Не канон. 10 отличий «Дома дракона» от книги

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Некоторые из них довольно серьёзные 

Первый сезон «Дома дракона» громко и помпезно завершился. Сюжет только-только подошёл к старту гражданской войны под названием Танец Драконов, а отличий от первоисточника уже набралось приличное количество. Собственно, их и разбираю. 

Важный момент: первоисточник, «Пламя и кровь», написан в формате летописи с ненадёжными источниками. То есть о некоторых событиях известно очень мало, а зачастую ещё и с несколькими версиями того, как развивались события. Ну, например, кто-то говорил, что это разгульная Рейнира соблазнила, а потом бросила Кристона Коля, кто-то был убеждён в обратном, а сериал и вовсе занял позицию где-то посередине. Такие вот «выборы одной из сторон» в расчёт не принимались. Разве что за одним исключением. 

Рейнис не была претенденткой на трон

Забавно, что довольно-таки близкий к канону сериал, смог нарушить его буквально в самой первой сцене. Нам показали Великий совет в Харренхолле, где выбирали наследника короля Джейхейриса (так как все его дети к тому моменту погибли). И выбор стоял между Визерисом и Рейнис. В книге же главным оппонентом Визериса (а всего было 14 претендентов) стал Лейнор, совсем ещё маленький тогда сын Рейнис и Корлиса Велариона. 

Загружаю...

Причины такого изменения понятны — нужно было пораньше заявить куда более важную для сюжета Рейнис, придать ей больший вес и сразу же обозначить тему борьбы с патриархатом. К тому же, скорее всего, создатели сериала не хотели сразу же загружать голову зрителей сложной и витиеватой родословной Таргариенов. Правда же, с другой стороны, у такой, казалось бы, мелочи могли быть вполне серьёзные последствия. Главным аргументом партии «Зелёных» была как раз таки чуть ли не прописанная в законе невозможность наследования через женскую линию. Великий совет, в глазах значительной части Вестероса, создал прецедентное право (ага, за много столетий до появления этого термина): «Если уж сама Рейнис, жена великого Корлиса из самого богатого дома континента, даже претенденткой не может быть, то о чём и говорить». В общем, такое отступление могло создать проблемы в легитимности претензий «Зелёных» на трон. Но сериал где-то на половине сезона и вовсе забил на легитимность и прочую «скукоту», сместив фокус разногласий в сферу личных обид (и пророчеств, но об этом ниже). 

Алисента и Рейнира не были подругами 

По очень простой причине — книжная Алисента была на почти что 10 лет старше. Алисента появилась при дворе как раз в период Великого совета, так как её отец Отто стал десницей короля Джейхейриса. Король к тому моменту был уже очень стар (поэтому, кстати, его не было на самом Совете, в отличие от версии сериала) и прикован к кровати, а пятнадцатилетняя Алисента помогала ему с бытовыми нуждами (а кто-то говорит, что и не только). Более того, Джейхейрис умер буквально на глазах у Алисенты — она читала ему книгу на ночь, когда король скончался. А уже через три года Алисента стала королевой. Так что её отношения с Рейнирой в книге — это отношения мачехи и падчерицы (поначалу, кстати, очень даже неплохие), но не подруг. Однако, это отступление от канона сыграло только в плюс для сериала. 

Загружаю...

Не было никакого пророчества

В конце первого эпизода сериал шокирует зрителей — оказывается, есть тайное пророчество! Оно предсказывает нашествие Ходоков, избежать которое можно только при Таргариене на троне и едином королевстве. И это пророчество увидел Эйгон Завоеватель, что и сподвигло его захватить Вестерос. А теперь эту тайну каждый король передаёт своему наследнику.

Ну, это отсебятина в чистом виде — ничего даже близкого не было в каноне, несмотря на всю россыпь пророчеств, которыми богат цикл. Эйгон Завоеватель захватил Вестерос, потому что просто мог (ибо драконы имба и не контрится никем, кроме дорнийцев). А ещё потому что ему очень дерзко ответил на одно из писем бывший Штормовой король Аргилак Дюррандон (да уж, никогда ещё трешток не приводил к таким результатам). Что же касается самого составляющего пророчества, то оно совсем уж бредовое. Во-первых, процесс передачи от короля наследнику — милая система, которая должна была сломаться уже при правлении Мейгора Жестокого, что убил законного наследника. А во-вторых, суть пророчества напрочь ломается «Игрой престолов», ведь там удалось победить Ходоков, когда на троне была… Серсеся Ланнистер. Неловко получилось. 

