Обзор Scorn. Кошмарно красивый хоррор, в котором забыли про геймплей

Визуальный восторг!

Ebb Software начала работу над Scorn еще в 2014 году – сербский разработчик Любомир Пеклар хотел сделать игру мечты. Спустя 8 лет проект все-таки вышел и получился противоречивым. Делюсь впечатлениями после прохождения атмосферной, но скучноватой игры.

Scorn бросалась в глаза еще на летних презентациях: необычный визуальный стиль выгодно отличал проект на фоне безликой массы. Гигер читается здесь в каждом втором кадре, настолько авторы вдохновились его работами. Впрочем, у игры есть и другие прародители: иногда взгляд цеплялся за образы из фильмов Кроненберга, Линча и Карпентера. Не обошлось и без мастеров ужаса, создававших творения в книжном виде: Лавкрафта, Лема, Баркера. Получился впечатляющий микс, который выглядит одновременно и свежо, и знакомо.

Загружаю...

Если отключить голову и забить на игровые задачи, то гулять по таким выписанным локациям – одно удовольствие! Спокойный эмбиент не вызывает музыкальных восторгов, но его хватает для созерцания и постепенного вникания в жуткий мир, который очевидно настигла страшная катастрофа. Понять все устройство нового мира непросто, ведь авторы отказались от привычного сюжета с катсценами, диалогами или закадровым голосом. И эта деталь здорово работает на благо Scorn. 

Игра подает сюжет исключительно через окружение: мы видим на экране жуткие механизмы и пугающую биомассу, которая явно стремится захватить все, что видит. На одной локации мы открываем проходы, постепенно отрывая части тела титанического страшного создания. В конце концов, большой лифт едет вверх вместе с верхней частью его туловища – впечатляющая смерть!

Но главный конфликт истории – непростые отношения протагонистов с паразитом. Он мастерски захватывает организмы – и судя по нескольким намекам, подчинил-таки волю первого героя, за которого мы играем в первом акте. Второй сражался до конца игры и даже сумел извлечь жуткого пришельца. События финала я оставлю за скобками – это стоит увидеть и прочувствовать самому!

Загружаю...

Поделиться восторгом от геймплея я не могу. Он безыскусен и чаще навевает скуку, а то и просто бесит. Поначалу игра представляется пазлом-головоломкой: мы идем по трубе, решаем загадки для продвижения, пользуемся лифтами, открываем двери. И если вы поклонник жанра, то Scorn с ее вау-эстетикой придется вам по вкусу. Сами головоломки разные как по сложности, так и уровню вплетения в окружение. Мне запомнился начальный пазл, где мы используем механизм и доставляем живого мутанта в панцире в нужную ячейку. И конечно, отмечу классный пазл с лабиринтом, который проходится аж на трех экранчиках!

К тому же в Scorn многоуровневые локации, в которых легко заплутать. Карты нет, поэтому геймерам с проблемами ориентации в пространстве здесь точно не рады. Остальным же будет интересно исследовать туннели и находить драгоценные механизмы с пополнением здоровья или запасом столь редких патронов.

Да, в игре, к сожалению, есть экшен – и это настоящая трагедия. Если с другими элементами хорошей игры Ebb Software справились, то с боем у них не вышло. Стрельба деревянная и кривая, а оружие ближнего боя максимально дискомфортное. Видя его, враги буквально смеялись и перли на рожон. Спустя время я стал больше уповать на стелс, и хоррор действительно неплохо работал в подобном режиме – монстры видели, что я исчез, и сами скрывались в одной из бесконечных нор и лазеек. Но ближе к финалу лафа закончилась – и тогда орды вдоволь надо мной поиздевались.

Загружаю...

Грусти добавляет и дурацкая система автосохранений. Однажды я час бился над тем, чтобы пройти небольшой по времени отрезок – при смерти меня относило в начало уровня, и приходилось вновь бежать по знакомому маршруту и дожидаться, пока внеземная тварь проползет к убежищу. Плохая расстановка автосейвов превратит в ад любую игру, так что стоило внимательнее относиться к этому аспекту.

Scorn запоминается в первую очередь безмолвными историями. Как мы в начале игры вызволяем мутанта из панциря, а он, еле-еле ковыляя и постоянно падая, помогает нам открыть дверь на следующий уровень. Как на нас нападает паразит и постепенно захватывает тело, а в конце даже не дает использовать самые простые привычные механизмы. Или первая встреча с маленькой тварью, смахивающей на демогоргона, – она прикончила меня с первого же плевка за 10 метров, после чего я минут 15 высматривал, как бы на нее не попасть. А еще финальный эпизод, когда герой подключается к общей сети, – что произошло дальше, было сложно даже вообразить.

Загружаю...

* * *

Игра совершенно зря ступила на экшен-тропу, что выглядит попыткой угодить всем геймерам сразу. В остальном это любопытный эксперимент на стыке жанров – с недурными головоломками, запутанными коридорами и «гигеровщиной» во все поля. За 800 рублей – неплохое предложение, но будьте готовы к местным неурядицам. Игра также есть в Game Pass.

Оценка Кибера: 6.5 из 10

Еще по теме

Возвращаю 2007-й! Рейтинг лучших игр года, в который родились «Сталкер», Assassin’s Creed и Mass Effect

14 лучших игровых CGI-трейлеров. Пересматриваю их до сих пор

11 мифов о создании игр, которые разрушили сами разработчики

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Кое-что об играх