«Аркейн» за кулисами: один человек тащил все и заставил плакать 15-летнюю девочку для озвучки
6 лет дотошнейшего перфекционизма.
«Люди проводят сотни и даже тысячи часов с персонажами Лиги. Мы знали, что «Аркейн» будет самым первым погружением в историю LoL. В мире достаточно игр, по которым фанаты просят фильм и сериал долгие годы, их снимают – и получается отстой. И знаете что? Люди перестают просить.
Этого мы и боялись. Мы думали: «Если сделаем что-то хуже, чем хорошо, это очень-очень сильно навредит Лиге как интеллектуальной собственности».
С такой цитаты сценариста и продюсера Кристиана Линке (слева) начинается документалка о создании «Аркейна». Путь к созданию сериала вышел непростым для Riot и Fortiche.
Еще один сценарист и продюсер Алекс Йи (справа) придумывает персонажей Лиги. На его полке: Ривен, Ари, Вуконг, Наутилус и Ли Син, которых он разработал.
Алекс и Кристиан – ветераны Riot. Перед созданием «Аркейна» они зашли в тупик, когда думали о будущем – им хотелось сделать что-то с полноценным повествованием. Они обратились за помощью к студии Fortiche, которая уже делала им клип о Джинкс и клип для группы Imagine Dragons к чемпионату мира по ЛоЛ. Студию выбрали из-за необычного подхода к анимации: смешиванию 2D и 3D, «неправильной, человеческой» камеры в клипах и, конечно, из-за персонажей.
Все части документалки (есть русские субтитры):
- Аркейн: преодолевая ущелье | Часть 1 – Я всегда мечтаю рисково
- Аркейн: преодолевая ущелье | Часть 2 – Упорство (или когда ваше «лучшее» – отстой)
- Аркейн: преодолевая ущелье | Часть 3 – «Серии убийств» и ключевые кадры
- Аркейн: преодолевая ущелье | Часть 4 – Музыкальные изгои
- Аркейн: преодолевая ущелье | Часть 5 – Мы сделали всё, что могли
Когда Кристиан пришел к руководству Riot с идеей «бахнуть бюджет на самый дорогой анимационный сериал в истории», его выгнали из кабинета. Основатели Riot Games Брэндон Бек и Марк Меррилл привыкли к амбициозным просьбам Линке, но в этот раз даже они обалдели от масштаба его затеи. Тогда Кристиан стал действовать хитрее – попросил сперва $2000 на концепт-арты.
В следующий раз он попросил $5000 на 3D-модели персонажей. Ему, скорее, было интересно проверить, способны ли творцы из Fortiche создать лицевую анимацию, которая была бы похожа на актерскую игру – с выражением, эмоциями и живостью. Основатели Riot уже тогда понимали, куда клонит Кристиан, и тихонько надеялись, что его отпустит эта гениальная затея.
Кристиан попросил $65000 на полноценную сцену драки для теста анимации. Ролик порадовал даже скептиков, и Линке наконец спросил напрямую: «Так мы беремся за сериал или нет?»
Исполнительный продюсер Томас Ву считает, что непонимание масштабов проекта пошло на пользу – если бы все знали, сколько работы им предстоит, то точно отказались от создания целого сериала. Ву и СЕО Riot Николо Лорен заботились больше об игроках: никто не хотел попасть под проклятие экранизаций и сделать «такой себе» сериал. Это бы подорвало доверие фан-базы. Для Лорена было бы лучше не выпустить сериал вообще, чем выпустить сериал низкого качества.
Тогда, в 2015 году, в Fortiche работало пять человек. Впятером они бы делали сериал веками, так что Riot предложила расширять студию. Когда основатели студии поговорили с Кристианом и услышали его планы, что будут делать персонажи в первой серии, то посчитали его дураком. Но его искреннее восхищение проектом и энтузиазм оказались заразительными для всей студии.
Все могло закончиться неудачно – руководители Riot оказались жуткими перфекционистами. Производство ставили на паузу, чтобы отполировать
Создание пилотной серии началось осенью 2016 года. Штат Fortiche вырос до 100 человек, они привлекли ведущих французских аниматоров. На анимацию первой серии ушло 10 месяцев.
