15 лучших российских игр в истории
Топ всех времен.
Отечественные игры принято ругать, аудитория встречает каждый проект со скепсисом и посттравматическим синдромом имени Lada Racing Club. Между тем за последние 30 лет наши разработчики выпустили множество самобытных видеоигр и больших хитов, участвовали в развитии культовых серий и создавали уникальные отечественные франшизы.
Этот топ призван отдать должное лучшим отечественным видеоиграм всех времен.
Важный дисклеймер:
- в этот топ я включил игры исключительно российских игровых студий, с единственным исключением;
- в перечне нет мобильных игр. Для самого успешного направления отечественной индустрии нужен отдельный топ.
«Бесконечное лето» – 15-е место
Год выпуска: 2013
Разработчик: Soviet Games
Жанр: визуальная новелла
«Бесконечное лето» – уникальный проект. Кажется, невозможно найти человека, который признается, что купил его или хотя бы запустил на своем компьютере. При этом большинство в курсе любовных перипетий в пионерлагере «Совенок», а общая аудитория игры, согласно Steam Spy, – около миллиона человек.
Визуальная новелла от Soviet Games соединила абсолютно несочетаемые вещи: любовь к аниме с ностальгией по советской эстетике – и попала пользователям прямо в сердечко. Вайфу, фансервис, пионерские галстуки, «серп и молот и звезда» сделали «Бесконечное лето» культурным феноменом и одним из символов 10-х.
Показательно, что следующий проект Soviet Games «Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл», использовавший ту же формулу аниме-гаремника, но переносящий действие в Японию, не получил и доли славы «Бесконечного лета».
Как делали «Бесконечное лето» и почему игра про пышных пионерок стала хитом
«Блицкриг» – 14-е место
Год выпуска: 2003
Разработчик: Nival
Жанр: стратегия в реальном времени
«Блицкриг» вышла в один год с Warcraft 3, в золотую эпоху RTS. Но игра от Nival не затерялась на фоне множества конкурентов, потому что предлагала редкий для жанра опыт реалистичного варгейма в сеттинге Второй мировой войны. «Блицкриг» с документальной достоверностью воспроизводил особенности техники и тактики ведения боевых действий того периода. Предлагал три уникальные кампании для каждой из сторон и подкупал вниманием к деталям.
Успех игры стал отправной точкой для создания на ее движке огромного количества клонов: «Карибский кризис», «Сталинград», «Койоты: Закон Пустыни», «Talvisota: Ледяной ад», «Первая Мировая (World War I)» и прочих.
«Петька и Василий Иванович спасают галактику» – 13-е место
Год выпуска: 1998
Разработчик: S.K.I.F.
Жанр: квест
«Петька и Василий Иванович спасают галактику» – воплощение духа России 90-х:
- первая игра студии S.K.I.F. созданной несколькими непрофессионалами;
- залог ее успеха в правильном заимствовании – совмещении популярного на Западе жанра квестов с персонажами советских анекдотов;
- народный юмор, огромное количество околоэротического контента и ощущение полной вседозволенности.
«Петька и Василий Иванович спасают галактику» была идеальным продуктом своего времени. Благодаря этому игра получила статус настоящего народного хита, бесчисленное количество подражателей (самый известный – про другого героя анекдотов, Штирлица) портов и продолжений. Последнее – достаточно свежее, 2017 года. Сейчас квест от S.K.I.F. кажется устаревшим, но в конце 90-х на просторах России вряд ли была хоть пара компьютеров, не захваченных этой отечественной игрой.
«Корсары: Проклятье дальних морей» – 12-е место
Год выпуска: 2000
Разработчик: Акелла
Жанр: RPG
«Корсары» символизируют всю отечественную игровую индустрию 2000-х. В лучшие моменты «Проклятье дальних морей» – уникальная ролевая песочница с кучей возможностей и абсолютной свободой действий. В худшие – сборник багов и сомнительных геймдизайнерских решений.
Истинным проклятием «Корсаров» стали непомерные амбиции. Разработчики хотели все везде и сразу – фракции, живущие собственной жизнью, эпический сюжет, сложную ролевую систему, масштабные морские сражения и полноценный экшен на суше.
Давление невыполнимых обещаний в итоге и погубило серию. Но при всей противоречивости и незавершенности «Корсары» – уникальный симулятор пиратской жизни, аналогов которому в игровой индустрии нет.
«Дальнобойщики 2» – 11-е место
Год выпуска: 2001
Разработчик: SoftLab-NSK
Жанр: симулятор
«Дальнобойщики 2» – синоним ностальгии. Удивительно, что настолько нишевый проект, как симулятор водителя грузовых автомобилей, добился всенародной любви. Потому что в начале нулевых, кажется, не было человека, который не погрузился бы с головой в перевозку грузов в Горный или не дай бог в Алмазный, бандитские разборки на дорогах и покупки новых тягачей.
