5 причин, почему эксклюзивы делают игровую индустрию лучше

Только факты?

Договоримся сразу, в идеальном мире эксклюзивов не должно существовать, потому что у каждого должен быть доступ к лучшим играм вне зависимости от платформы. Но это работает только во вселенной, где Кодзима, Скофилд и Дракманн вместе работают над Half-Life 3, где нет патчей первого дня и кранчей, а студии сами выкладывают игры на торрент.   

В нашей реальности набирается 5 громких релизов за год, студии выпускают забагованные игры, а индустрию постоянно сотрясают скандалы. В этих условиях эксклюзивы PlayStation, Xbox и Nintendo остаются стандартом качества и создают импульс для развития всей индустрии.

Так что умерьте скепсис, у меня есть целых 5 доводов, чтобы доказать: эксклюзивы – это хорошо. 

Эксклюзивы – это стандарт контроля качества в индустрии

Эксклюзивы обычно самые стабильно работающие видеоигры, уже на старте в них минимум проблем и критических ошибок. С одной стороны, странно радоваться, что игра просто запускается. С другой: кажется, сейчас каждый второй крупный релиз сопровождается фестивалем багов, проблем с оптимизацией и серверами. В общем, все удовольствия альфа-версии по полному прайсу. Battlefield 2042, чьи разработчики обещали эксклюзивный АААА-опыт, не даст соврать.

Загружаю...

Платформодержатели не могут себе позволить выпускать настолько сырой продукт. Потому что это репутационные потери не только для студии или франшизы, но и для их главного капитала – самой консоли. Да, бывают исключения – Days Gone, Horizon Forbidden West или новые Pokemon Scarlet/Violet. Но такое внимание к некритичным багам в той же Forbidden West только подтверждает: игроки привыкли, что эксклюзивы выходят готовыми на 100%. 

Pokemon вовсе уникальный случай, там в релизной версии творился кромешный ад, но игроки, кажется, были максимально довольны…нам, обычным людям, не понять.

Проблема мультиплатформенных игр еще и в том, что при их создании нужно учитывать особенности, возможности и архитектуру каждой платформы. Это делает разработку дороже и часто негативно влияет на геймплей.

Например, чтобы выпустить Dragon Age: Inquisition на консолях старого поколения (PlayStation 3 и Xbox 360) из игры вырезали масштабные сражения под управлением игрока. А в случае с The Callisto Protocol мы получили огромные проблемы с оптимизацией: на релизе игра идеально работала на PS5, хуже на других консолях, а на ПК – практически неиграбельна.

Запуск The Callisto Protocol – катастрофа. «Новую Dead Space» загубили багами и чудовищной оптимизацией

Эксклюзивы дают небольшим студиям возможность заявить о себе и получить финансирование

Видеоигры максимально конкурентный и сложный рынок, небольшим студиям часто не хватает известности, чтобы привлечь внимание аудитории. С финансированием тоже возникают проблемы, ведь крупные издатели боятся рисковать и чаще делают ставку на продолжения популярных франшиз. 

Разработка эксклюзива – один из выходов из этой замкнутой петли: это как получить приглашение в высшую лигу. Теперь к твоим услугам огромный маркетинговый потенциал крупнейшей компании, твою игру ждут фанаты консоли, тебе предоставляют технологическую, финансовую и любую необходимую поддержку. Платформодержатель может и вовсе купить студию, и тогда доступ к этим благам будет бесконечным. 

Загружаю...

Главное: Sony, Microsoft и Nintendo готовы рисковать больше, чем другие издатели, они могут поддержать нишевый или слишком амбициозный проект. Потому что главная цель эксклюзивов не заработать деньги, а продавать консоли, сделать бренд более узнаваемым и поддерживать позитивный образ.

Housemarque делали инди-игры в жанре bullet hell, пока не получили возможность создать ААА в том же жанре – прекрасную Returnal. А потом Sony и вовсе купила студию. 

Ninja Theory благодаря деньгам Microsoft превратили Senua’s Saga: Hellblade II в полноценный блокбастер и одну из самых ожидаемых игр следующего года. Nintendo поддержала Monolith Soft после провала Xenosaga Episode II: в итоге мы получили одну из самых успешных JRPG-франшиз – Xenoblade Chronicles.

