Sovietwave – модная эстетика ностальгии по СССР. Выбрали крутые фильмы, сериалы и игры для вечных коммунистов
Погружаемся в эпоху.
У вас тоже екает в сердечке, когда видите забор ПО-2 или старый граненый стакан? Даже если вы миллениал или зумер и едва застали 90-е? Тогда вы, как и я, явно неравнодушны к sovietwave – советской волне.
Это культурное течение, пропитанное ностальгией по позднему СССР, зародилось в музыке. Но в последние годы мотивы советвейва все больше просматриваются в фильмах, сериалах, веб-арте и играх.
«Чернобыль» (мини-сериал, 2019)
О великолепном сериале Крэйга Мэйзина про аварию на Чернобыльской АЭС и так много сказано. Коснусь только идеально воссозданных атмосферы и быта позднего СССР – создатели проделали просто грандиозную визуальную работу.
Жители Припяти, их квартиры, одежда, предметы быта – все вместе работает как машина времени, переносящая в Советскую Украину 1980-х годов. Удивительная историческая точность, а ведь «Чернобыль» снимали шведы, англичане и американцы.
«Гуд бай, Ленин!» (2003)
Сюжет трагикомедии Вольфганга Беккера чем-то напоминает «Шоу Трумана» – фильм, где Джим Керри осознает себя героем реалити-шоу. Это чистая эстетика восточного блока, совмещенная с трогательной историей.
Дело происходит в 1989 году в ГДР. Ярая социалистка Кристиана Кернер впадает в кому, и пока она лежит без сознания, рушится Берлинская стена. В ГДР приходит капитализм; спустя какое-то время женщина просыпается, но так как ей нельзя волноваться, ее дети Александр и Ариана решают не рассказывать ей о переменах в стране и всячески убеждают мать, будто все осталось по-прежнему.
Александру приходится выстроить вокруг мамы искусственную реальность и находить объяснение все новым и новым вещам. Например, в какой-то момент напротив их дома появляется плакат Coca-Cola. Тогда герой вместе с приятелем снимает выпуск социалистических новостей, в котором говорится, что колу якобы еще много лет назад изобрели в ГДР.
Постепенно убеждать Кристиану в том, что вокруг правит балом социализм, становится все сложнее. И Александр решает пойти на крайние меры.
«Петровы в гриппе» (2020)
Писать про «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова – дело непростое. Представьте себе фильм, состоящий из почти не связанных друг с другом сцен, в котором реальность невозможно отличить от галлюцинаций героев. И который в придачу идет два с половиной часа.
Можно разгадывать «Петровых», а можно просто отключить голову и погрузиться в этот инфернальный, больной, но красивый мир. Время действия в фильме остается неназванным, но зато здесь есть вязкая и притом знакомая до ужаса атмосфера постсоветских городов – любители заборов ПО-2 и мрачных панелек точно останутся довольны.
Самосбор (вселенная)
Это народная интернет-вселенная, которая выросла из бугурт-треда (вид онлайн-творчества – смешной текст, написанный капсом). Пользователи пишут по ней фанфики и целые книги, рисуют арты. Есть даже игра по мотивам!
Мир Самосбора сочетает атмосферу произведений Говарда Лавкрафта и Джорджа Оруэлла с советской эстетикой. Основа всегда одна: герои живут в бесконечной хрущевке и раз за разом сталкиваются с какой-то непонятной смертельной аномалией. Ну а то, как будут развиваться события, зависит от фантазии авторов.
«ШХД: Зима»
Игра-бродилка от поэта Ильи Мазо и инди-разработчика Александра Игнатова удивительно точно передает эмоционально-подавленную атмосферу любого постсоветского города.
Такие декорации вы наверняка видели в пабликах вроде «Эстетика ****** [захолустья]», где пользователи смакуют художественность многоэтажек. И «ШХД: Зима» погружает в эту своеобразную эстетику с головой.
Дневные хорроры бывают страшнее темноты. Почему же мы боимся солнышка?