Возможно, причина в потрясающем чувстве свободы, аддиктивном геймплее или интуитивно понятной игровой прогрессии.
Или во всем сразу, потому что в игре от SoftLab-NSK идеальным было все, кроме саундтрека. Потому что «Арию» было удобнее слушать на Winamp.
«King’s Bounty: Легенда о рыцаре» – 10-е место
Год выпуска: 2008
Разработчик: Katauri Interactive
Жанр: пошаговая стратегия
«King’s Bounty: Легенда о рыцаре» – пример отечественного переосмысления культовой на Западе серии. Впрочем, если Heroes of Might and Magic V была попыткой повторить лучшие идеи классических игр от New World Computing, то разработчики King’s Bounty создали абсолютно новую игру, связанную с оригиналом только названием.
У Katauri Interactive получилось сказочное приключение, которое с восторгом встретили игроки и критики по всему миру. «Легенду о рыцаре» полюбили за красоту окружения, атмосферу и интересную боевую систему.
King’s Bounty – последний полноценный хит среди HoMM подобных пошаговых стратегий.
«Вангеры» – 9-е место
Год выпуска: 1998
Разработчик: K-D Lab
Жанр: эм…сюрреалистичные гонки
«Вангеров» так же сложно описать, как подобрать для них жанр. Что они такое? Постмодерновая метаигра с сюрреалистическим сюжетом, которому позавидует сам Кодзима? Или странная аркадная гонка с неудобным управлением и кислотным окружением? Произведение искусства? Доказательство того, что в 90-е любили всякую дичь?
На самом деле неважно, какой ответ ближе к истине. Главное, что с момента выхода «Вангеров» прошло уже 25 лет, а о них продолжают спорить, им посвящают популярные видеообзоры, помещают в топы лучших отечественных игр. У проекта K-D Lab много преданных фанатов, для которых это не просто очередная игра.
Heroes of Might and Magic V – 8-е место
Год выпуска: 2006
Разработчик: Nival
Жанр: Пошаговая стратегия
Пятая часть «Героев» попыталась вернуть величие серии, полноценно перезапустив ее. Неудивительно, что для столь амбициозной задачи Ubisoft выбрали культовую отечественную компанию Nival, разработавшую к тому моменту несколько успешных стратегий от «Блицкрига» до «Демиургов».
И у российских разработчиков все получилось. Heroes of Might and Magic V – перезапуск, который устроил всех. Nival не просто вернули знакомые механики и ламповую атмосферу третьей части, но значительно углубили и усовершенствовали многие аспекты игры: систему прокачки, боевку, развитие городов, графику и визуальный стиль. В конце концов, создали самые проработанные и красивые города в серии.
Heroes of Might and Magic V – без сомнения не просто лучшая, но единственная достойная игра легендарной серии с момента ее приобретения Ubisoft.
Pathfinder: Wrath of the Righteous – 7-е место
Год выпуска: 2021
Разработчик: Owlcat Games
Жанр: RPG
Pathfinder: Wrath of the Righteous – самый успешный отечественный проект на «Кикстартере»: топ-3 в 2020 году и 20-е место среди всех проектов площадки на видеоигровую тематику.
Фанаты полюбили игру за глубокую ролевую систему, широкие возможности отыгрыша, комплексные механики, великолепно проработанный мир и потрясающий сюжет.
Owlcat Games, созданная выходцами из Nival, – одна из немногих компаний в мире, делающих успешные классические изометрические RPG. Именно поэтому их следующий ролевой проект Warhammer 40,000: Rogue Trader ждут во всем мире.
Escape from Tarkov – 6-е место
Год выпуска: 2017
Разработчик: Battlestate Games
Жанр: многопользовательский шутер
Escape from Tarkov – синоним проработанности и реализма в современных многопользовательских шутерах. Пока весь мир упивался кинематографичностью Call of Duty и Battlefield, разработчики из Battlestate Games сделали ставку на хардкорность и достоверность. И не прогадали – пиковый онлайн игры превысил 200 тысяч пользователей.
Escape from Tarkov доказывает, что если создать качественный проект, то видеоигра от российском компании в отечественном сеттинге будет популярна во всем мире.
Tarkov – международный хит и золотой стандарт для реалистичных милитари-шутеров.
«Аллоды: Печать тайны» – 5-е место
Год выпуска: 1998
Разработчик: Nival
Жанр: стратегия, RPG
Первая игра культовой студии Nival совмещала в себе элементы стратегии и RPG, обладала развитой ролевой системой и радовала проработанным миром. В «Аллодах» даже реализовали онлайн-мультиплеер с локальными серверами до 16 человек, что было редкостью для конца 90-х.
