Игры уровня Disco Elysium больше никогда не будет. Разработчики разбежались, а другим такое не под силу

Секрет в драматичной истории разработки.

1 октября один из основателей ZA/UM Мартин Луига рассказал, что студию покинули ключевые разработчики. Писатель Роберт Курвиц, художественный директор Александр Ростов и сценаристка Хелен Хиндпере были основой команды, но продолжить историю Disco Elysium они не смогут. Поэтому рассчитывать на игру того же уровня не стоит.

Как придумали Disco Elysium?

Секрет Disco Elysium в том, что ZA/UM была не командой разработчиков, а объединением творческих людей. Писатели, художники, музыканты – все участники впечатляли талантом, но не могли самореализоваться. Вместе они много экспериментировали: устраивали выставки, писали книги, выступали со сцены – но раз за разом терпели неудачу.

Загружаю...

Однажды дети писателя Каура Кендера сказали: «Папа, перестань писать книги, никто больше не любит читать, вместо этого ты должен делать видеоигры». Идея казалась безумной: в Эстонии не было рынка игр, а команда ZA/UM ничего не знала о разработке. 

Впрочем, терять было нечего – ребята и так напоминали неудачников, которые проваливаются во всем. Однако именно игры оказались идеальной платформой, чтобы выплеснуть творческую энергию. 

Страх и ненависть в Ревашоле

Disco Elysium собирали из наработок, которые команда вынашивала годами. К примеру, Курвиц придумал сеттинг еще в начале нулевых – изначально это была ролевая игра, которую проходили с ручкой и бумагой. Даже Гарри Дюбуа и его коллеги-копы появились уже тогда – они были персонажами одной из кампаний.

В итоге Роберт Курвиц подарил Disco Elysium мир и основную историю, сценаристка Хелен Хиндпере доработала сюжет и наполнила его драмой, а художник Александр Ростов вручную нарисовал локации в фирменном стиле.

Загружаю...

Разработчики переживали, что Disco Elysium станет очередным провалом. Но стоило довести до ума завязку, как стало ясно: они делают нечто особенное. Интерактивность, медитативный саунд, необычный визуал, интересные диалоги – все это вдохновило команду.

Вот только разработка заняла пять лет – трудно продержаться столько времени на голом энтузиазме. Разработчикам нравилась игра, но, как говорила Хелен: «Всегда есть кипящий экзистенциальный ужас, что твое творение хорошо только в твоем уме». Поэтому спустя несколько лет многие перестали верить, что вообще доведут проект до конца – эти чувства стали частью Disco Elysium.

Главный герой Гарри может заглянуть в заброшенное здание, где когда-то работала компания Fortress Accident. Это была команда из 18 человек, которая делала радиоигру. Поначалу все горели идеей, но со временем сломались: творцы сходили с ума, теряли мотивацию, голодали – в итоге игру не доделали.

Многие геймеры нашли офис, оценили историю и побежали дальше. Не все догадались, что Fortress Accident – это ZA/UM. Разработчики чувствовали то же самое и вписали переживания в игру.

Загружаю...

Неудачник Гарри Дюбуа также напоминает сотрудников ZA/UM. Вот как копа описывает Хелен: «Он созвездие различных шуток, а также кусочков нас самих. В прошлом многие в команде боролись с зависимостью, депрессией и суицидальными мыслями – поэтому Гарри такой».

Весь мир Disco Elysium стал отражением душевного состояния разработчиков. Именно поэтому, когда герой творит очередную глупость, хочется смеяться. А когда он случайно набирает номер бывшей жены, слезу пустит даже кремень.

Такого больше не будет

Игры обычно делают подкованные специалисты, которые написали тысячи строк кода и разбираются в правилах разработки. А вот ZA/UM ничего не знала об играх, не проводила маркетинговые исследования и плевала на тренды.

Роберт Курвиц, Александр Ростов и Хелен Хиндпере творили по наитию. Они просто делились болью и переживаниями, которые породили годы творческих неудач. Поэтому Disco Elysium стала больше, чем игрой – скорее, отражением израненных душ.

Загружаю...

Проблема ухода разработчиков из ZA/UM в том, что заменить их нельзя. На место Курвица, Ростова и Хиндпере придут профессионалы, которые не страдали десятки лет и не знают столько провалов. Они нарисуют приятные уровни и напишут интересный сценарий, но не заставят геймеров плакать и смеяться.

История внутриигровой студии Fortress Accident цепляет, потому что все описанные события происходили взаправду. Но рядовой сытый разработчик не переживал подобного, а отыскать таких же страдальцев, как Курвиц – невозможно.

Сами Курвиц, Ростов и Хиндпере тоже изменились. Они заработали миллионы и обрели армию поклонников, так что разработка следующей игры уже не будет такой драматичной. А ведь именно драма сделала Disco Elysium великой.

А вы проходили Disco Elysium? Как вам игра? Пишите в комментариях!

***

Зарождение Disco Elysium: как эстонские алкаши-неудачники сделали лучшую RPG 2019 года

Главные инди 2019-го: Disco Elysium, Katana ZERO, Мор