместно, они были настоящим творческим тандемом. Поэтому ошеломительный успех The Last of Us – в равной степени заслуга обоих геймдиректоров.

Зомби-апокалипсис в «Одни из нас» – очень правдоподобный. Такое давно происходит в природе

Команда Стрейли и Дракманна работала несколько лет без выходных

Разработка The Last of Us была очень трудной. Команда Стрейли и Дракманна столкнулись с дикими кранчами и неприятием их идей. Игре прогнозировали провал, публика и журналисты с недоверием относились к новой франшизе, а тестеры называли геймплей скучным.

Обычно после такого марафона ключевые сотрудники берут отпуск, а основная команда спокойно вкатывается в новый проект, чтобы через несколько лет этот «цикл кранча» повторился вновь. Но только не в случае команды The Last of Us. 

Загружаю...

Пока основная часть студии Naughty Dog отдавала последние силы игре о приключениях Джоэла и Элли, небольшая креативная группа под руководством Эми Хенниг уже несколько лет занималась продолжением Uncharted. 

Хенниг – «мать Нейтана Дрейка» и одна из самых уважаемых женщин игровой индустрии, хотела полностью изменить тон и атмосферу Uncharted. Сделать из веселого летнего блокбастера серьезное, глубокое и неоднозначное произведение. 

Возможно, на Хенниг повлиял успех The Last of Us. Возможно, это была установка руководства или ей надоело, что Uncharted воспринимается как легковесное развлечение.

4 любимых вау-момента в видеоиграх. Такие эмоции запоминаешь навсегда

Мы уже никогда не узнаем, какой была бы Uncharted 4 от Эми Хенниг. После релиза The Last of Us руководство Naughty Dog с удивлением обнаружило, что разработка их следующей игры за последние три года практически не продвинулась. У команды Хенниг не было четкого плана работы, готовых прототипов геймплея, итогового визуального стиля или законченных локаций.

В 2014 году Эмми вместе с несколькими ключевыми сотрудниками покинула компанию, а Uncharted 4 осталась без геймдиректора и с перспективами оказаться самым большим провалом в истории Naughty Dog.

Руководство студии обратилось к Стрейли и Дракманну, которые только что закончили работу над дополнением к The Last of Us. И предложили стать геймдиректорами чужой и абсолютно неготовой игры. До ее релиза оставалось чуть больше года. Несмотря на то, что оба устали и не горели желанием возвращаться к играм о Дрейке, они согласились. С одним условием – им нужна полная творческая свобода. Стрейли и Дракманн сделают собственный Uncharted 4, а не будут доделывать игру Эми Хенниг.

Загружаю...

Перед тандемом геймдиректоров стояло две задачи: 

Во-первых, наладить рабочие процессы и коммуникацию между отделами.

«Uncharted 4 нужна была помощь. Там все было в плохом состоянии – связи, цепочки процессов, все, что люди делали. Движения вперед не ощущалось… Как я себя чувствовал? Не особенно хорошо. Войти в этот проект – не самое удачное решение, но я верил в Naughty Dog. Я верил в нашу команду».

Брюс Стрейли

Во-вторых, убедить сотрудников, только что прошедших через ад разработки The Last of Us, еще год проработать в режиме сверхусилий.

«Это был очень напряженный период. Иногда вы чувствуете, что у вас нет времени всех убеждать. Поэтому приходится просто принять ситуацию: если вас поддерживают на 80%, пусть так и будет – это лучше, чем тратить время на получение 100%-й поддержки, потому что до тех пор вся команда будет просто сидеть сложа руки».

Нил Дракманн

В итоге команда работала в «бесконечном кранче» два года – дату релиза пришлось переносить несколько раз. Иногда казалось, что игра никогда не выйдет, команда постоянно находилась, где-то между апатией и истерикой, потому что приходилось вырезать целые уровни и геймплейные механики, над которыми десятки людей трудились месяцами. Многие сотрудники работали семь дней в неделю, ночевали на рабочих местах. Стрейли снял квартиру рядом с офисом, чтобы сэкономить время на дорогу и потому что боялся уснуть за рулем. 

Но Naughty Dog справились – Uncharted 4 получилась прекрасной и захватывающей игрой с миллионными продажами, любовью фанатов и высокими оценками журналистов. 

Погоня в Uncharted 4: A Thief’s End – вершина игровой постановки. Объясняем на гифках

Стрейли ушел из  Naughty Dog без скандала

Правда, для самой студии последствия разработки Uncharted 4 оказались катастрофическими. Большое число сотрудников ушли в длительные отпуска, часть уволилась, но главное – Naughty Dog покинул Брюс Стрейли.

Загружаю...

«Боже мой, время взять перерыв» 

Билл Стрейли о первой мысли после релиза Uncharted 4

Причина банальна: усталость и эмоциональное выгорание. После марафона из трех игр подряд Стрейли захотел заняться чем-то другим: «Нам нужно было выставить игру за дверь, и она должна была быть чем-то хорошим, чтобы не бросить тень на репутацию Naughty Dog. Оглядываясь назад, думаю, я взял на себя эту роль скорее ради команды, а не ради себя… Два года, чтобы создать этого зверя, который стал самым трудным проектом».

Расставание Стрейли и Naughty Dog было одним из самых неконфликтных в истории игровой индустрии. В своих интервью Брюс говорил, что его уход не имеет никакого отношения к самой Naughty Dog или играм. С удовольствием вспоминал прошлое, а после выхода The Last of Us: Part 2 написал серию постов в соцсетях, где назвал игру «невероятным достижением Naughty Dog».

«Прошел! До сих пор голова идет кругом от обилия деталей, которые были вложены в каждый пиксель и обнаружены мною в течение 30+ часов прохождения. Поздравляю команду Naughty Dog с этим невероятным достижением! Вовлеченность и талант просто ошеломляет. Респект!»

Билл Стрейли о The Last of Us: Part 2

Naughty Dog и Нил Дракманн, ставший в 2020 году вице-президентом студии, также отзывались о Стрейли только в положительном ключе и даже сделали к нему отсылку в TLoU 2 в виде коллекционной карточки с персонажем Randy Styles. Такой никнейм был у Брюса, когда они с Нилом играли в мультиплеер Gears of War. Карточку с ником самого Дракманна – DrUckman тоже можно найти в игре.

Так продолжалось, пока не случился скандал с титрами к сериалу «Одни из нас»...

* * *

Возможно, мы никогда не узнаем, по какой причине создатели сериала не упомянули Брюса Стрейли в титрах. Важно другое: каждый, кому понравилось шоу от HBO, должен иметь возможность узнать, что у оригинальной игры было два равноценных создателя – Брюс Стрейли и Нил Дракманн.

Загружаю...

 

Еще по теме

В сериале «Одни из нас» есть большая проблема. Нам продают экшен без экшена

Звезда «Одних из нас» – 10-летний глухой мальчик Кейвон Вудард. В жизни он профессиональный хоккеист

The Last of Us не нужна экранизация. В игре есть то, чего не даст сериал