11 клонов GTA: ни один даже не приблизился к оригиналу
Ctrl+C и Ctrl+V ≠ хорошая игра.
Серия GTA – дорогие, масштабные и крайне популярные игры, которые зарабатывают для издателя и Rockstar Games миллиарды долларов. Разумеется, другие издатели мечтают о похожих прибылях, поэтому регулярно выпускают игры схожего сеттинга или геймплея. Но GTA настолько хороша, что никто не смог даже приблизиться! Собрал 11 GTA-клонов разного качества: среди них есть как хорошие игры, так и те, что лучше забыть навсегда.
Cyberpunk 2077
После успеха ролевой серии «Ведьмак» польская студия CD Projekt захотела свою GTA в киберпанк-стилистике. Мощные амбиции сперва чуть не похоронили студию, но в итоге, кажется, обошлось.
Авторы рассказали захватывающую и сильную историю, сделав акцент на топовой режиссуре. Благодаря необычному сеттингу игра смотрелась свежо, хоть мир будущего не шибко отличался от повседневности.
А вот косяков там навалом. Физика езды ужасна, открытый мир выглядит вымершим. Авторы навалили жутких побочек, но выполнять их отказываешься на втором часу – и после прохождения сюжета в Найт-Сити больше незачем возвращаться. Даже близко не уровень GTA.
Watch Dogs
Ubisoft тоже мечтала о своей GTA – и не сильно парилась с сеттингом. Французы просто скопировали GTA 5, но не сумели отточить геймплей. Ездить неудобно, стелс примитивен, а хакерские штучки – банальные чит-коды.
Сюжет придумали максимально нудный, что в целом соответствует духу экшена. Главная претензия – в Watch Dogs поразительно скучно играть. От нее банально засыпаешь, – попробуйте, если есть проблемы со сном.
True Crime: Streets of LA
Activision выпустила экшен от 3-го лица в 2003 году, и он стал одним из первых проектов жанра после появления GTA 3. Фишка True Crime – мы играем за копа и внедряемся в Триаду, чтобы изнутри ее развалить. Впрочем, позволяют отыгрывать кого угодно: при желании можно рушить Лос-Анджелес, угонять тачки и бесноваться. Игрока даже могут попереть из полиции, хотя вернуться на службу можно всего спустя пару заданий.
К сильным сторонам причислю и боевку. Конечно, много лет спустя в неофициальном сиквеле Sleeping Dogs ее довели до совершенства, но уже тогда драться было весело и круто.
Just Cause
Экшен делал ставку на масштаб: здесь больше тысячи квадратных километров для исследования и более 80 видов транспорта. Езди на чем хочешь по суше, воде и воздуху и развлекайся вдоволь. Но увы, сделано это максимально скучно!
Ведь мир не смогли наполнить активностями, а беззубый захват точек с ходу надоедает. Открытый мир Just Cause будто инструкция, как не надо делать игры. Дурацкое управление возвело игру в ранг «побыстрее бы забыть», тем более сиквелы вышли куда динамичнее и веселее.
Wheelman
Британцы Midway Studios задумали оригинальный экшен про водилу и агента под прикрытием в исполнении Вина Дизеля. Звезду пригласили, Дизель озвучил персонажа и подарил ему внешность – а классную игру создать не сумели!
И если к погоням в целом нет нареканий (зрелищно ведь получилось!), то к геймплею вне машины их миллион. Делать в игре нечего, стрелять дают всего с двух пушек, и хочется только одного: побыстрее запрыгнуть обратно в тачку и больше оттуда не вылезать. Впрочем, даже многие автомобильные миссии слишком одноклеточны и неинтересны.
The Godfather: The Game
Electronic Arts не могла остаться в стороне и в 2006 году выкатила весьма спорную игроизацию великого фильма Форда Копполы. Но что могло пойти не так в игре, которую озвучили Марлон Брандо и Джеймс Каан?
Фантазии создателей хватило лишь на нудный рескин GTA и Mafia. Районы Нью-Йорка 40-х клонированы, Манхэттен не отличить от Бруклина – и это провал для игры от такого крупного издателя. Выполнять задания дона Корлеоне просто скучно: убей, ограбь, дай на лапу копу. Экшену не хватает клевой режиссуры, сюжетной напряженности и эффекта неожиданности. То есть всего, что сделало культовым фильм.
