«Человек-бензопила»: Тарантино встречает аниме

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Рецензия на главный сериал года

Кто бы мог подумать, что в год, когда на экраны выходит спин-офф «Игры престолов», сериал по главной фэнтези-франшизе в истории с бюджетом условной Хорватии, продолжение мегавирусной подростковой меты в формате мистики по Кингу, да и просто второй сезон «Эйфории», главным проектом станет аниме о парне, у которого вместо головы и рук бензопилы. Окей, аниме-гики могли знать, но для простого люда это стало откровением. Откровением неоспоримым. Да, именно «Человек-бензопила» — главный и лучший сериал года. И очень символично, что именно выходом последней серии этого аниме год и закрывается.

Окей, понимаю, что тезис о «главности и лучшести» спорный, так что позвольте объясниться. Что вообще такое «Человек-бензопила»? Это аниме по одноимённой манге Тацуки Фудзимото, которая дебютировала всего 4 года назад, но уже к лету 2022-го её тираж перевалил за 13 миллионов проданных экземпляров. Манга и аниме рассказывают о современном мире, в котором обитают не только люди, но и демоны. Демоны могут быть абсолютно чего угодно: демон-помидор, демон-змея, собственно, демон-бензопила (по версии Саши Малого, существует также и демон-плохого секса). Речь не идёт о мирном сосуществовании: есть и охотники на демонов — иронично, что как «на госслужбе», так и частники — и демоны, стремящиеся уничтожить всё живое. Главный герой «Человека-бензопилы» — подросток Дэндзи, что волей случая заполучает силу одного из демонов (ага, оттуда у него и возможность «призывать» на место головы и рук бензопилы) и попадает в отряд «муниципальных» охотников на нечисть. 

Загружаю...

И если вы подумали, что перед вам типичный сёнэн (самый популярный жанр аниме, в котором главные герои — зачастую подростки — пытаются достичь какой-то высокой и пафосной цели, по пути спасая мир), то подумайте обратно. От сёнэна в «Человеке-бензопиле» разве что его деконструкция. Главный герой Дэндзи не обременён какой-то глобальной целью. Он не хочет стать королём-шаманом или Хокагэ, искоренить преступность на планете или убить всех титанов. Мотивация Дэндзи, чьё детство было, мягко говоря, не сладким, примитивно-бытовая: поспать, вкусно поесть, но главное — помацать сиськи. Дэндзи манипулируют не пафосными монологами о великой цели, а обещанием его поцеловать. С языком! И радостный Дэндзи бежит крошить очередного демона. 

В то же помойное ведро отправляется и непробиваемая сюжетная броня, свойственная сёнэнам. К героям в «Человеке-бензопиле» лучше не привыкать: смертность у охотников на демонов крайне высокая (ну, по меркам в общем-то травоядного аниме). Но не думайте, что это аниме — бесцельный треш-гаремник с шутками ниже пояса. Да, доза треша здесь порой на границе дозволенного, но при этом у сериала есть крепкий сквозной сюжет с элементами криминального триллера, да и драматизма он не лишён (пусть и подаёт его нарочито цинично). Структурно «Человек-бензопила» всё же цепляется за какие-то базовые основы сёнэна — ну, например, есть главгад демон-огнестрел, что некогда за несколько секунд уничтожил более 1 000 000 человек, и на которого ведётся всеобщая охота — но в духовном плане куда ближе к фильмам Квентина Тарантино. Во-первых, бесконечные оммажи, пасхалки и референсы. Только лишь в опенинге «Человек-бензопила» воспроизводит сцены из десятка в разной степени культовых фильмов: «Старикам здесь не место», «Лестница Иакова», «Константин», «Большой Лебовски», «Резня бензопилой в Техасе» (как уж без такой меты обойтись), «Не смотрите наверх» и тарантиновские «Криминальное чтиво» с «Однажды в Голливуде». Отдельное удовольствие — улавливать все отсылки и в самом сериале. Здесь и тоненькие аллюзии на «Цельнометаллического алхимика», и ревущая Ева из «Евангелиона» и поражающей своей наглостью косплей на сцену из отеля в «Начале» Нолана. 

