Итоговое мнение о первом сезоне «Дома дракона». У сериала – биполярка
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Но получилось лучше, чем ожидали
Первый сезон «Дома дракона» завершился. На высокой ноте, с драматизмом и фирменным «игропрестольным» шок-контентом. Сериал получился неровным – что по зависящим от него причинам, что нет – уровень эпизодов порой сильно контрастировал (чего и говорить, если за лучшей серией сезона последовала худшая), так что вычленять среднее производное сложновато. Но попробую.
С чего стоит начать, так это с признания очень высокого уровня сложности экранизации первой части истории. Создатели «Дома», за что им искрений респект, не стали с двух ног влетать в наполненную экшеном войну, а дали тотальное погружение в предысторию и причины Танца Драконов. И как же это было сложно! Представьте, что вам нужно показать 15 лет истории с постоянными таймскипами, презентовать с десяток основных персонажей (некоторые еще только должны родиться), разобраться в тех самых предтечах войны, да еще и уместить это все в 10 эпизодов. Ах, да, а еще, ко всему этому у вас и первоисточник в виде летописи с ненадежными рассказчиками, событиями типа «а кто его знает, как оно было на самом деле – вот вам с пяток версий» и почти без диалогов. Сделать из всего этого цельное произведение, которое не рассыпается на части – хай-левел задача для сценаристов. Но ведь справились же!
Чтобы этот сценарный монстр не развалился на фрагменты, сценаристы создали две магистральные сюжетные линии, на которые нанизывался весь сюжет. Первая – это история дружбы Алисенты и Рейниры. В сериале их сделали ровесницами (по книге Алисента была почти что на 10 лет старше) и подругами детства. Это оказалось не только удобным способом раскрытия их характеров, но и превратило Танец Драконов в трагедию не только военную, но и личную. А учитывая, насколько сильно сериал под конец стал акцентировать внимание на теме случайности этого конфликта (все чуть ли не мира хотели, но постоянно что-то шло не так), линия разрушенной дружбы Алисенты и Рейниры стала звучать мощнее и аутентичнее. Личное – оно всегда более притягательное.
Вторая магистраль сезона – конечно же, история Визериса. Книжный Визерис – банкетный правитель, персонаж блеклый, такое вот переходное звено от великого Джейхейриса (которого Мартин любовно списывал с самого себя) до великой войны, единственная задача которого была в назначении наследницей Рейниры (и, собственно, созданий причин для войны). Сериальный же Визерис в изумительном исполнении Пэдди Консидайна персонаж разительно более глубокий, самодостаточный и яркий.
По сути, именно Визерис главный герой первой половины сезона. Тут и трагедия человека, что оказался не на своем месте (и не в своей эпохе), и демонстрация того, что королевский двор – не только про короны и титулы, но и про личные драмы, что скрываются за блеском роскошной жизни. В конце концов, про то, что хороший человек не равно хорошему королю. Умирающий и буквально разваливающийся Визерис демонстрирует, что для него «Зеленые» и «Черные» – это не про грядущую страшную войну, а в первую очередь именно про раскол в семье. Визерис очеловечивает дворцовые интриги, отчего они и ощущаются куда острее и реалистичнее. Благодаря ему, а также истории дружбы двух королев, сериал не фргаментируется после очередных таймскипов. Удивительно, что обе основные сюжетные ветки – это оригинальное творчество сценаристов. Оказывается, видоизменять и модернизировать канон можно и в плюс истории.
Из этой вот внезапной цельности вырос и жанр «Дома дракона» – крепко сбитая костюмированная драма. Поэтому в сериале царят диалоги. Да, не такие мощные, как в первых сезонах «Игры престолов», но вполне себе, особенно если учесть отсутствие первоисточника. Показывай, не рассказывай? Пф, в «Доме дракона» рассказывают порой так, что держит крепче самого залихватского действия. И тут вновь руки тянутся похлопать сценаристам. Ведь, казалось бы, такой соблазн: пойти по пути последних сезонов «Игры престолов», навязать каких-то злодеев-эпизодников, неймдропить знакомыми домами (тут вам эпизодик про Старков, а здесь у нас серия с гостевым визитом Ланнистеров) и отсылками. В общем, своеобразная блокбастерная летопись с героями-картонками. Но нет. Превозмогая, склеивая несклеиваемое «Дом дракона» создает необходимую камерность и глубину истории. Замени антураж – и вполне себе «Корона».
