Я ненавижу «Черную пантеру: Ваканда навсегда». Это кино не стоило снимать

Самый проклятый фильм Marvel Studios.

Кажется, обзор каждого произведения четвертой фазы киновселенной Marvel я начинаю с присказки, что студия переживает очень странные времена. Иначе не получается: даже сиквел «Черной пантеры», самый стандартный проект в ближайшем графике Marvel Studios, перевернулся с ног на голову в процессе производства. Все потому, что исполнитель титульной роли Чедвик Боузман неожиданно умер от рака, о котором никому не говорил.

Так мир лишился перспективного актера, а киновселенная Marvel – одного из ключевых супергероев новой волны, который должен был тащить на себе всю MCU после фактического роспуска оригинального состава Мстителей. Ну а «Черную пантеру 2», разумеется, пришлось придумывать с чистого листа.

По промо-материалам и рецензиям западных критиков можно подумать. что «Черная пантера: Ваканда навсегда» – якобы красивый фильм-прощание с Боузманом, картина о невосполнимой утрате и скорби. Не ведитесь, пожалуйста: это всего лишь как минимум массовое искажение восприятия, как максимум – довольно грязный маркетинговый ход.

Загружаю...

А то, чем «Черная пантера: Ваканда навсегда» обернулся на самом деле, вызвало у меня отвращение и ярость – сильнейшие эмоции от просмотра чего-то «по Marvel» за последние пару лет. Все настолько плохо, что я сделаю исключение в собственных правилах и включу в рецензию умеренно серьезные спойлеры. Вы предупреждены.

Тема смерти Чедвика Боузмана и, соответственно, его Т’Чаллы (Черной пантеры) в фильме обыгрывается минимально. Действие начинается с долгих красивых вакандских похорон, где-то в конце первого акта герои немного разговаривают о скорби. И в финале, прямо перед формальным посвящением фильма Боузману, сестра его героя, принцесса Шури, вспоминает о погибшем – в виде нарезки гифок со сценами из предыдущих серий MCU.

Вся остальная скорбь, как и стадии принятия, остались за кадром. Потому что после похорон Т’Чаллы происходит годовой таймскип – и вот уже начинаются совершенно другие события. Под «событиями» я подразумеваю скорее выполнение студийных задач: раз из «Ваканды навсегда» не получилось стандартного сиквела, его превратили в служебный нарративный мостик для будущих проектов MCU. Что, конечно, можно в какой-то степени сказать про любое произведение киновселенной, но в «Пантере 2» этот индустриальный, бездушный подход ощущается особенно остро.

Загружаю...

Например, вы наверняка знаете, что в фильме представили Железное сердце – 19-летнюю гениальную студентку Массачусетского технологического института Рири Уильямс, которая собрала собственный костюм Железного человека. По трейлерам «Ваканды» вообще не было понятно, что объединяет Рири с вакандцами, кроме, извините, цвета кожи. И лучше бы она действительно была в истории пятым колесом, чем то, как ее вписали в происходящее на самом деле.

По сюжету, Рири Уильямс за пару месяцев на спор изобретает устройство для поиска залежей вибраниума – чудо-металла, из которого можно делать самое мощное оружие и броню. До вмешательства Рири считалось, что вибраниум есть только в Ваканде, а еще что его невозможно обнаружить с помощью любого металлодетектора. Однако 19-летняя вундеркиндша совершила технологическое чудо – и сломала к черту миропорядок. Разумеется, военные тут же использовали студенческий проект для своей выгоды и нашли вибраниум в океане – у подводной нации, которая очень не любит чужаков.

Из-за общей спешки «Черной пантеры: Ваканды навсегда» – даже для трех часов хронометража в фильме происходит слишком много всего – Рири производит впечатление одновременно гения и недальновидной дуры. И еще кровожадной психопатки: в первой же сцене в костюме Железное сердце сбивает беспилотник, который падает и взрывается, определенно убивая примерно десяток человек. Это, конечно, никем не обсуждается.

Загружаю...

Принцесса Шури тоже вызывает отрицательное количество симпатии. Первую половину фильма она совершает глупейшие поступки. Затем собирается с силами и воссоздает магическое (наркотическое) растение на 3D-принтере, после чего тут же употребляет его, ловит плохой приход и становится новой Черной пантеры. И сразу начинает кровожадную войну с бесчисленным количеством жертв. Но ничего, ей можно, ведь в ключевой момент она щадит вражеского лидера Намора – при условии, что подводное царство откажется от суверенитета и де-факто присоединится к Ваканде.

Чтобы вместе они противостояли злому колониальному Западу. Это не мое прочтение сюжета – ранее Намор открыто заявляет, что хочет пойти войной на злых колонистов, поскольку боится, что они нападут первыми.

Господи, Disney.

Загружаю...

«Черная пантера: Ваканда навсегда» – самое странное и проклятое кино, которое я видел за последнее время. Здесь очень много подтекстов и посылов, какие совершенно не ожидаешь увидеть в семейной супергероике. И, кажется, открытое поощрение практически неконтролируемой жестокости: любые дилеммы – говорят нам сценаристы фильма – нужно решать боем.

Ну и да, помимо всего перечисленного, «Черная пантера: Ваканда навсегда – просто еще один кошмарный диснеевский сиквел без протагониста, антагониста и внятного конфликта. Его стоило выпустить сразу только на Disney+, а еще лучше – не снимать вообще.

Еще по теме

Telegram-канал Стаса Погорского о кино, играх и не только

5 непопсовых фильмов с Райаном Гослингом, которые нужно увидеть

«По-мужски» с Лапенко – самый депрессивный фильм года. Но смотреть нужно