В сериале «Одни из нас» есть большая проблема. Нам продают экшен без экшена

Критикуем самое успешное шоу года.

Мне нравится экранизация The Last of Us, насколько может она нравится человеку уверенному, что в ней нет необходимости. 

The Last of Us не нужна экранизация. В игре есть то, чего не даст сериал

«Одни из нас» – классное шоу, которое приятно смотреть и очень интересно обсуждать. Это один из главных сериалов года и большой успех для всех – HBO, создателей и зрителей.

Но с каждой серией я все больше убеждаюсь, что мне не хватает экшена и запоминающихся сцен. Моментами проект от HBO попросту скучно смотреть.  

Стандартная серия «Одни из нас» – это смесь документального фильма National Geographic и театральной постановки. Да, актеры в большинстве своем играют великолепно, пейзажи прекрасны, музыка фантастическая…

Но я не могу понять, почему сериал игнорирует экшен и использует настолько скудный киноязык, не пытаясь удивлять, поражать или создавать нужную атмосферу. 

Загружаю...

За восемь серий нам показали три перестрелки, три столкновения с зомби и ни одного «вау-момента», не связанного с актерской игрой. Динамичный монтаж, свободная камера, долгие кадры, неожиданный ракурс – создатели сериала игнорируют большинство популярных киноприемов. 

Замечали длинные кадры в «Бердмэне» и «Настоящем детективе»? Рассказываем, почему так снимают

Важно: в этом тексте есть критические спойлеры к сериалу «Одни из нас», а также к сериалу «Чернобыль». Если для вас это неприемлемо читайте другие наши обзоры без спойлеров.

Обзор восьмой серии «Одни из нас». Нас постепенно подводят к сюжету сиквела

Новый эпизод «Мандалорца» – самый важный. Приключения героев изменят мир «Звездных войн»

Новая серия «Атаки титанов» лишняя для аниме, но важная для мира. В ней показали, к чему приводит ненависть

Экшен не мешает создавать по-настоящему глубокие произведения.  Доказательство этому сама игра The Last of Us

В англоязычном интернете популярны мемы с фразой Нила Дракмана, что при разработке игр в Naughty Dog не используют слово «веселье».

«Мы не используем слово «веселье».  Нил Дракман, Naughty Dog

«Мы пытались завлечь игрока и не выпускать его из «Зоны веселья». Хьюго Марти,  id Software 

Эти мемы происходят из стереотипа, что игры Naughty Dog скучные и слишком серьезные. 

Но это заблуждение – обе части The Last of Us переполнены запоминающимися, яркими и, главное, максимально кинематографичными экшен-сценами.

Нестандартные ловушки и стрельба вниз головой: 

Погоня: 

Да даже обычная драка клево и драйвово смотрится:

Экшен не мешает воспринимать игру как глубокое, сложное и философское произведение. Да, даже обвинять ее в отсутствии веселья не мешает.

Я не предлагаю повторять в сериале все боевые сцены. Тогда «Одни из нас» превратится в новую часть «Обители зла» от Пола У. С. Андерсона, а это, поверьте, не нужно никому. 

Но разве сам сеттинг жестокого мира постапокалипсиса с ордами зомби и множеством военизированных группировок не предполагает больше экшена? Сериал постоянно пытается убедить, что главные герои в опасности, что они на волосок от гибели — при этом саму опасность практически не показывают, лишь говорят: «Там полно зомби», «Там рейдеры», «Мы злая секта каннибалов». 

Загружаю...

Лишняя перестрелка или изобретательно снятая сцена погони не разрушит образ Джоэла, как сломленного старика, и не превратит сериал в попкорн-развлечение. Напротив, добавят атмосферности, эмоциональности и заставят зрителей еще больше сопереживать героям. 

Банальный пример. Динамичная и захватывающая сцена с крушением пассажирского самолета в первой серии не сделала смерть дочери Джоэла менее трагичной. Наоборот, на контрасте с тем хаосом, из которого персонажи выбрались несколько мгновений назад, убийство Сары воспринимается еще эмоциональнее.

В «Одни из нас» очень скудный киноязык и нет по-настоящему запоминающихся моментов

Я очень люблю начало второго эпизода сериала «Чернобыль». В кадре советский барельеф, показывающий «приручение атомной энергии», а закадровый голос читает стихотворение «Родина» великого поэта-фронтовика Константина Симонова.

Загружаю...

«Чернобыль» – предыдущий проект шоураннера «Одни из нас» Крэйга Мэйзина, в котором показали, как ярко, нестандартно и захватывающе снимать сложные разговорные драмы.

В «Чернобыле» нет сцен погони, множества взрывов, персонажи не спасаются в последний момент из рушащихся зданий, а финал похож на передачу «Галилео» на максималках (честно украл шутку отсюда). 

