Обзор фильма «Добыча». Феминистское возрождение Хищника в XVIII веке
Охотница-команчи против инопланетного убийцы.
5 августа в цифровой прокат вышел фильм «Добыча» – приквел «Хищника» и всей франшизы. Критики оценили ленту даже выше оригинального фильма, а вот преданные фанаты разочарованы. «Добычу» снял Дэн Трахтенберг, многообещающий режиссер, на чьем счету загадочный триллер «Кловерфилд, 10». Разбираюсь, насколько удачным получился перезапуск вселенной, которой в этом году исполнилось 35 лет.
Обычно от слова «приквел» у меня пробегает холодок по спине. Попытки вдохнуть жизнь в увядшую франшизу чаще всего обречены на провал, и это понимают примерно все – даже создатели. Тем не менее конвейер работает без перебоя. Вспомните хотя бы недавний ремейк «Обители зла» – ничего толкового из этого не вышло.
А перезапуск «Хищника» кажется совершенно безумной идеей: после оригинального фильма с Арнольдом Шварценеггером ни одна картина об инопланетянине в колготках в сеточку не получилась успешной. Как с коммерческой, так с художественной точки зрения. Казалось бы, продюсерам надо уже смириться, что Чужой одолел Хищника – но нет, из инопланетянина выдавливают остатки его флуоресцентной крови.
Примерно с таким настроем я включал «Добычу» Трахтенберга. Но все оказалось куда лучше, чем ожидал.
На этот раз Хищник спрыгивает с космического корабля в 1719 году на севере Великих равнин. В этих неосвоенных краях живет индейский коренной народ команчи. Молодая девушка Нару (Эмбер Мидфандер) мечтает проявить себя как охотник под стать воинственному старшему брату. Но в племени строгая иерархия: охота − это мужское занятие, поэтому соплеменники предписывают Нару женский удел собирателя и лекаря.
На очередной вылазке за зверем именно Нару проявляет тонкое чутье охотника. Она ощущает появление Хищника еще до первого кровопролития. В свою очередь, мужчины даже не догадываются, что их выслеживает доселе невиданное существо.
Режиссер Трахтенберг развивает психологию Хищника, заложенную в оригинальной ленте и забытую в других фильмах франшизы. Здесь инопланетянин убивает с умом – выискивая самого сильного противника. Хищник идет вверх по пищевой цепочке. Первым он свежует змею, потом вытаскивает позвоночник у серого волка, но самая смачная бойня происходит с хозяином североамериканского леса – медведем гризли.
На примере первого столкновения с Нару мы понимаем, что Хищник не лишен внутреннего кодекса. Он не убивает беспомощных жертв, поскольку не видит в них достойных противников. Интересно также смотреть, как Хищник выбирает оружие по уровню технологического развития противника. Ему точно не чужд спортивный интерес в битве.
Внешний облик Хищника слегка освежили. В фильме его амуниция ретрофутуристична. Бросается в глаза защитная маска. Если в оригинальной части она была чем-то из будущего, то в «Добыче» выглядит примитивно, напоминая африканскую накладку.
У «Добычи» самый изобретательный визуал из всех «Хищников». Камера оператора Джеффа Каттера неспешно скользит по туманным североамериканским лесам, фиксируя крадущихся охотников команчи. И в этом главное отличие «Добычи» от предыдущих фильмов: Трахтенберг слезает с иглы непрерывного экшена и замедляет визуальное повествование. Режиссер разбавляет смертоносные удары Хищника медитативными планами чистой природы.
Трахтенберг также тонко работает с изображением коренных американцев – их одежды, оружия и искусства охоты. Продюсер картины, член нации команчей, снабдил режиссера толстыми томами исторических исследований. Удивляет сцена, в которой мы словно ненароком видим, как Нару чистит зубы – Трахтенберг сделал зубную щетку в точности как из XVIII века. На этом контрасте особо потешно смотреть на остервенелых французских колонизаторов – с гнилыми зубами и сальной одеждой.
Но самый кричащий апгрейд «Хищника» произошел из-за смены оптики – в центре внимания не мускулистый коммандос, а женщина, представительница коренного народа. Помните, что в оригинальном фильме Хищник не охотился за девушкой, которая случайно оказалась в отряде Шварценеггера? Трахтенберг взял эту линию из оригинала и полностью развернул в новом фильме. Здесь Хищник тоже не видит в Наре угрозы – и этот сексизм играет с ним злую шутку.
Такая идеологизация выглядит неуклюже, поскольку бьет прямо в лоб односложной прямолинейностью. Но что поделать, раз режиссеры пока не научились работать с конъюнктурой чуточку изощреннее. Например, от сцены, где Нару идет с копьем в руках наперерез толпе женщин, вставших на утреннее собирательство, мне чуть плохо не стало.
Тем не менее у Трахтенберга получилось освежить франшизу. Для этого всего лишь понадобились обновленный Хищник, женщина-воин, коренной американский народ и грязные колонизаторы. Почему раньше никто не додумался…
В общем, смотрите «Добычу». И надейтесь, что за продолжение никто не возьмется.
* * *
Netflix теряет зрителей и деньги – у компании кризис? Все как раз наоборот
Обзор сериала «Песочный человек». На редкость изобретательная и правильная экранизация от Netflix