Я начал кайфовать от роли саппорта. Пятерка – новый уровень лидерства после игры на керри

Радмир Зарипов переосмысливает роль саппорта.

Полтора года назад я написал статью о том, что игра на керри готовит к реальной жизни и воспитывает лидерские качества. Пост вызвал противоречивую реакцию, но тогда я действительно верил в то, что писал. Аргументы такие:

  • керри не может переложить ответственность на другую роль (в отличие от саппортов);
  • первая позиция учить быть эгоистом тогда, когда это нужно (остаться фармить лес и не идти за командой, если не готов);
  • керри должен играть так, чтобы выиграть, а не так, чтобы не проиграть.

Я до сих пор считаю, что в той статье есть доля правды. Но с марта 2021 года как в моей жизни, так и мире, произошло столько событий, что кажется, будто это было 10 лет назад. Изменения настолько радикальные, что прямо сейчас я играю на пятерке и получаю истинное удовольствие. Но самое главное: игра на пятерке развивает лидерские качества куда лучше, чем игра на керри. Сейчас объясню. 

Загружаю...

Игра на пятерке – это стратегическая битва. Лидерство = интеллект 

Я с детства обожал стратегии. На моем ПК на протяжении нескольких лет были третьи части «Героев» и «Цивилизации» – любимые игры. Других не было, потому что новые игры мой слабый компьютер уже не тянул. Меня всегда захватывало стратегическое планирование, оптимальное использование имеющихся ресурсов, оценка рисков. Все это ты получаешь, играя на саппорте. 

Керри слишком занят фармом, это его главная задача. Мидеры слишком азартны. Оффлейнер думает про командные артефакты, мешает вражескому керри и тоже ищет фарм. Четверка хочет экшена и подбивает всех на ганги. И только пятерка стоит, как следовало бы всем этим: он свободен от фарма (почти), больших итемов, гангов. Пятерка видит всю карту, чувствует течение и ритм игры. Идти стакать или охранять керри? Ставить агрессивные варды или дать вижн только на своей половине? Помогать оффлейнеру или идти гангать с мидером и четверкой? Саппорт – единственная роль, которая может встать на 10 секунд афк и просто думать. Идеально для стратегов. 

Отдельное наслаждение – интеллектуальные дуэли. С вражеской пятеркой – за вижн на карте. С четверкой на линии – за отводы, оптимальное расположение крипов. Когда ты нашел вражеский обсервер – это выигранное локальное сражение в большой войне. Каждый успешный отвод и стак – это еще один механизм для того, чтобы часы работали успешно. Пятерка как никто понимает важность деталей. 

Загружаю...

Оценка рисков – это хлеб саппорта. Нажать смок и поставить агрессивный вард на территории врага? Пожертвовать собой, чтобы спасти тройку, мидера или керри? Или спровоцировать успешный тимфайт, пойдя вперед? А, может, впитать вражеский смок, ведь противников давно не видно на карте? Все эти вещи подразумевают непрерывную интеллектуальную работу.

Лидер всегда должен быть чуточку умнее и дальновиднее своих последователей. 

Игра на пятерке – это нон-стоп микрофон. Лидерство = коммуникация 

Всего этого мало, если саппорт не разговаривает с командой. Вы можете делать все идеально со стратегической точки зрения, но если действия не синхронизированы с командой – все впустую

Вы видите, что команда не может драться, пока коры не нафармят определенные шмотки? Если вы молча ставите вижн только на своей половине, оффлейнер и четверка пойдут гангать и умрут, а потом обвинят вас в отсутствии вижна. Или мидер на адреналине будет раз за разом безуспешно дайвить, обвиняя тиммейтов в пассивности. 

Вы видите, что сейчас оптимальный момент, чтобы давить соперника? У керри может быть другое мнение, он считает, что без БКБ ему нельзя драться. И если вы не включите микрофон, чтобы убедить кора в разумности агрессии, то ничего не получится. 