Основатели и СЕО Riot позвали Кристиана на встречу. Им не понравилась история сериала. Когда на созвоне это сообщили Паскалю Шарю, одному из основателей Fortiche, он сперва подумал, что неправильно их понял. Он прилетел в Лос-Анджелес, чтобы услышать, что Riot хочет взять паузу для всего производства сериала.
Алекса и Кристиана решение шокировало. Это означало, что из них получились отстойные сценаристы, и пришлось бы нанимать новых – и, разумеется, переделывать три серии заново. Это было бы слишком дорого. Но что еще хуже – Fortiche нанимала ведущих аниматоров, пообещав им работу на несколько лет, то есть работу над полноценным сезоном. Они не могли просто так сказать этим людям: «Всем спасибо, все свободны».
Линке 16 раз перезаписывал видео, где он говорит сотрудникам об увольнении, пока не записал относительно нормальную версию, где не «экает» и не путается в словах. Но Шарю решил не показывать это остальным – говорит, что видео было таким депрессивным, будто Кристиан хочет умереть.
Студия Fortiche осталась без большинства сотрудников и без работы на ближайшие месяцы. Линке позаботился о них – снова пришел к руководству с просьбой о клипе или каком-нибудь проекте, чтобы держать студию на плаву. Оказалось, что киберспортивному разделу как раз нужен был клип – так появился Rise.
У Riot есть собственный отдел музыки, который тоже основал Кристиан. Он пошел к ним узнать идеи, и они поделились мыслью о K-pop группе в LoL. Так появилась группа K/DA, состоящая из игровых персонажей Ари, Акали, Кай’Сы и Эвелин.
У Алекса и Кристиана нашлись силы, чтобы переосмыслить подход к делу после первой неудачи. Они начали поиск шоураннера и сценариста-драматурга, только никого не нашли – слишком уж амбициозно звучала их идея о сериале по игре. Тогда Линке придумал еще один план (такой же гениальный, как и предыдущие): попробовать еще раз, но только не так дерьмово. Они начали искать шоураннеров в качестве консультантов и нашли Монику Мэйсер. Моника работала над несколькими эпизодами «Остаться в живых», «МакГайвера», «Нэшвилла», «Оборотня», «Погони за американской мечтой» и другими сериалами в качестве продюсера и сценариста.
Опыт Моники очень помог им осознать, во что они ввязались. Она объясняла им, что нужно делать, но не требовала и не заставляла – лишь показала процесс создания сезона.
Тогда наняли сценаристов с ТВ, среди которых оказалась Аманда Овертон. Ради изучения техники боя Вай она поставила в зал боксерскую грушу, чтобы лучше описать происходящее. Ей досталась серия, где Вай дерется в баре. Аманда предпочитает описывать драки так, будто это диалоги – по ее мнению, из драки нужно узнавать что-то новое о персонаже. А потом помогла с важнейшей сценой разговора между Вай и Джинкс, над которым долго мучился Кристиан – и переписала его за час. В ее версии Джинкс говорит: «Я думала, может быть, ты сможешь любить меня как прежде. Даже зная, что я изменилась. Но теперь ты тоже другая. Что ж, выпьем за новых нас!»
Команду от ссор и выгорания спасла чудо-женщина – продюсер Мелинда Дилджер. Ее забота сплотила коллектив
Николо Лорен старался действовать рационально в принятии решений, и даже девятизначная сумма бюджета «Аркейна» его не напугала. Он снова позвал Кристиана в кабинет и разыграл его: «Мы не будем финансировать целый сезон «Аркейна». Я должен объяснить, почему так поступаю, чтобы ты понял мои мотивы. И причина, по которой я не собираюсь финансировать один сезон в том, что… я разрешаю тебе сделать сразу несколько сезонов». Жестоко по отношению к Кристиану, который снова перепугался, но в итоге остался чрезвычайно рад.
