Ubisoft медленно катится в пропасть. Последняя крутая игра компании вышла 4 года назад
Хроника падения французского издательства.
Я всегда любил игры Ubisoft и защищал их под нападками друзей-геймеров или просто людей в интернете. Но пора признать: политика компании и ее стремление быть в тренде губит издательство, а с годами ситуация не выправляется. Давайте вспомним, чем игры Ubisoft брали раньше, и почему все постепенно скатилось в пропасть.
Нулевые – лучшая пора для французского издательства
В те годы у Ubisoft не было баснословной прибыли с парочки современных серий, зато они завоевали уважение и преданность миллионов игроков. Фанаты стелс-экшенов обожали Tom Clancy’s Splinter Cell и его сиквелы, а у Chaos Theory 2005 года наивысший балл на Metacritic среди проектов издательства (94 на Xbox).
Адвенчура Prince of Persia: The Sands of Time пошумела и стала одной из лучших игр поколения. Ее продолжения были не так успешны, но все равно выдерживали планку качества. Туда же отнесу Beyond Good & Evil Мишеля Анселя, сиквел которой ждут до сих пор.
Любители тактики играли в Ghost Recon Advanced Warfighter, фаны симуляций подлодок – в Silent Hunter III, а поклонники графонистых шутеров – в первый Far Cry. Все это очень разные игры, которые объединяет высокий уровень исполнения. Например, Far Cry удивлял графикой и огромными локациями, чем предвосхитил появление Crysis и бум похожих шутеров.
В конце нулевых Ubisoft нашла золотую жилу. Переосмысление «Принца Персии» привело к созданию Assassin’s Creed, а ее сиквел 2009 года так всем понравился, что французы решили паразитировать на теме вечного противостояния ассасинов и тамплиеров еще много лет. Сначала они раскрыли полюбившегося публике Эцио Аудиторе в нескольких больших самостоятельных аддонах, а потом принялись отправлять ассасинов в разных эпохи и уголки света. США времен гражданской войны, Карибы золотой эпохи пиратства, Париж XVIII века – большие проекты на сотни часов выходили каждую осень, но новизны в каждой – на грош.
Постепенно продажи падали, фанаты тухли или ругались – пока Ubisoft не догадалась переосмыслить формулу. Origins была уже полноценной ролевой игрой с интересной прокачкой и нестыдной боевкой. Assassin’s Creed Odyssey же стала венцом франшизы: механики отточены, а сеттинг предлагал пообщаться с Сократом, Платоном и Гиппократом – лучше и правда уже некуда.
В 2010-х Ubisoft еще экспериментировала и находила интересные решения
Первым делом вспоминается Far Cry 3. Авторы избавились от напыщенности и милитаризма: там правила безбашенность и дух свободы. Мы сжигали конопляное поле под хит Skrillex и гонялись за безумцем Ваасом, который толкал философию нового времени. Сиквелы недурно подражали успешной формуле, вот только с каждой новой частью возникало все больше вопросов вроде «А где новые механики?» или «А новые идеи завезут?»
В 2011 году возродили старую серию Rayman, но приделали ей кооператив до четырех игроков и мультиплеер! Играть в Rayman Origins было увлекательно в том числе потому, что впервые мы делали это с семьей или друзьями.
Спустя 3 года вышла South Park: The Stick of Truth, для которой сценарий написали Мэтт Стоун и Трей Паркер. Obsidian Entertainment же перенесла достоинства прекрасного мультсериала в увлекательную ролевку с пошаговыми боями.
В середине десятилетия Ubisoft рискнула вложиться в игру-сервис: Tom Clancy’s Rainbow Six Осада оправдала ожидания. Тактический шутер здорово напрягал извилины и заставлял даже незнакомцев работать сообща. Я прежде холодно относился к жанру сервисов, но Siege убедила в его актуальности – можно спокойно сыграть часик и пойти по делам, чего не позволяют множество других игр.
Последним по-настоящему классным IP Ubisoft был Tom Clancy’s The Division. Ее прелесть в свободе для игрока: нравится играть в одиночку – спокойно проходи сюжет, а при желании залезай в Темную зону и беси других. Любишь играть в компании – доступно кооперативное прохождение до четырех игроков, которое удобно реализовано и не вызывает желания выйти из сессии спустя 10 минут.
На современную Ubisoft больно смотреть
С другими хитами и потенциально неплохими играми все куда сложнее. Watch Dogs получилась кривой GTA на минималках с несколькими удачными идеями. For Honor ругал каждый, ведь кроме крутой боевки сервис не смог ничего предложить. Ubisoft хотела свою успешную гонку – вышла The Crew, и она бесконечно далека от таких эпитетов.
Культ французов – сиквелы – перестал себя оправдывать. Последние Far Cry топчутся на месте, The Crew 2 не исправила ошибок оригинала, а Tom Clancy’s The Division 2 стала сиквелом без кардинальных изменений. Это характерно как будто для всех современных проектов издательства: рисковать оно не хочет, и если игра хорошо продалась, то ее продолжение будет максимально беззубой и скучной копипастой.
Еще одна серьезная проблема Ubisoft – ставка на тренды. Индустрия выстреливает батл-роялями? «Нам нужен свой», – говорит Ив Гиймо, и компания выпускает непонятную Hyper Scape. Breath of the Wild получила все возможные награды? «Давайте скопируем не думая, может, прокатит». Разумеется, Immortals Fenyx Rising провалилась. На остаточной волне успеха Rocket League французы запустили Roller Champions, которую публика тоже приняла максимально прохладно.
В итоге компания докатилась до того, что Assassin’s Creed Odyssey 2018 года – ее последняя действительно крутая игра. За 4 года не выпустить игру схожего масштаба проработки и уровня для издательства калибра Ubisoft – настоящий провал. Все это стало следствием неправильного выбора ориентиров и боязни экспериментов.
Что дальше? На днях выходит Mario + Rabbids Sparks of Hope, у эксклюзива Switch хорошие оценки – возможно, у него получится повторить успех первой игры. В марте 2023-го обещали выпустить долгострой Skull and Bones, у пиратской адвенчуры огромная история разработки – кто знает, может на выходе мы получим жанровый шедевр? На 2023 год также запланированы Avatar: Frontiers of Pandora и Assassin’s Creed Mirage.
Если у французского издательства снова не получится вернуть достоинство, то пора бить во все колокола. В первую очередь – инвесторам.