Мисария не была «кандидатом от народа» и какой-то влиятельной персоной. Но зато успела забеременеть от Деймона

Линия Мисарии пока что сильно отличается от канона. Сериал презентует Мисарию как некую управляющую одного из борделей, а после и вовсе делает теневым игроком столицы со значительным влиянием (без последствий украсть короля — это мощная заявка). Нам к тому же ещё показывают, как Мисария заботится о населении столицы — короля она украла, чтобы выменять его на борьбу властей с подпольными детскими боями. В общем, такой Варис на минималках.

Загружаю...

Книжная же Мисария до Танца Драконов была куда проще. Обычная танцовщица, родом из Лиса, что стала любовницей Деймона, с которым сбежала на Драконий Камень. И там Мисария и вправду забеременела! Более того, Деймон хотел, чтобы она родила, поэтому отправил её подальше от гнева столицы в родной Лис. Но, увы, во время путешествия у Мисарии случился выкидыш. Вернулась же она в Вестерос уже только после начала Танца Драконов. 

Деймон не убивал Рею Ройс

Отношения Деймона с Реей Ройс, что в книге, что в сериале были ужасные. Брак был исключительно политический (усилил влияние Таргариенов в Долине — за пару лет до этого Визерис женился на Эймме Аррен), Деймон вытерпел всего пару лет совместной жизни в Рунном Камне, родовом замке Ройсов, прозвал жёнушку «бронзовой сукой», сбежал от неё в столицу и как минимум дважды подавал прошение о расторжении брака. Рея отвечала Деймону такой же «теплотой». 

Но, несмотря на это, к убийству Реи Деймон не причастен. Та действительно просто свалилась с лошади во время охоты (при свидетелях) и пробила трещину в черепе ударом о камень. Сам же Деймон в это время активно воевал на Ступенях. Правда, кто-то поговаривал, что, мол, странная смерть — Рея была очень опытной наездницей, к тому же после падения она шла на поправку, пока просто в один из дней не встала кровати, упала обратно и умерла через час. Но о прямом вмешательстве Деймона речь уж точно не шла.

Кристон Коль убил Джоффри Лонмаута случайно 

Создатели «Дома дракона» захотели свою Красную Свадьбу, поэтому в разгар праздничного пира в честь бракосочетания Рейниры и Лейнора произошло убийство — Кристон Коль голыми руками забил до смерти Джоффри Лонмаута, спутника и любовника Лейнора. Сценаристы даже не стали объяснять, что такого сказал или сделал Джоффри, а также как смог после такого Кристон Коль не то что сохранить жизнь, но и остаться при должности — настолько сомнительной выглядела сцена. 

Загружаю...

И, да, в книге всё было немного иначе. Кристон Коль и правда убил Джоффри Лонмаута, но это было скоре трагичной случайностью. Дело тоже происходило во время свадьбы Лейнора и Рейниры, но не самом пиру, а на рыцарском турнире в честь праздника. Коль и Лонмаут сошлись в поединке, и сир Кристон пробил шлем Джоффри своим излюбленным моргенштерном. Лонмаут потерял сознание и скончался, не приходя в себя, через шесть дней. Кстати, даже за случайную смерть на турнире на Коля разгневался король, но спасла от последствий Кристона королева Алисента, попросив сделать того своим личным телохранителем. 

Не такие уж очевидные бастарды

В сериале дети Рейниры чуть ли не официально от Харвина Стронга. Это секрет Полишинеля, который знают все при дворе, кроме самого короля Визериса. Да и тому скорее просто удобнее верить в обратное. 

Книга же не была так однозначна. Да, споры о законности происхождения Джекейриса, Люцериса и Джоффри одни из самых активных в фандоме и, справедливости ради, да, скорее всего, их отец не Лейнор, а Харвин Стронг. Но, по сути, вся линия обвинения строится исключительно на цвете волос парней. Однако, во-первых, Вестерос ещё незнаком с генетикой (вспоминаем «детей» Роберта Баратеона, которых десятилетие и не думали подозревать в незаконнорожденности, несмотря на их цвет волос), а, во-вторых, под боком был пример Рейнис Таргариен, чьи волосы с годами тоже потемнели из-за родства с Баратеонами. Самый же главный тест «на Таргариенов» троица Веларионов-Стронгов прошла быстрее, чем дети Алисенты — речь, разумеется, о драконах, которых смогли оседлать все трое. В общем, и при дворе, и в Вестеросе хватало тех, кто верил в законность детей Рейниры. Но сериал, увы, эту неоднозначность выдержать не смог бы по объективным причинам — при таком касте всех Веларионов делать вид, что проблема лишь в цвете волос, это совсем глупо. 

Загружаю...

