Лучшим фильмом в истории выбрали «Жанну Дильман» – бельгийский артхаус о проститутке. Чего?!

Рассказываем максимально понятно.

Новости из мира авторского кино обычно вызывают недоумение. То главный приз Каннского кинофестиваля получит картина о женщине, которая убивает мужчин и занимается сексом с автомобилем; то лучшим фильмом в истории назовут малоизвестную бельгийскую драму «Жанна Дильман».

На примере последнего случая разберемся, по каким принципам устроен мир авторского кино, зачем вообще нужны такие фильмы и как их смотреть. 

Что это за фильм?

«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» – бельгийский фильм 1975 года от режиссера Шанталь Акерман, рассказывающий о трех днях жизни вдовы Жанны Дильман. Чтобы прокормить себя и сына, героиня занимается проституцией: принимает мужчин в своем доме, адрес которого и указан в названии.

Загружаю...

Большая часть фильма посвящена повседневным и монотонным делам Жанны – от мытья посуды до визитов клиентов. Постепенно эта механическая последовательность действий дает сбой, что в итоге и выражается в неожиданном финале. Фильм считается новаторским и эталоном формализма в кино. 

Понятно, артхаус какой-то, почему о нем вдруг начали говорить? 

«Жанна Дильман» заняла первое место в свежем списке лучших фильмов всех времен киножурнала Sight and Sound. Это один из старейших, самых авторитетных и представительных «списков лучших фильмов». Sight and Sound с 1952 года раз в 10 лет организует опрос кинокритиков и исследователей кино, в 2022 году участвовали более 1600 экспертов. За 70 лет первое место занимали всего 4 картины: помимо «Жанны Дильман», это «Похитители велосипедов», «Гражданин Кейн» и «Головокружение».  

«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса возглавлял список Sight and Sound на протяжении 50 лет с 1962 г. по 2012 г.

А почему «Жанну Дильман» назвали лучшим? Тот же «Побег из Шоушенка» популярнее, и у него больше кинопризов

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать специфику формирования списка журнала Sight and Sound и в целом «профессионального» понимания кино. Для обычного зрителя важно, насколько фильм ему понравился, а критики и кинематографисты оценивают кино как произведение искусства.  Сложность, новаторские приемы, противоречивость тематики, символизм, влияние на последующий кинематограф здесь гораздо важнее, чем коммерческий успех или любовь аудитории.

Напрямую этого не говорится, но если посмотреть на первую десятку списка Sight and Sound, то можно выделить три главных критерия оценки:

  1. Новаторство и вклад в развитие кино. Пример – документальный фильм советского режиссера Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», в котором впервые использованы многие современные монтажные и операторские приемы.
  2. Влияние на другие фильмы и жанры. Пример – «Головокружение» Альфреда Хичкока, фильм стал стандартом и источником вдохновения для всего жанра психологического триллера.
  3. Актуальность и злободневность фильма. Здесь как раз подходит «Жанна Дильман», которая посвящена исследованию положения женщины в обществе и считается важным произведением для феминистского движения. 

Получается, «Жанна Дильман» лучший фильм, потому что он феминистский?

Так говорить неправильно, хотя важность фильма как актуального социального высказывания отмечается и в комментариях к самому списку Sight and Sound. Скорее всего, на выбор кинокритиков «Жанны Дильман» повлияло несколько факторов:

Во-первых, у фильма красивая, практически голливудская история успеха. Фильм постепенно шел к признанию: в первые годы эта дебютная работа молодого режиссера не получила ни одной кинонаграды, а в американский прокат она вышла только спустя 8 лет. Но постепенно ленту открывали для себя все больше критиков и зрителей, а в списке Sight and Sound фильм поднялся с 127-го места в 1992 году до 35-38-го в 2012-м – и вот первое место в 2022 году.

Загружаю...

Во-вторых, у фильма уникальный киноязык с акцентом на монотонную повседневность и вуайеристским вниманием к главной героине. Способ подачи истории тоже новаторский: здесь нет классической сюжетной структуры. Фильм предвосхитил появление артхауса как направления кинематографа, его влияние чувствуется в работах многих больших режиссеров, например Гаса ван Сента или Ким Ки Дука.

В-третьих, признание «Жанны Дильман» – это выражение поддержки идеологии равенства и инклюзивности.  В комментариях Sight and Sound особо отмечается важность его темы, а также отдельно говорится о беспрецедентном росте количества работ африканских режиссеров в списке лучших фильмов.

Такие фильмы только для критиков и кинематографистов? С «обычным» кино они никак не связаны?

Ирония в том, что вы, скорее всего, уже знакомы со всеми фильмами из списка Sight and Sound.

Дело в специфике взаимоотношений массового и элитарного искусства, где последнее формирует приемы и механики, исследует темы и развивает идеи, которые потом используются в массовом искусстве. Самый показательный пример – мир моды: одежда из массмаркетов типа H&M или Zara – это практически всегда переосмысление коллекций 1-2-летней давности модных домов.

То же самое в кино и даже в играх. Через «Мстителей» вы знакомы с операторскими приемами Дзиги Вертова, на визуальном стиле Акиры Куросавы основана Ghost of Tsushima, а темы из «Жанны Дильман» воплотились во многих популярных сериалах от «Острых предметов» до «Мейр из Истауна».

Один из режимов игры в host of Tsushima так и называется – Kurosawa Mode

Ладно, а как такое кино смотреть? Все из списка, наверное, сложное и непонятное

Все не так плохо, часть фильмов, вы, вероятно, уже посмотрели. Там есть «Славные парни», «Крестный отец», «Паразиты» и целых два мультфильма Хаяо Миядзаки (на мой вкус, не лучшие). Впрочем, даже среди не таких известных широкому зрителю картин много классного и яркого кино: от «Барри Линдона» Стэнли Кубрика до «8 с половиной» Федерико Феллини. 

Загружаю...

Мой личный фаворит для ознакомления с элитарным кино – это «М» Фрица Ланге. Хоть фильм снят аж в 1931 году, это прежде всего очень атмосферная, захватывающая и динамичная история про маньяка и панорама общества в ожидании прихода нацистов к власти. 

Правда, конкретно «Жанна Дильман» действительно сложное авторское кино. Для таких фильмов нет универсального гайда по просмотру, но дам несколько советов:

  • Забудьте голливудскую формулу «кино развлекает». Относитесь к просмотру как к посещению музея или оперы.
  • Подготовьтесь: поищите информацию о взглядах и жизни режиссера, когда был снят фильм, какие идеи несет. А вот пересказ сюжета лучше пропустить.
  • Помните, автор не собирается ничего вам объяснять, но и не стоит с указкой в ожидании правильного ответа.
  • Сконцентрируйтесь на поиске идей и смыслов, которые автор пытался передать. 
  • Авторское кино – прежде всего кино, ищите в конкретном фильме то, что вам знакомо и может понравиться. Например, «Жанна Дильман» – практически триллер с нагнетанием саспенса.
  • Постарайтесь быть максимально открытыми – элитарное кино часто предлагает новый взгляд на знакомые ситуации, человеческое поведение, нормы и прочее.

Главное: не будьте строгим к себе – это нормально, если вы чего-то не понимаете или вам не понравился культовый фильм. На самом деле по-настоящему никто ничего не понимает. Вся прелесть таких фильмов в индивидуальном опыте и трактовке.

Еще по теме

Уэнсдэй вернулась – чтобы в нее влюбились. 7 причин посмотреть новый сериал Тима Бертона

4 культовых, но переоцененных фильма. Готовьте для автора гнилые помидоры

5 лучших советских комедий. Не один Гайдай снимал шедевры