Самый важный гайд для дотеров: как никогда не тильтовать
Разбираем все ситуации.
Вот как это происходит:
У тебя замечательное настроение. Возможно, ты получил премию на работе, или стипендию в универе, или бонус от родителей за пятерки в школе. Или же ты впервые поцеловался – что угодно. Ты с радостью заходишь в Доту, настроен получить удовольствие в своей любимой игре. И тут ты встречаешь его. Токсика, который начинает ныть с первых минут, агрессировать и вести себя неадекватно. Или не с первых минут, а после неудачной стадии лайнинга. А может, он «сел» на мидера за то, что тот недостаточно гангал сайды. Поток негатива не прекращается, ваша команда проигрывает, а твое великолепное настроение улетучилось.
Знакомо?
Это тильт, друзья. Человек с самого начала словил тильт, а также вогнал в него всю команду. Вы были настроены максимально дружелюбно? Это неважно! The tilt has you.
Даже если вы сами сохранили спокойствие, но тильтующий игрок вогнал в это состояние всю остальную команду – вы стали жертвой тильта. Неприятное чувство, когда проигрываешь из-за какого-то эмоционально нестабильного человека.
У этого человека случилось какое-то великое горе, у него проблемы в жизни, а так он хороший парень? Мне все равно! Я хочу победить, и раз уж ты зашел в Доту – я не позволю твоему тильту помешать мне сломать трон противника.
Но как совладать с тильтующим(и) в команде? И как справиться с тильтом самому? Если вы сталкивались с подобными проблемами, то этот гайд – для вас.
Тильт в начале игры. Лайнинг
Как правило, в начале игры все настроены плюс-минус нормально. Бывают типы, которые не отошли от прошлой катки, но это редкость. По крайней мере, первые минуты они готовы потеть и выкладываться. Но тильт очень часто начинается именно на линиях. Давайте разберем, какие ситуации происходят чаще всего.
Саппорт горит с твоего подсказа
Ты играешь на коре. Началась борьба за ластхиты по крипам. И вдруг ты понимаешь, что все кнопки противника летят в тебя, а твой саппорт...прячется в лесу с полной маной и здоровьем. Уже хочется ливнуть! Или саппорт дает свои кнопки так, что пушит пачку. И ладно просто пушит – но еще и не делает отвод после этого! В итоге противник спокойно фармит у своей башни, ты не добиваешь ни одного крипа, а саппорт просто стоит рядом и ворует опыт!
Что ты начинаешь делать? Конечно же, использовать микрофон. «Дружище, не стой афк, пожалуйста! Дружище, не копи ману на следующую игру, используй кнопки! Дружище, сделай отвод, пожалуйста!». Удивительно, но очень часто после таких слов саппорт обижается, посылает тебя и уходит в лес/на другую линию. Почему так происходит?
Все дело в эффекте Даннинга – Крюгера. Если вкратце, то глупые люди не могут понять своих ошибок из-за того, что они глупые. Этакий замкнутый круг. Также и с такими саппортами – если только посмеешь указать им на то, что они делают что-то не так – они тут же обидятся, затильтуют.
Как же бороться с этим? Существует лишь один вариант: тщательно следите за своей интонацией и выбирайте слова! К примеру, фразы «Дружище, а ты можешь не стоять афк?» и «Давай харассить Рубика?» в общем плане имеют один и тот же посыл, но воспринимаются совершенно по-разному. Помните, что в Доту, как правило, играют безумно обидчивые и вспыльчивые люди. Представьте, что тиммейт – это неуравновешенный ребенок. Тогда нужные слова и интонация подберутся сами по себе.
Керри горит с твоей игры на саппорте
Теперь уже ты играешь на саппорте, вроде все делаешь неплохо, размениваешься ресурсами, отводишь. Но керри постоянно что-то не нравится. «Ты где, меня убивают!» – хотя ты предупредил, что отошел стакать и отводить. В такой ситуации нужно также представить, что керри – это маленький ребеночек, который хнычет и писается, стоит от него отойти на пару метров. Каждое действие проговаривайте в микрофон. «Я отошел стакать, стой аккуратнее, пожалуйста». «Давай я дам стан в четверку, а ты продлишь?». И все в таком духе. Может быть, керри будет из тех, с кем невозможно договориться, но вы хотя бы обозначаете свои действия, и у него будет меньше вариантов тильтовать на вас просто так.