Честно, после первых серий в голове даже богохульное «А не лучше ли это оригинального сериала?» мелькало. Но затем сериал начинал косплеить худшие черты последних сезонов «Игры престолов». Камерное действие внезапно разбивают «посмотрите, как мы можем!» сценами: сражение с Кормильцем Крабов, что отдает дурными флешбэками Битвы Бастардов, очередная кровавая свадьба, ломающая весь реализм мира, создающее серьезные вопросы спасение Лейнора (как я понимаю, сериал даже не будет пытаться объяснять, почему с ним не улетел его дракон, который прекрасно чувствует, жив ли хозяин или нет).
Примерно в это же время сюжет дает первый сбой в цельности истории: слабо прописанная линия отношений Рейниры и Коля и вообще не прописанная история принцессы с Харвином Стронгом. Иронично, что в этом-то как раз сериал следует канону, где любовные похождения описывались туманно и обрывисто. Но что работает на бумаге, слабо выглядит на экране.
Однако затем сериал вновь собирается, выдает несколько выверенных диалоговых эпизодов… чтобы сразу же после вывалить на зрителя нечто уровня восьмого сезона «Игры престолов» (про девятую серию можно отдельно почитать здесь). Эмоциональные качели заказывали? А они здесь. Самое досадное, что для всех этих «отэтаповоротных» моментов нет никаких причин: ни сюжетных тупиков, ни проблем с адаптацией первоисточника, ни технических сложностей. Вся эта эффектная отсебятина нужна лишь для создания фан-сервиса. Увы, в обход логики. Очень хотелось бы понять, откуда вообще все это? Желание боссов HBO дать больше зрелища? Ну, так рейтинги у исключительно диалоговых эпизодов запредельные (и неужели кейс восьмого сезона ничему не научил). Или у сериала и правда обычная биполярка?
Еще одна, но куда менее очевидная (особенно для тех, кто не знаком с каноном) проблема – не совсем точно расставленные акценты. В первую очередь причины самой войны. Сериал уж слишком переносит их в сферу личных обид, приправляя зачем-то неким пророчеством. Окей, возможно, сценаристы просто побоялись, что зрители не воспримут все эти юридические перипетии легитимности престолонаследия (уже сама эта фраза звучит сложно), потому и сместили прицел на что-то более приземленное (хе-хе, пророчество и «приземленное»). Но, на мой взгляд, сериал из-за этого стал чуть менее тонким. Неоднозначность сменилась на категоричность: если дети Рейниры, то точно бастарды (в каноне с этим было куда сложнее), если женщина не может быть на троне, то только из-за злого патриархата (а не из-за законодательных моментов канона). Последнее и вовсе под финальные сцены скатывается к совсем уж карикатурным зарисовкам, где утрированная маскулинность так и норовит пустить кровь по всему континенту. Увы, вновь проблема с адаптацией темы феминизма в реалиях Средневековья. Обидно, что классный и дозированный феминизм Мартина заменяют на стандартную тему осознанности, которая попросту здесь не работает.
Зато что работает, так это персонажи. Здесь пазл сложился идеально: от прекрасного каста до прописанных образов. Последнему, кстати, внезапно, помогает и отсутствие личной перспективы в первоисточнике, что развязало руки сценаристам. И как получилось! Глубокий и трагичный Визерис, отчужденный и чуть ли не стоический Деймон, Рейнира, что сочетает самодостаточность с хрупкостью, Алисента и ее эмансипация, выжигающий харизмой все живое Эймонд, да даже у Эйгона есть очевидные перспективы для интересного развития. Промах пока что лишь один – Кристон Коль. Увы, это не Делатель Королей (прозвище Коля) из оригинала, а Делатель Истерик и токсичная обиженка. Но время поправить это еще есть.
Ах да, а еще «Дом дракона» – чертовски красивый сериал. Кажется, в этом сезоне было чуть ли не больше кинематографичных кадров, чем во всей «Игре престолов».
Получился ли «Дом дракона»? Несомненно. Это больше и лучше, чем мы могли ожидать. Половина эпизодов не затерялась бы и в первых сезонах «Игры престолов», а откровенно провальной вышла лишь одна серия. И, вновь, все это повторяется в условиях очень высокого уровня сложности для сценаристов. Все, что нужно «Дому» в развитии – перестать считать, что если вдруг не привлечет внимание что-то яркое, кровавое, неожиданное (и, скорее всего, бесконечно глупое), то этот самый зритель убежит от экрана. Аудитория уже дала понять, что она готова поглощать серьезный контент. «Дому дракона» достаточно просто быть собой.
Оценка всего сезона: 8/10