Лейнор мёртв

Ещё одно крайне сомнительное сценарное решение — это чудесное спасение Лейнора Велариона, который по плану Рейниры и Деймона сбежал (видимо, на поиски приключений) вместе со своим фаворитом Кварлом Корри. Решение сомнительное, потому что создаёт несколько неудобных вопросов. Самый главный, конечно, связан с Морским дымом, драконом Лейнора. Как нам показывали уже в «Игре престолов», драконы чувствуют, что происходит с их наездником (Дрогон моментально прилетел после убийства Дейнерис). Почему же Морской дым не улетел за Лейнором (а в будущем ещё и позволит обзавестись новым наездником)? Ответа не последует. 

По книге же Лейнор был однозначно мёртв. Его при свидетелях на ярмарке убил Кварл Корри. Сомнения вызывали только обстоятельства преступления: кто-то говорил, что между ними случилась ссора, кто-то считал, что причиной убийства стала ревность, а некоторые и вовсе видели в этом злой умысел Деймона (якобы, подговорил Корри и предоставил ему корабль для побега). Самого же сира Кварла никто так больше и не видел. 

Рейнис не срывала коронацию Эйгона II

Безусловно, самая яркая и одновременно самая глупая сцена сезона — это Рейнис на драконе во время коронации Эйгона II. Как Почти Королева пробралась к своему дракону через охрану? Откуда там взялись её боевые доспехи? И, самое главное, почему она пощадила «Зелёных», когда могла одномоментно закончить войну и спасти сотни тысяч жизней? Последнее выглядит особенно глупо, когда знаешь, насколько активно после Рейнис пыталась совершить то, от чего отказалась. Вопросы, вопросы, вопросы.

Книга же этих вопрос была лишена. Всё потому, что во время коронации Рейнис отдыхала у себя дома на Дрифтмарке. 

Загружаю...

Эймонд убил Люцериса целенаправленно 

«Дом дракона» завершился в лучших традициях «Игры престолов» — безжалостным растаптыванием надежды на хороший исход. Однако, убийство Люцериса похоже на несчастный случай: Вхагар перестала подчиняться Эймонду и разорвала крохотного Арракса с Люцерисом на нём. Эта трагедия очень даже вписывается в общее построение Танца Драконов, как печального стечения обстоятельств. «Пламя и кровь», в свою очередь, показывает убийство Люцериса, как вполне осознанное. Да, формат летописи не позволяет залезть в мысли Эймонда и увидеть в деталях происходящее в небе. Так что теоретически можно говорить хоть о том, что Люцерис решил совершить самоубийство. Но контекст их встречи говорит о многом. Эймонд в Штормовом Пределе вёл себя ещё более вызывающе и не просто требовал глаз Люцериса, а поставил его перед выбором — глаз или жизнь. Добавила ещё огонька и одна из дочерей лорда Борроса по имени Марис: её оскорбило то, что Эймонд отверг её, поэтому она назвала Таргариена тряпкой, раз он просто так отпускает Люцериса. Раскрывает намерения Эймонда и то, как он вёл себя после убийства: вырезал глаза Люцериса, преподнёс их леди Марис, а после вернулся в столицу с высоко поднятой головой (там, правда, его поступок, мягко говоря, не оценили). 

Бонус. Ещё несколько небольших отличий в пару строк:

Визерис не мучился от таинственной, разрушающей его болезни. Он умер естественной смертью во сне. А ещё Визерис был куда моложе, чем его показали в сериале (он взошёл на трон в возрасте 26 лет).

Совет «Зелёных» после смерти Визериса закончился кровной клятвой верности. Все, присутствующие на совете (кроме, разумеется, Лимана Бисбери по причине отхода к праотцам), разрезали себе ладонь кинжалом и пожали друг другу руки, присягнув кровному братству. Алисенту же, как женщину, избавили от этого. 

Загружаю...

Ларис Стронг (кстати, именно он и был инициатором кровной клятвы) и его футфетишстские отношения с Алисентой — творчество сценаристов сериала. По книгам до самого конца было сложно сказать, а кого вообще и по каким причинам поддерживает Ларис. 

Мисария не крала Эйгона в день смерти Визериса (как минимум, потому что она на тот момент была в Лисе на другом континенте). Та ночь для Эйгона прошла без приключений — он провёл её с некой любовницей. 

Сериал немного упустил то, как партии стали называться «Зелёными» и «Чёрными». Дело было на турнире в честь пятой годовщины брака Визериса и Алисенты. На открытии празднества королева носила зелёное платье, в то время как Рейнира облачилась в цвета Таргариенов: красный и чёрный. С тех пор и пошло «цветное» разделение партий. 

Почему-то в сериале говорят, что Веларионы и Таргариены — последние валирийские дома. Это не так. Есть ещё и Селтигары, причём их в сериале упоминают. 

Мой телеграм-канал

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Долан Нолана