Команда горит на мидера, что тот не гангает
Очень частая тема. Особенно если вражеский мидер постоянно ходит на сайды и убивает 1-2 героев. Это почти гарантированный тильт у 4 человек в команде!
В такой ситуации нужно понять, почему наша двойка никуда не ходит? Очень часто у него просто неподходящий герой для гангов: Морфлинг, Алхимик, Медуза. Если это наш случай, то стоит просто сказать команде: «Ребят, у нашего мидера не тот герой, который может гангать. Пусть стоит и фармит, он затащит в конце». Таким образом, мы успокаиваем команду и в то же время накладываем давление на мидера – раз ты стоишь и фармишь, то через 10-20 минут мы с тебя спросим! А, и в конце стоит добавить: «Дорогой мидер, ты только не забывай предупреждать, если твой энеми пропал с линии, хорошо?».
Мидер горит, что ему не помогают
Его загангала вражеская четверка. За секунду до смерти он кричит в микрофон: «Помощь?». Через секунду он умирает. Или же он безуспешно пытается убить вражеского мидера, и на четвертый провальный раз срывается и упрекает: «Почему наши саппорты ни разу пришли в мид? Вы что, тупые?».
В этом случае нужно говорить следующее:
- «В следующий раз я прилечу, только ты пораньше говори, когда тебя гангают, хорошо?»
- «А мы сможем убить мидера? У меня еще нет ультимейта, давай я приду на мид через 2 минуты».
В общем, с такими мидерами нужно разговаривать базированно, на языке фактов. По-другому он не поймет.
Тильт в середине игры. Мы побеждаем
Тильт поджидает нас повсюду. Даже когда мы побеждаем и, казалось бы, все идет хорошо. Представим, что мы выиграли все линии и имеем преимущество в игре. Какие тильтованные ситуации ждут нас?
Команда якобы играет пассивно
Вы же знаете этих ребят? Которые после килла на саппорте сразу пингуют в трон? Или после сломанной т2 вышки идут на вражеский хайграунд без вижна, когда у противников все кнопки? Стоит хоть раз отойти в лес побить крипов – вам тут же прилетит за это.
Единственный вариант охладить такого агрессивно настроенного игрока в вашей команде – разговаривать с ним. Если вы интроверт – сочувствую. Вот примерный диалог, как это будет выглядеть:
Агрессор: «Парни, почему вы такие пассивные? Нам надо пушить прямо сейчас!»
Ты: «У нас Хроносфера в КД и Эмбер фармит БКБ. Давай подождем еще полторы минуты, а потом с БКБ и Хроно нажмем смоки?».
Или же так:
Агрессор: «Мы сломали т2, идем дальше!
Ты: «У них Энигма с ультой возродится через 10 секунд, а у нас кнопки на КД. Лучше отойдем и захватим Аванпост».
В таких ситуациях команда будет всегда на вашей стороне, просто потому что большинство игроков достаточно трусливые. Между рискованной атакой и рациональным «отойти назад» большинство всегда выберет второе.
Тильт, что не поделили Рошана
Всего один раз в жизни мы дошли до финала в Battle Cup. В последней игре мы выиграли все линии, сделали -4 и пошли забирать Рошана. В моей команде были Кункка и Медуза, у соперников – Анти-Маг. На Рошане Кункка резко захотел Аегис себе (непонятно зачем), но по итогу он достался Медузе. Кункка тильтанул, умер 3 раза в соло. Это позволило Анти-Магу выфармить шмотки, и он в одиночку развалил нас.
Это не придуманная история. Такое действительно происходит, когда на 1 и 2 позициях супер эгоистичные люди. Еще перед заходом на Рошана команда должна четко определить, кому лучше взять Аегис, прийти к компромиссу. Мы же зашли в Рошпит уже расслабленные, думали, что это невозможно проиграть. Но мы доказали, что ничего невозможного нет.