Эксклюзивы делают игровую индустрию разнообразнее 

Игровым студиям и издателям все сложнее сохранять уникальный стиль, большие игры становятся похожи друг на друга. Все стремятся использовать одни и те же работающие схемы, механики, плодить клоны успешных проектов. Даже FromSoftware сдались популярным трендам и перенесли Dark Souls в открытый мир. 

С одной стороны, в этом нет ничего плохого – если продается, значит, востребовано у аудитории. С другой, такой подход лишает нас разнообразия – перезапуск Tomb Raider пытался быть похожим на Uncharted и TLoU, Assassin’s Creed отвергает основные принципы серии, чтобы быть как «Ведьмак 3», практически все пытались сделать свою «королевскую битву». 

Большая консольная тройка – остров уникальности, здесь каждый придерживается эксклюзивной стратегии. Sony – сюжетно-ориентированные кинематографические блокбастеры, Microsoft – лучшие консольные шутеры и удобный подписочный сервис, Nintendo – уникальный геймплейный опыт и библиотека франшиз. 

Загружаю...

Эксклюзивы обеспечивают геймерам широту выбора: нравится голливудская постановка, «взрослый» сюжет, простой и приятный геймплей? Тогда «добро пожаловать к нам на PlayStation!»

Хочется разнообразных игровых механик, милых персонажей, много патигеймов и игр для всей семьи? «Записывайся в мариобои!»

Ну и Microsoft когда-нибудь начнет выпускать игры, а пока у нас дешевый Game Pass с играми в день релиза… выпускайте «широкого Фила», пока никто ничего не заметил!

Споры об эксклюзивах делают жизнь интереснее

Человек – социальное животное, ему жизненно необходимо ассоциировать себя с какой-нибудь группой. Во многом поэтому люди становятся фанатами футбольных клубов, франшиз, актеров или приверженцами политических идеологий.

«Консольные войны» – тоже способ обрести для себя такую группу. Споры об эксклюзивах дают все, о чем мечтают фанаты: чувство дружеского плеча, радость от неудач конкурентов, осознание своей уникальности, возможность проявить креативность. Сколько прекрасных мемов нам подарили консольные войны – от «сонибоев» и «на Nintendo только игры про Марио» до серии прекрасных роликов Console Wars.

Загружаю...

Но консольные войны нужны не только фанатам. Индустрия жива, пока есть большое количество людей, которые о ней спорят в социальных сетях, создают мемы и готовы тратить на свое увлечение деньги. 

Не будь эксклюзивов, у вас была бы минус одна интересная тема для споров, а у меня для написания текстов. 

И главное, как бы без консолей все узнали об избранности и величии ПК-бояр?

Эксклюзивы двигают индустрию вперед 

Игровую индустрию во многом сформировали эксклюзивы. Они ответственны за популяризацию гейминга, появление многих жанров от платформеров до слэшеров и метроидваний, создание новых технологий и развитие игровых механик.

За последние 10 лет эксклюзивы дали индустрии очень много:

Sony – вывели на новый уровень постановку и сторителлинг. Как бы ни ругали TLoU 2 – эта история никого не оставит равнодушным, о ней спорят, строят теории заговора и судят персонажей.

Nintendo – вернула величие портативному геймингу, предложила кучу устройств от Ring Fit Adventure до Nintendo Labo. А The Legend of Zelda: Breath of the Wild довела привычную формулу Ubisoft до абсолюта, создав вечный стандарт для игр в открытом мире. И сделала важнейшим элементом геймплея максимально реалистичную физику.

Microsoft – пока не очень получается в игры, но их подписочный сервис сделал видеоигры дешевле и доступнее. Успех Game Pass заставил Sony начать выпускать свои эксклюзивы на PC и расширить возможности подписки.

Напоследок неожиданное – Valve тоже делает эксклюзивы для VR-платформы Valve Index, благодаря чему у нас появился первый полноценный блокбастер для VR – Half-Life: Alyx.

Загружаю...