Crime Life: Gang Wars
Студия Hothouse Creations закрылась после этого проекта – и вряд ли кто-то огорчился, ведь Crime Life ужасна! Здесь сделали ставку на рукопашный уличный бой, но он так быстро надоедает, хоть волком вой. Со временем драки приедаются, но экшен не способен предложить альтернативу. Огнестрел появляется под самый занавес сюжета – разве не странная прогрессия?
Crime Life косила под GTA: San Andreas с ее захватом районов, но графически игра проигрывала даже GTA 3. А неудобная камера превращала прохождение в кошмар. Редкий пример клона GTA, который не зашел вообще никому.
Driver 3
Примечательно, что серия Driver перешла в 3D-измерение раньше игр Rockstar. Driver 2 вышла в 2000 году и была первой 3D-игрой, где можно было гонять на разных тачках и регулярно их менять. GTA 3 вышла спустя год и предложила куда больше возможностей, включая стрельбу из кучи оружия. Тогда игры развивались параллельно и вполне конкурировали друг с другом.
Driver 3 все испортила. Это безыскусный клон последних на тот момент GTA, который делали 3,5 года и потратили кучу денег – в разы больше бюджетов ВСЕХ GTA! Баги уничтожили экшен, и игра превращалась в муку. Миссии навевали тоску, если, конечно, чудом удавалось обойти тонну багов. Вишенкой стала физика людей – гляньте, насколько это смешно!
Driver 3 – провал уровня Cyberpunk 2077, только середины 2000-х. И ведь тоже здорово продалась!
Scarface: The World is Yours
Для фанатов «Лица со шрамом» в 2006 году вышла Scarface, которая паразитировала на GTA: Vice City. Иронично, ведь Rockstar в Vice City вдохновлялась именно фильмом Де Пальмы и Майами 80-х. Получился типичный экшен с забавной фичей: режимом берсерка, когда Тони входит в кураж и не целясь отстреливает всех, кого видит. А вот кто совершенно лишний, так это элементы The Sims в экшене. Ходить по дворцу и вручную расставлять фламинго и кресла – авторы, серьезно?!
Сюжетно игра продолжает события фильма, если бы он закончился несколько иначе. Тони приходит в себя и берет месть в свои руки. Отныне Монтана лично казнит каждого, кто угрожал ему. Бензопила тоже в деле, разве могло быть иначе?
Saints Row
Первая Saints Row еще не нашла лица и откровенно копировала GTA: San Andreas. Посудите сами: сюжет крутился вокруг войны банд, игроку доступен большой мегаполис, который удобнее исследовать на машине, ну и побочек завезли немало. Здесь тоже важную роль играла кастомизация: позволяли прокачивать тачки, а одежда вообще влияла на уровень репутации героя – тут Saints Row впервые показала уникальность. Внешность перса тоже детально настраивалась – и в любой момент менялась у пластического хирурга.
Впрочем, того абсурда и уникального настроения, что появились в серии в Saints Row: The Third, тут нет. Просто крепко сбитый экшен, который был эксклюзивом Xbox 360.
The Saboteur
Экшен Pandemic Studios – редкий пример классного GTA-клона с балдежным оригинальным визуалом! Хотели бы побывать в стильном Париже 1940 года? Игра выполнена в черно-белой стилистике, ведь нацисты оккупировали столицу Франции. Постепенно мы возвращаем жителям города волю к борьбе – и Париж окрашивается в нормальные цвета!
The Saboteur получилась достойным продуктом еще и благодаря заимствованиям из других игр. Где еще можно лазить по городским крышам? Верно, в Assassin’s Creed. Где можно маскироваться под врага и регулярно обходить патрули? Конечно, в Hitman. Авторы сделали грамотный микс интересных находок из популярных серий и добавили свои фишки – вышла игра, которую интересно проходить спустя долгие годы. Правда, оптимизация подкачала и баги не успели поправить – проект провалился, и студию ликвидировала небезызвестная EA.
* * *
Как вы относитесь к клонам GTA? Возможно, среди них есть ваша любимая игра?