И таких моментов миллион. Факт в том, что пятерка – самая зависимая от команды роль. А раз саппорт зависим от команды, то он не может закрыться в своем в мире и играть молча. Отсутствие коммуникации со стороны пятерки нивелирует важность роли минимум на 50%. 

Загружаю...

Не бойтесь говорить керри, что сейчас самое время драться с командой. Не бойтесь остужать пыл мидера или четверки, если вы понимаете, что сейчас нужно подождать подходящего момента. Своевременность – это ваша задача, и ничья больше. А для этого просто необходим микрофон. Сообщения в чате менее эффективны, на них просто могут не обратить внимания.

Лидер обязан коммуницировать с командой.

Игра на пятерке – это смирение. Лидерство = умение прощать 

Философия стоицизма заключается в том, чтобы «делать, что должен – и будь что будет». Давайте разберем, что не зависит от пятерки:

  • саппорт не может выиграть в одиночку. Банально не хватает урона и шмоток, чтобы убивать всех. 
  • Саппорт не контролирует успешность ластхита и фарма коров. 
  • Саппорт не всегда может остановить мидера или четверку от заранее обреченного дайва. 

Пятерка должна понимать, что есть вещи, которые от него не зависят. Вражеский керри гораздо лучше фармит и нажимает кнопки? Все, что вы можете сделать – помочь своей первой позиции фармить безопасно, предлагать советы по сборке и решениям. Мидер проиграл линию в ноль? Придите в мид на помощь, постакайте тройку. 

Что пятерка не должна делать никогда – разочаровываться в своих корах и бросать играть. Хороший саппорт – всегда стоик, последователь стоицизма. Почему садиться на пятерку лучше всего после игры на керри? Потому что ты понимаешь, насколько керри сконцентрирован на фарме. Как сильно ты горишь, когда саппорт не помогает на линии. Когда нет вижна на своей половине, и ты не можешь безопасно фармить. Насколько тонкая грань правильного решения – помочь команде в тимфайте и умереть, отсрочив шмотки, или продолжать афк долбить лес, позволив команде умереть, но дофармив необходимый артефакт. 

И когда керри впадает в тильт – хорошая пятерка не злится, не отвечает оскорблениями. Он прощает. Пытается успокоить, помочь керри, ведь пятерка понимает, что именно первая позиция – ключ к победе (зачастую). 

Загружаю...

Пятерка должна прощать чересчур агрессивного мидера, или азартную четверку, или эгоистичную тройку, что собирается в урон. Ведь саппорт больше всех зависит от своей команды. Он должен найти в себе силы перебороть чужую глупость. На других ролях это сделать сложнее – слишком заняты фармом или поиском загулявшего врага. 

Хороший лидер не опускается до уровня подчиненных, до оскорблений и обвинений – он должен направить их в нужное русло, помочь им раскрыться. Пятерка – это лидер команды, ее сердце, мозг и навигатор. Вы должны принять эту ответственность на себя, чтобы стать действительно хорошим лидером и хорошим саппортом.

* * *

Раньше я думал, что именно роль керри воспитывает лидеров, ведь именно на их игру обращают больше всего внимания, именно они делают больше всех убийств, делают заметную разницу. Но с возрастом приоритеты меняются. И если в жизни ты начинаешь ценить такие вещи, как семья, поддержка, общение и планирование, то в Доте со временем ты понимаешь, что удовольствие можно получать не только от безумного фарма и количества убийств, но и от интеллектуальных дуэлей, выигранного вижна.

Самый кайф – когда ты видишь, как коры, которым ты помогал расти и развиваться, становятся неудержимыми и приносят победу. Помочь человеку раскрыть свой потенциал – то, чему можно научиться только с возрастом и определенным опытом.

Все как в жизни.  

Valve навсегда забанила керри VP и еще 9 игроков из России и Украины! Онлайн

Кем Virtus.pro заменить забаненного керри? Выбрали 3 варианта

Загружаю...