8 полнометражных мультфильмов, удивляющих визуальным стилем
DreamWorks снова на коне, Netflix впереди планеты всей.
Помните главные мультики нулевых-десятых: «ВАЛЛ·И», «Рататуй», «Историю дракона», «Зверополис»? Эти и другие работы Disney, DreamWorks и Pixar поистине замечательные. Но с каждым годом мейнстримовая анимация становилась все реалистичнее. Дошло до того, что в какой-то момент мультики стали больше похожи на кино, а провал «Хорошего динозавра» от Pixar доказал: люди устали от засилья гиперреализма.
Все изменил «Человек-паук: Через вселенные». Теперь студии вовсю экспериментируют: совмещают 2D-эффекты и компьютерную графику, рисуют от руки, имитируют комиксы и поднимают как никогда взрослые темы.
1. Человек-паук: Через вселенные (2018) – Spider-Man: Into the Spider-Verse
Подросток Майлз Моралес случайно получает сверхспособности от укуса радиоактивного паука. Но управлять новыми силами у парня пока не выходит. Герою на помощь приходят сразу несколько Пауков из других измерений: уставший небритый Паркер-неудачник, Гвен-паук, черно-белый нуарный Человек-паук, Пени Паркер из будущего и мультяшный Свин-паук.
Проект талантливых Фила Лорда и Кристофера Миллера («Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», «Лего. Фильм», «Мачо и ботан») задал тренд на совмещение 2D и 3D в полнометражной анимации и эксперименты с фреймрейтом. Трехмерные герои тут намеренно стилизованы под нарисованных! Количество кадров в секунду аниматоры тоже уменьшили специально: когда смотришь «Через вселенные», кажется, будто перелистываешь страницы комикса. Но при этом мультфильм выглядит до мурашек динамично, а движения персонажей изящны.
2. Клаус (2019) – Klaus
Джаспер – сын богатого почтмейстера. Парень живет и в ус не дует, пока отец в воспитательных целях не отправляет избалованную бестолочь в далекий северный городок Смеренсбург. Чтобы вернуться домой, парнишка должен за год обработать шесть тысяч писем, – иначе его исключат из завещания. Только вот жители города друг друга яро ненавидят, поэтому писать им некому и незачем. Но у Джаспера есть идея, как набрать заветное количество корреспонденции и вернуться домой.
Прелестный «Клаус» скорее тяготеет к жанру slice of life (букв. «ломтик жизни») – произведениям с простыми сюжетами, где на кону не стоит спасение планеты, а герои живут обычной жизнью, не попадая в постоянные передряги. Создал этот скромный шедевр испанский аниматор Серхио Паблос, в девяностых нарисовавший лучшие мультики Disney – «Аладдина», «Горбуна из Нотр-Дам», «Геркулеса» и «Тарзана», а также приложивший руку к «Гадкому я».
И вновь художники совместили рисованную анимацию с 3D-графикой. За счет использования объемного света картинка смотрится винтажно, в духе старых мультфильмов Disney, и в то же время свежо.
3. Митчеллы против машин (2020) – The Mitchells vs the Machines
Юная Кэти Митчелл мечтает поступить в Калифорнийскую школу кино и стать режиссером, но отец героини не торопится отпускать кровинушку. Без ведома дочери он возвращает ее авиабилет и предлагает отвезти в колледж через всю страну на автомобиле. Тем временем Америку захватывают взбунтовавшиеся роботы с искусственным интеллектом, и поездка резко осложняется.
Руку к созданию «Митчеллов» приложили соавторы «Гравити Фолз» Джефф Роу и Майкл Рианда, а также уже знакомые нам Фил Лорд и Кристофер Миллер. От первых мульт унаследовал тему трудных взаимоотношений детей и взрослых, а от вторых – потрясающий юмор и множество культурных референсов. Изначально мультфильм назывался Connected, и его собирались показать в кинотеатрах. Но пандемия спутала планы создателей, и в итоге права на картину отошли Netflix.
«Митчеллы» – один из самых экспрессивных мультфильмов за последнее время. Он словно разрисован рукой героини-художницы – начинающего мувимейкера. На экране то и дело возникают надписи, как бы сделанные поверх изображения, комиксные эффекты, стикеры, даже видеовставки. И вновь в глаза бросается микс 3D-графики с очень яркой, объемной, живописной 2D-рисовкой.
4. Я краснею (2022) – Turning Red
Мэйлин – жизнерадостная 13-летняя отличница и во всех отношениях идеальная дочь. Все идет наперекосяк, когда однажды сбывается древнее родовое проклятие. Стоит Мэйлин разозлиться, испугаться или загрустить – одним словом, испытать любые сильные эмоции – она превращается в гигантскую красную панду. Вернуться в обычное тело героиня может, лишь максимально погрузившись в дзен. Довольно быстро Мэйлин осознает, как ей повезло, и начинает извлекать из этого выгоду, устраивая платные фотосессии и украшая своим присутствием вечеринки.