За экшен в шоу отвечают кадры уборки улиц, расчистки крыш, диалоги в партийных кабинетах. Но эти сцены талантливо и изобретательно сняты, и идеально работают на атмосферу, ритм и сюжет сериала.

Мой любимый пример того, как создатели «Чернобыля» превращают обыденность в запоминающиеся экшен-сцены — очистка крыши от графитовых стержней в четвертой серии. 

Безусловно, зрителя идеально подготовили к этой сцене:

  • рассказали, что любой человек умрет после нескольких минут, проведенных  на этой крыше; 
  • объяснили, что иного выхода, кроме, как расчищать ее вручную нет;
  • показали, что обычный человек сильнее любой самой современной техники;
  • и приправили все саспенсом и саундтреком в виде треска счетчика Гейгера. 

Но все равно в этой сцене люди просто сбрасывают мусор с крыши. Кажется, ее невозможно сделать запоминающийся, но создатели «Чернобыля» нашли выход. Они сняли ее одним длинным кадром без монтажных склеек, акцентируя все внимание на одном солдате. Благодаря этому, зритель чувствует себя участником событий – именно ты одеваешь этот противогаз и химзащиту, ты заглядываешь в бездну атомного реактора, ты должен выжить в «самом опасном месте на планете», это самые важные полторы минуты в твоей жизни.

Загружаю...

Я не могу вспомнить ни одной подобной сцены в «Одни из нас». Казалось бы, заставь Элли и Джоэла пробираться в каких-нибудь катакомбах, полных зараженными… Но нет, мы лучше покажем несколько пейзажей, а потом расскажем какие «страшные опасности» ждут героев дальше.

Даже игра иногда более кинематографична, чем ее экранизация. Сравним сцены убийства Дэвида — лидера каннибалов.

Загружаю...

Сериал практически точно повторяет видеоигру, кроме одного важного момента. В игре, когда Джоэл хватает Элли, их последующий диалог заглушает музыка. И это очень крутой прием, нам объясняют: не имеет значения, что герои говорят друг другу – все уже случилось. Элли перестала быть милой, наивной девочкой, теперь она сломлена, как и Джоэл, на ней клеймо этого жестокого мира.

С реалистичностью тоже проблемы. «Одни из нас» – классическая героическая история

На мои тезисы можно возразить, что визуальная скудность сериала – кинематографический прием. Действительно, такой «псевдодокументальный» стиль часто используется, чтобы сделать историю более приземленной и реалистичной. 

В «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» подробно и скрупулезно показан быт домохозяйки, чтобы вызвать ощущение, что вы, как и героиня, оказались заложником гнетущей повседневности. 

«В центре внимания» рассказывает о мельчайших деталях журналистского расследования, потому что для создателей фильма важно, чтобы зритель понимал сколько усилий потребовалось, чтобы расследовать это страшное преступление. 

Но это объяснение не подходит для «Одни из нас». При всей приземленности и искренности – это классическая героическая история с множеством условностей:  

  • Джоэл, как обычный киногерой, исцеляется после одного укола пенициллина. 
  • Билл превращает город Линкольн в рай на земле без особых сложностей, словно это мобильный выживач.
  • Нам практически не показывают трудностей постапокалиптического быта: герои не голодают, не создают оружие из «говна и палок», не застревают по колено в грязи, они не выживают. 

У героев просто кинематографическое путешествие.

Где они встречают городок с клубом, коммунизмом и кинотеатром. 

Милый домик в глуши.

Даже группа голодающих отщепенцев спокойно ужинает в чистоте и уюте, да и еще рядом с камином!

Все это по отдельности можно объяснить и абсолютно не раздражает, но четко дает понять: «Одни из нас» рассказывает историю людей и их взаимоотношений, а не стремится к реализму. 

Загружаю...

Разницу между первым и вторым легко показать на примере. Одним из источников вдохновения для оригинальной игры был фильм «Дорога», повествующий о выживании отца и сына в мире постапокалипсиса. 

В нем как раз сделан акцент на реализм – там полно грязи, ужаса, голода и страданий. «Одни из нас» даже не пытается зайти на эту территорию. 

***

Озвученные претензии не означают, что сериал плох или халтурно сделан . Я повторюсь – мне он нравится. Просто в последние годы снимают критически мало умного экшена. Раньше у нас были «Терминатор», «Чужие», «Бегущий по лезвию», «Нечто», «Безумный Макс» и еще множество глубоких, сложных, но одновременно очень зрелищных картин. Сейчас почему-то все уверены, что либо ты делаешь марвеловский конвейер, без смысла и сюжета, либо сандэнский артхаус не для всех. 

Я надеялся, что «Одни из нас», докажет, что настоящее искусство может быть ярким, драйвовым и захватывающим. Видимо, не в этот раз – остается только ждать нового фильма Джорджа Миллера.