Тильт в середине игры. Мы проигрываем
Конечно, куда чаще (по ощущениям) происходит так, что после линий мы вынуждены играть от обороны. Нас раз за разом гангают, у соперников на 1-2 шмотки больше на каждом герое, и вообще настроение плохое. Вот самые частые тильтованные ситуации, которые происходят в таких случаях:
Это уже не выиграть!
Как часто вы слышите эту фразу? После очередной смерти на любой роли этот игрок говорит в микрофон: «Да хорош, тут уже все. Давайте встанем афк».
Очень тяжело «разбудить» игрока, который впал в уныние и уже сдался. Что же можно сделать?
- Первое – нужно сказать максимально жестко: «Успокойся, у нас сейчас керри/мидер выфармит, мы нажмем смок и выиграем драку. Всего одна драка – и мы камбэкнем. Играй дальше!»
- Если он и дальше продолжает ныть, то говорим: «Давай хотя бы попробуем. Не получится – встанем афк. Мы ничего не теряем».
Вы должны понимать, что против вас – не Tundra или Secret, а обычные работяги, которые ошибаются, расслабляются. Кто-то из них даже, вероятнее всего, играет под пивом! В пабе камбэкнуть возможно почти всегда. Нужно донести эту мысль до приунывшего тиммейта.
Изи лайн/харда/мидер проиграли нам игру!
Самая частая претензия, возникающая в середине игры, когда все идет не очень. Желание найти козла отпущения сидит в каждом из нас. Самое плохое – в ответ на претензии козлы отпущения тоже начинают тильтовать, и это уже автолуз. Типичный диалог из паба:
– «Да забейте, у нас харда отожрала вражеского керри. У хардера 0/4/1, у четверки 0/5/2.
– «Ало, нас мидер постоянно гангал, и никакой помощи!
– «Ало, с твоим КДА зачем юзаешь микрофон? Не говори со мной».
Классика.
Тяжелый случай, спасти который может лишь кот Леопольд. Это звучит глупо, но вы должны успокоить команду, сказав что-то вроде: «Парни, расслабьтесь, все нормально. Я сейчас соберу Дезолятор, и мы пойдем наказывать их! Просто играйте дальше, у нас еще есть шанс».
Как правило, это срабатывает. Они, конечно, еще немного побухтят, но все-таки попытаются выиграть. А это уже что-то.
С таким керри невозможно победить!
Безумно обидно слышать это, когда сам играешь на керри. Еще обиднее, когда они правы.
Ваш керри играет 0/5/0, слабо фармит и не вносит никакого импакта? Возможны два варианта развития событий:
- Частый – керри начинает защищаться, оправдываться и поливать в ответ: «Да вы сами бездари, вардов нет (все варды стоят и много вижна), стаков нет (куча стаков, просто он фармит на линиях и умирает), с вами невозможно выиграть!». В таких ситуациях я чаще всего говорю команде: «Да забейте на керри, мы и без него можем выиграть. Давайте смоканемся вчетвером и пойдем во вражескую тройку». Так вы хотя бы объедините остальную команду, и у вас появятся шансы.
- Редкий – керри признает, что у него не идет игра. В таком случае нужно поддержать его, сказать: «Да все нормально, просто выфарми БКБ, не выходи на линии, и потом мы всех убьем». Тильтовать на того, кто признал свою вину – не хочется никому.
Тильт в конце игры. Мы проигрываем
Тут уже ничего не сделать. Только вдохновить команду на «последний бой», если они уже афк на фонтане.
Что делать, если тильтую я сам?
А вот это самое сложное. Я сам – достаточно эмоциональный агрессивный человек, который часто тильтует даже на своих друзей! Со временем я стал проще относиться к Доте, и все же бывает, что прям зла не хватает на тиммейта, который будто специально руинит! Честно говоря, в таких ситуациях я просто говорю про себя: «Расслабься, этого чела уже наказала природа». Не знаю, насколько это оправдано с точки зрения этики, но меня это успокаивает! Самое главное – не говорить это вслух с включенным микрофоном.
* * *
Мы разобрали основные ситуации, при которых игроки впадают в тильт. Конечно, их гораздо и гораздо больше. Но основные шаблоны и принципы сохраняются в любом случае. А какие техники и методики используете вы, чтобы справиться с тильтом?
Вышла Аркана на Разора! Два стиля, 600 реплик и щит в правой руке