Великой «Мафии» – 20 лет. 5 причин, почему в нее сыграют даже ваши дети

Юбилей большой игры.

20 лет назад вышла Mafia: The City of Lost Heaven – важнейшая игра, которая показала насколько классную историю можно рассказать в формате видеоигры. Причем без больших бюджетов и полноценного опенворлда с побочками, но с достойной имитацией жизни в американском городе 1930-х. Вспоминаю первое прохождение и делюсь мыслями, почему игра настолько легендарна, что в нее сыграют и ваши дети.

Сюжет навеян культовым гангстерским кино, а в детстве нравился даже больше

Руководитель Illusion Softworks и ведущий сценарист Даниэль Вавра явно фанател от криминальных фильмов Копполы и Скорсезе. Спустя 5 лет после создания, Illusion Softworks выпустила экшен, который сделал ставку на сюжет. В то время как GTA 3 завоевала умы миллионов проработкой опенворлда и вариативностью сайдквестов, «Мафия» целенаправленно рассказывала историю простого таксиста, ставшего важным членом итальянской преступной группировки.

Загружаю...

И хоть в GTA 3, как и в других жанровых играх эпохи, тоже был сюжет, его непросто занести в однозначные плюсы. Уж слишком схематичной была история, будто ее придумали для галочки (равно как и главные сюжетные ветки в каждой игре Bethesda). «Мафия» ушла куда дальше: здесь герой постоянно развивается и рассуждает о причинах своих поступков. История же получилась действительно целостной – и заставляет сопереживать.

Главный герой детально проработан, что редкость для видеоигр

Томми Анджело ради денег и высокого статуса примкнул к рядам мафиозного клана. Игра показала множество сторон его личности, и как она меняется с течением времени. Поначалу бывший таксист развозил Сэма и Поли – важных членов семьи Сальери, но после их спасения и выполнения парочки поручений поднялся почти до их уровня. Выиграв гонку, где многое стояло на кону, Томми взлетел по иерархии и будто осуществил мечту: стал богатым и влиятельным человеком. 

Но впоследствии Анджело понимает, что он отличается от других членов банды: не может убить безоружного человека и отпускает людей, если уверен в их невиновности. Протагонист рефлексирует и оценивает собственные поступки, что характерно для хорошей литературы и фильмов, но для видеоигр – настоящая редкость.

Загружаю...

Реалистичность открытого мира шла вразрез с законами жанра

Проект 2002 года сделан с любовью: уж очень там много фишек, которые в другие игры обычно не завозят. Жители Лост-Хэвена одеты по моде 30-х и довольно правдоподобно реагируют на неадекватное поведение Томми. 

Физика вождения в кругу любителей автосимов стала легендарной – напомню, что «Мафия» вообще-то про другое. Полиция тоже сделана на совесть: от нее непросто скрыться. При этом, бросив авто в закоулке и не попадаясь на глазам полицейским, с вас падает подозрение – ведь копы ищут конкретную машину. Сесть в первое попавшееся авто тоже не получится, сперва нужно научиться взламывать замок конкретного типа. И как же я удивился, когда в первый раз обнаружил, что машина остановилась из-за пустого бензобака! 

Да и правила движения в Лост-Хэвене вообще-то не пустой звук. Превысил скорость – штраф. Устроил аварию – штраф. Сбил кого – готовься к аресту. Жестоко в рамках видеоигр, но справедливо. 

Музыка и антураж вывели игру в раздел эпохальных

Можно долго спорить о важности музыкального сопровождения в играх, но у самых культовых саундтрек обычно въедается в память. Так произошло и с «Мафией»: районы города ассоциируются с одной из песен Джанго Рейнхардта и братьев Миллс. Томми убегает по городу от головорезов Морелло под заводную La Verdine Лачо Дрома – и песня делает погоню куда ярче!

Загружаю...

Джанго Рейнхардт самолично поставил игру на пьедестал. Без его джазовых гитарных партий криминальный экшен звучал бы куда скучнее. Даже с тремя пальцами французский виртуоз сделал «Мафию» запоминающейся, Belleville не даст соврать.

Сложность «Мафии» сравнима с Dark Souls

У игры полно плюсов, но эта особенность вряд ли в их числе. Ведь сложность «Мафии» не всегда зависит от скилла. Минимум в половине вроде как непроходимых квестов все рушится из-за какой-то ерунды. Та же погоня в главе «Бегущий человек»: пулями в спину будто повелевал дядюшка Рандом. Великая и неповторимая гонка стала таковой из-за бага: игроки в Восточной Европе не могли перед началом выбрать уровень сложности и приходилось ехать на максимальном, абсолютно разрывном. Одна ошибка – и начинай сначала. 

Принцип вообще ложится на всю игру. «Мафия» запоминается миссиями-песочницами вроде банкета на корабле или перестрелки в порту. Они хороши разветвленностью, но стоит разок ошибиться – и ты труп. Порой враги кладут Томми с немыслимых расстояний, и пальба превращается в тактический выживач, где уровень ИИ практически сопоставим с игроком, вот только NPC куда больше.

Что тут говорить, не все осилили даже первый квест, где нужно было улизнуть на такси от заметно более быстрой машины мафиози. Подобный олдскульный подход к сложности сделал проект Illusion Softworks интересным и для фанатов мегасложных игр, которых щелкают соулсы как семечки и видят смысл проходить только такие сложные штуки. Не показывайте им ремейк 2020 года!

Загружаю...

Новая игра в серии сейчас находится в разработке. Кто знает, может быть у Hangar 13 все-таки получится проект, сравнимый с великой первой Mafia.

* * *

Кто круче – Microsoft или Sony? Сильнейшего определяем футболом!

Игры раньше были сложнее? Это миф – они просто были неудобными

Обзор Mafia: Definitive Edition. Красивая внешне, старая внутри и в целом спорная

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Кое-что об играх