Загружаю...

Во-вторых, форм-фактор «Человека-бензопилы» — это чистокровная тарантировщина, в духе «Бесславных ублюдков» или всё того же «Криминального чтива». Весь сезон дробится на виральнейшие сцены: посиделка отдела по борьбе с демонами в баре с последующим уже легендарным первым поцелуем Дэндзи, зарисовки совестного быта героев («Ты должна чаще мыться!»), диалог с пьянчугой-сенпаем о чувствах по поводу смерти коллег, спасение котика ради сисек и все микроэпизоды с Почитой (мемный пёсик-бензопила и главный мими-маскот сезона). Порой сезон даже не старается строить плавные мосты-переходы от одного крутого эпизода к другому, обходясь стандартной монтажной склейкой. Но при всём этом, «Человек-бензопила» не разваливается на части. Зачастую роль сценарного клея выполняют бесконечные флешбеки, флешфорварды, флеш-чего-угодно, которые круты и сами по себе. 

Загружаю...

Но главный склеивающий элемент — это тонна стиля, которую наваливает «Человек-бензопила». В этом аниме всё сделано так, чтобы быть стать вирусным. Униформа в виде смокингов с чёрными галстуками, фирменный жест пальцами одного из героев (он ещё и сюжетно оправдан — именно так можно воспользоваться демонической силой), что уже стал трендом в нельзяграме, уникальные для каждой серии эндинги, стилизованные то под VHS-эпоху, то под какой-нибудь киберпанк, выкрученная на максимум эстетика курения (есть теория, что «Человек-бензопила» — это скрытая нативка от табачных компаний), ну, и, конечно же, эпичнейшая боёвка, демонстрирующая всё новые и новые демонические скиллы. Киношность «Бензопилы» не только в структуре нарратива, но и в, например, той же операторской работе: за камерой стоит будто то ли Любецки, то ли Дикинс, выбирая порой необычный ракурс или симметричную картинку. Требую в следующем сезоне эпизод с разрешением картинки 2,39:1.

Ну, и, конечно же, герои. Как уже сказали, в «Человеке-бензопиле» все персонажи абсолютно поехавшие типы. Пугающая своей доминантностью (а впоследствии и тайными силами) глава отдела Макима, слегка социопатичный Аки Хаякава с буквальным таймером на остаток жизни, тихоня с внутренними демонами Кобени. Но главный лот — это, разумеется, полудемон-получеловек Пауэр, что ненавидит людей, обожает котиков (точнее, одного конкретного котика) и ведёт себя максимально провокационно. Пауэр безальтернативно забирает титул главного женского персонажа года и, кажется, косплеи на неё скоро заполнят ваши рилсы и тиктоки.

Мемы, вирусные сцены, яркие диалоги, отсылочки в обёртке дьявольской тарантиновщины — в «Человеке-бензопиле» есть всё, чтобы занять трон Главного Мейнстримного Аниме и ворваться в соцсети каждого. Но самое ценное, что это не выглядит натужным и неестественным. Если за условным танцем Уэнсдей из одноимённого сериала чуть ли не физически видна команда продюсеров, выверяющих по линейке будущую вирусность сцены, то «Человек-бензопила» — это первобытная и натуральная энергия. И при всём этом первый сезон ощущается всего лишь как плотный, насыщенный, но пролог, экспозиция. Задел на будущее потрясающий. Ждём, что второй сезон выдержит заданный уровень.  Оценка: 9/10  Мой телеграм-канал

Загружаю...
Популярные комментарии
Holy Diver
Как можно называть главным сериалом года бензопилу, когда той же осенью выходил Bocchi the Rock?!
Roman Dementiev
Это всё же куда более субкультурная вещь
Ответ на комментарий Holy Diver
Как можно называть главным сериалом года бензопилу, когда той же осенью выходил Bocchi the Rock?!
somanynameshere
Экранизация манги потрясающая, второй сезон должен быть огненным
3 комментария Написать комментарий