Безусловно прорывной проект и огромное достижение отечественного геймдизайна. А еще «Аллоды» – одна из первых российских игр, замеченных на Западе. В 1998 «Печать тайны» получила от GameSpot номинацию на Best & Worst of 1998 Awards в категории «Лучшая игра, в которую никто не играл».
Потом Nival выпустили два продолжения, а в 2010-м состоялся релиз ММО «Аллоды Онлайн», которая жива до сих пор. В 2022 году на фоне «великого русского исхода из WoW» игра установила новый рекорд пикового онлайна.
«Мор. Утопия» – 4-е место
Год выпуска: 2005
Разработчик: Ice-Pick Lodge
Жанр: квест, ролевая игра
История «Мор. Утопия» уникальна для игровой индустрии. Критики и игровые журналисты считали, что «художественный эксперимент» неизвестного на тот момент Николая Дыбовского будет слишком сложным для игроков. В обзорах игру называли «жутким межжанровым Франкенштейном» и «неудачной попыткой доведения до самоубийства», указывали на дискомфорт «от ужасной графики, «непричесанных» диалогов и занудного геймплея» и называли не самой удачной попыткой «перенести «живые» ролевые игры в компьютер».
Несмотря на заумность и претенциозность, негативные рецензии и «ужасную графику» игра сразу получила культовый статус. Потому что Ice-Pick Lodge предложили игрокам уникальный игровой опыт, одними из первых заговорили с ними на языке большого искусства и дали возможность быть режиссером собственной истории. Уже 15 лет «Мор. Утопия» остается актуальной, каждый год привлекая новых игроков, ищущих ответы на вечные вопросы.
Главный проект Ice-Pick Lodge продолжает жить – в 2015 году был выпущен HD-ремастер, а в 2019 году его продолжение – «Мор».
«Космические рейнджеры 2: Доминаторы» – 3-е место
Год выпуска: 2004
Разработчик: Elemental Games
Жанр: RPG, космический симулятор, песочница, пошаговая стратегия, RTS
«Космические рейнджеры 2» поражает масштабами. Особенно сейчас, когда каждый второй игровой блокбастер обещает огромный насыщенный открытый мир, а на релизе дает бесконечные вышки и проходные сайд-квесты.
Это даже звучит неправдоподобно, но игра от Elemental Games – полноценный симулятор жизни целой галактики. От многообразия возможностей и игровых механик, реализованных в «Космических рейнджерах 2», захватывает дух. Ты можешь заниматься торговлей, прокачивать свой корабль и персонажа, участвовать в наземных битвах роботов, решать текстовые квесты, сражаться со вселенским злом, инвестировать, бороться с пиратами, примкнуть к пиратам и «грабить корованы»... И это только первое, что пришло в голову.
Лучше всего о «Космических рейнджерах 2» говорит то, что игра абсолютно не устарела: все кор-механики идеально работают, текстовые квесты радуют интересными загадками и прекрасным юмором, а игровой мир удивляет проработанностью до сих пор.
Космические Рейнджеры – великая игра детства. Ее обновляют до сих пор!
«Ил-2 Штурмовик» – 2-е место
Год выпуска: 2001
Разработчик: 1C: Maddox Games
Жанр: авиасимулятор
«Ил-2 Штурмовик» – легенда отечественного и мирового игрового дизайна. Лучшая игра жанра военных авиасимуляторов в истории. В 2007 году попала в топ-25 ПК-игр всех времен по версии сайта IGN.
У «Ил-2 Штурмовик» самая высокая оценка на Metacritic среди отечественных проектов – 91 балл. Уже к 2014 году ее общий объем продаж превысил 2 млн копий.
Простого перечисления регалий достаточно, чтобы понять значимость для индустрии и культовый статус проекта 1C: Maddox Games. Но главное, что игра развивается и поддерживается по сей день. «Ил-2 Штурмовик» актуальна и любима фанатами уже 22 года.
«Тетрис» – 1-е место
Год выпуска: 1984
Разработчик: Алексей Пажитнов
Жанр: головоломка
Единственное формальное исключение в этом списке, потому что игра разработана в СССР. Но «Тетрис» – абсолютное величие. Самая популярная игра в истории – общий тираж различных копий более 500 млн, есть даже успешная королевская битва. Один из самых известных брендов игровой индустрии и ее главный долгожитель – с момента релиза прошло практически 40 лет. Доказательство способности человека в одиночку создавать великие вещи.
Головоломка, придуманная советским программистом Алексеем Пажитновым как некоммерческий тренажер для ума, покорила весь мир и оставила огромный след в современной культуре: от видеоигр и кино до моды. В 2023 году выйдет фильм, посвященный удивительной истории покупки прав на игру западными издателями.
Где бы вы ни оказались – все знают и с упоением играют в эту простую, но гениальную видеоигру.