Когда на руках было подтверждение работы над первым сезоном и над следующими, потребовалась помощь человека, который разбирается в крупных проектах. Люди не хотели к ним идти, потому что «Аркейн» не был обычным анимационным или ТВ-сериалом. В конце концов они нашли Мелинду Дилджер – она работала над «Черным Плащом», «Мэри Поппинс», «Алладином», «Гуфи и его команда», «Эй, Арнольд!» и другими проектами. Мелинда работает продюсером около 30 лет, и ее опыт пригодился всей команде.
Самое важное, что Мелинда привнесла в командную работу – чувство спокойствия и уверенности. За годы неопределенности многие эмоционально устали, выгорели или были близки к выгоранию. Первым делом она походила по всем отделам и познакомилась с командой, узнала каждого сотрудника получше и начала выстраивать доверие в команде. Только после этого они взялись за этот масштабный проект – уверенные в себе и друг в друге.
«Взять интеллектуальную собственность из компьютерных игр и превратить в нечто очень классное для ТВ – это настоящий вызов. Они потратят больше денег, чем обычно, чтобы это случилось, но они делают это ради игроков, потому что хотят их обрадовать».
Fortiche выбрали из-за необычного видения ее руководителей. Им просто доверились, чтобы они сами сделали магию
У каждого из трех основателей Fortiche свои сильные стороны. У Паскаля Шарю – чутье на дизайн персонажей, модели и стилизацию. Джерома Комба Кристиан назвал «невидимым волшебником Fortiche», потому что он отвечал за «камеру»: все эти потряхивания, переходы, эффекты, которые приблизили к состоянию, когда кажется, что это снимают реальные люди на обычную камеру. А Арно Делорд… на этой модельке без штанов.
Троицу добавили в «Аркейн». Они появляются в неожиданных местах и выделяются обычной одеждой.
Лучше всего Делорда описала фраза: «Когда у Арно появляется безумная идея, лучше всего замолчать и позволить ему сделать свою работу. У него всегда получается что-то необычное».
С озвучкой возникли проблемы только однажды – когда искали Паудер и Джинкс. Повзрослевшую подрывницу искали три года
Самое сложное в работе с юными актерами озвучки – получить искреннюю эмоциональную игру. Кристиан вспомнил, как начал работать с актрисой Паудер, 15-летней Мией Дженесс: «Я пришел на студию и подумал: «Окей, сегодня мы заставим плакать девочку лет 11-12». В студии все были в шоке от того, насколько она хороша».
Дженесс описывает опыт озвучки трогательных сцен так: «Поставить себя в уязвимую позицию для меня было сложно. У меня есть младший брат, мой лучший друг во всем мире. Мы расстраиваемся, когда не видимся больше трех дней. Я не могу представить мир, в котором его нет.
Я представила, что если бы что-то случилось, после чего мы не смогли бы помириться, и эти чувства сразу оказались на поверхности. Когда речь идет о братьях и сестрах, они твоя родная кровь. И если у тебя нет семьи, то что у тебя есть?»
Актрису на роль Джинкс искали примерно три года. Кристиан постоянно держал в голове факт, что куча поклонников LoL ждут сериал, и нельзя облажаться ни в чем. Поиски настолько затянулись, что они с Алексом хотели позвать хоть кого-нибудь, но вовремя остановились – так нельзя. Они перебрали весь каталог актеров в Лос-Анджелесе, но нашли свою неповторимую Джинкс в Лондоне – Эллу Пернелл. Они выбрали ее потому, что она может озвучить как тихие монологи убитого горем подростка, так и взрывные истерики Джинкс.
Кристиан – фанат музыки. Дотошнее всего работали именно над ней
Не у каждой компании есть целый музыкальный отдел, но, как вы могли догадаться, Кристиан выбил у боссов Riot деньги и на это – еще задолго до сериала. Все потому, что он сам занимается музыкой и обожает работать над ней. В юности он играл в группе и даже ездил по Европе с выступлениями. Этот опыт пригодился при создании музыки для «Аркейна» – Кристиан доносил до сотрудников фидбэк максимально четко, вроде: «Виолончель должна быть на октаву ниже и динамичнее».