Сложные экзистенциальные вопросы – материнская гиперопека, превратности пубертата, обретение своего внутреннего «я» – режиссер Доми Ши мастерски оборачивает в смешную и незамысловатую анимацию. А тончайшие заигрывания с аниме и вовсе делают «Я краснею» одной из самых колоритных и нетипичных работ Pixar. Персонажи тут выглядят, как если бы «Вселенную Стивена» взялся рисовать Миядзаки, а акварельные задники художники позаимствовали у «Сейлор Мун».
5. Плохие парни (2022) – The Bad Guys
Гениальные преступники Волк, Змея, Акула, Тарантула и Пиранья ввязываются в главную аферу жизни – дерзкое похищение статуэтки «Золотой дельфин». Увы, банду разоблачают и арестовывают. На помощь с намерением перевоспитать проходимцев приходит морская свинка Руперт Мармелад – всеобщий любимец, ученый и филантроп. Но так ли уж безобиден этот парень, как кажется?
Еще десять лет назад DreamWorks на равных конкурировала с Disney. Но хитов вроде «Шрэка», «Мадагаскара», «Кунг-фу панды» и «Как приручить дракона» у них давно не выходило, а новые работы зачастую оказывались слишком детскими, невыразительными и попросту неинтересными. После двух «Боссов-молокососов», «Троллей» и кошмарного «Спирита» многие фанаты потеряли веру в любимую студию – и не без оснований.
Спешу обрадовать – DreamWorks переживает настоящее перерождение. «Плохие парни» Пьера Перифеля – остроумный, яркий, динамичный мульт, полный любопытных визуальных находок и умных отсылок на поп-культуру. Создатели вдохновлялись «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино и культовой франшизой «Друзья Оушена», а трехмерную анимацию, как это теперь модно, намеренно стилизовали под двухмерную рисовку.
6. Энтергалактик (2022) – Entergalactic
Молодой уличный художник Джабари заселяется в новую квартиру на Манхеттене. Бывшая зовет его восстановить отношения, но герой против: ему сейчас не до любовных приключений. Тем не менее, Джабари очаровывается чудесной девушкой, живущей по соседству, и они начинают проводить все больше времени вместе.
Полуторачасовой аудиовизуальный экстаз, задуманный фактически как клип рэпера Кида Кади. Музыкант не только подарил голос и внешность главному герою, но и стал одним из сценаристов. История у ребят вышла отличная: реалистичная, живая, искренняя. «Энтергалактик» – идеальный представитель жанра slice of life: быть вместе героям мешают не какие-то непреодолимые внешние обстоятельства, а обычные внутренние преграды. Но какой смысл сопротивляться, когда двух людей вместе сводит сама Вселенная?
7. Скрудж: Рождественская песнь (2022) – Scrooge: A Christmas Carol
Богатый скряга Эбенезер Скрудж ненавидит Рождество. В канун очередного праздника героя навещает дух покойного делового партнера Джейкоба Марли и заявляет, что до утра к Скруджу придут три гостя – призраки Прошлого, Настоящего и Будущего. И встреча с ними навсегда изменит его жизнь.
Еще один необычный анимационный проект Netflix. Перед нами не просто переложение Диккенса, а переосмысление винтажного мюзикла «Скрудж» 1970 года! Причем в ремейк перекочевали почти все оригинальные песни. Особенно трогает за душу композиция «Позже никогда не наступает» в исполнении Люка Эванса (он тут озвучивает Скруджа) и прекрасной Джесси Бакли, в которую невозможно не влюбиться после ее ролей в «Чернобыле», «Думаю, как все закончить», «Фарго», «Роде мужском»… А теперь вы полюбите еще и ее голос.
8. Кот в сапогах 2: Последнее желание (2022) – Puss in Boots: The Last Wish
Кот в сапогах потратил восемь из своих девяти жизней и столкнулся с самым страшным противником – самой Смертью в обличье Серого Волка. Сперва герой падает духом, но вскоре узнает, что существует загадочная звезда, которая может исполнить любое желание того, кто до нее доберется первым. Но у котяры есть конкуренты – Златовласка с тремя медведями и пекарь-социопат Джек Хорнер.
Боевой товарищ Шрека еще в 2011 году заслужил собственный сольник, и вот спустя 12 лет вернулся на экраны. И как вернулся! Критики и зрители твердят в один голос: «Кот в сапогах 2» – лучшее, что случалось с DreamWorks со времен «Как приручить дракона». Фильм выглядит как иллюстрация из книжки со сказками. Художники то заметно снижают частоту кадров, то совмещают 2D с 3D, то включают на полную катушку гиперреализм… Детей мультик очарует яркими красками и безбашенным экшеном, а взрослых зацепит серьезными темами, среди которых и кризис среднего возраста, и страх смерти, и панические атаки.
5 случаев, когда Dreamworks и Disney плагиатили друг у друга
8 забытых мультфильмов нулевых: двойник «Мадагаскара» и история про город роботов