Riot трудилась над саундтреком «Аркейна» 3-4 года, в то время как обычным композиторам и музыкантам на аутсорсе дают около месяца на подготовку. Линке решил, что они создадут альбом, в который войдут треки совершенно разных жанров, чтобы проверить, чему они научились за все эти годы.
Один из тех, кто трудился над саундтреком – Алекс Сивер, известный под псевдонимом DJ Mako. Он работает в Riot с 2016 года. У него есть музыкальное образование, он учился играть на валторне. Однако его карьера не задалась, поэтому он занялся поп-музыкой – и преуспел. Сам Алекс шутит, что большинство мелодий записывает по привычке на валторне, а потом автотюнит под другие инструменты. Именно он занимается подбором певцов и написанием гимнов для Worlds, чемпионата мира по LoL. Его первым гимном стал «Legends Never Die».
Работу над саундтреком «Аркейна» начали с приглашения Алекс Темпл. До «Аркейна» она работала только над короткими сэмплами, поэтому создание музыки для сериала стало для нее челленджем. Кристиан доверился чутью, которое подсказывало ему, что Темпл – именно тот человек, который им нужен. Сивер называет Темпл «композитором божественного уровня». На скриншоте – рабочий созвон, где рано утром Алекс из Лос-Анджелеса слушает музыкантов на студии Teldex в Берлине.
Над «Аркейном» работает скрипач Рэй Чен, которого Темпл считает одним из лучших в мире. Он выступает в качестве солиста в филармонии Лос-Анджелеса и играет в оркестрах Европы. Кристиан шутит, что это первый классический скрипач, который играет на скрипке Страдивари за $20 млн в озвучке мультсериала.
Камео Чена появилось в одной из серий.
Над саундтреками было сложно работать еще потому, что артисты не хотели ждать пару лет, чтобы услышать свои голоса в сериале. Поэтому Сивер и его лучший друг Себастьян написали песни заранее, чтобы исполнители спели как есть или переделали их под себя. Над ними поработали Беа Миллер, Ramsey, Miyavi, Woodkid и другие. Момент, когда Джинкс вспоминает о погибших товарищах, задумывался как экшен, однако Woodkid услышал эту часть и переписал – «превратил в самую леденящую душу струнную композицию».
Группа Imagine Dragons – огромные фанаты Лиги, которые играют в нее даже перед выходом на сцену. На скриншоте – их студия, где они работали над «Enemy».
Поэтому когда Кристиан предложил им сотрудничать, они не раздумывали. Тогда «Аркейн» был на ранних стадиях производства, но этого хватило, чтобы понять напряженную атмосферу между сестрами. Они передали этой песней все ощущения Джинкс – она чувствовала себя одинокой и брошенной, ей казалось, что против нее настроен весь мир.
В рабочем кабинете ведущего саунд-дизайнера Эллиота Коннорса – две награды MPSE за «Бегущего по лезвию» и «Обитель зла». На съемках документалки он пошутил, что хочет видеть там третью – и в итоге получил ее за «Аркейн». Также его вместе с коллегой Брэдом Бомонтом и их отделом номинировали на «Эмми».
Они обращали внимание на самые мелкие детали – например, металлическую бляшку в одежде Вай. На скриншоте Эллиот растягивает гофрированную трубочку.
Этот звук в итоге оказался в сцене, где выбегает аксолотль.
Звуки хекстековой магии воссоздали с помощью обычного бокала – если поводить по краям мокрым пальцем, то бокал будет издавать звук. Его обработали и добавили в сериал. А эффект мерцания (фиолетовой жидкости вроде наркотика) – из крика Брэда Бомонта.
Они до жути боялись провала, но результат превзошел все ожидания
Пятый эпизод документалки заканчивается реакцией мира на «Аркейн». Тут и слов не надо – один из основателей Riot Брэндон Бек просто расплакался.
Работа над вторым сезоном «Аркейна» в самом разгаре. Вероятно, уже в следующем году мы увидим продолжение истории – может быть, не только о жителях Зауна и Пилтовера, как намекают создатели сериала в документалке.
* * *
«Константин» – великий супергеройский фильм. И лучшая роль Киану Ривза – даже не спорьте!