Mafia 2 – очень плохая игра, которую я прошел 10 раз. И я не сумасшедший
Ларионов – о любви вопреки.
Вас тоже бесит, когда кто-то просит назвать одну самую любимую игру? Обычно в этот момент ты теряешься, вспоминаешь все возможные тайтлы и в лучшем случае называешь что-то максимально банальное, а в худшем – вообще парируешь мощной ответкой «слушай, ну их много».
Поэтому мне всегда было очень сложно выделить что-то одно. Я люблю серию Fallout за идиотские квесты, кайфую от открытого мира в GTA 5 и обожаю Disco Elysium за книжное повествование. Да чего тут далеко ходить – я и от CS:GO порой получаю дикое удовольствие.
Так что для меня любимая игра – та, которую больше всего прошел. И это, внезапно, Mafia 2! Я наиграл в нее сотни часов и прошел как минимум 10 раз. При этом экшен про Вито Скалетта не выдержит лобового столкновения ни с одной ранее перечисленной игрой. Так как же получилось, что я возвращался к Mafia 2 больше раз, чем ходил на пары в магистратуре?
У второй части экшена про мафиози полно фундаментальных проблем. Стрельба – деревянная. Графика – хорошая, но без адекватных лицевых анимаций. Сюжет – странное повествование о гопниках, не идущее ни в какое сравнение с историей Томми Анджело.
Оценивать Mafia 2 по частям – неблагодарное дело. В игре почти нет аспектов, которые были бы сделаны на стабильно высоком уровне.
Так почему я до сих пор влюблен в эту дрянную игру?
Зайду издалека. Один из моих любимых сериалов – «Безумцы» Мэттью Вайнера. В нем рассказывают историю вымышленного рекламного агентства 1960-х годов. Проект выиграл кучу наград, но многим от до сих пор известен, как «сериал, в котором ничего не происходит». Главный герой Дон Дрейпер на протяжении 7 сезонов много пьет, курит, работает и изменяет жене. И на что тут смотреть?
Опустим тот факт, что в «Безумцах» вы найдете самые мясные и сочно прописанные диалоги за всю историю телевидения. Я полюбил сериал в первую очередь за две вещи – атмосферу и внимание к деталям. Эти два аспекта тесно связаны между собой, ведь без одного не работает и другое.
Создатель сериала Мэттью Вайнер провел десятки бессонных ночей, изучая быт рекламщиков того времени и наполняя «Безумцев» кучей деталей. От специфических костюмов в клетку и кабриолетов до баннеров на дорогах – вы можете не замечать каждый показанный режиссером элемент, но он влияет на общую картинку вашего восприятия. Вайнер рассказывал, как он обошел все блошиные рынки города, чтобы найти подходящую для сцены запонку. Вот оно – то самое хирургическое внимание к деталям.
Так вот, Mafia 2 – это игровой ответ «Безумцам». Игра, которая цепляет не геймплеем, сюжетом или механиками. Она цепляет проработкой и крайне тягучей атмосферой.
Прогулка Вито до родительского дома – образец работы над деталями в играх. Разговор с закрывающим магазин знакомым, минутный флирт со старой подругой, кричащие под окнами пьяницы, шипящий в подъезде кот – все это работает на атмосферу, которую создают разработчики.
Да, все эти сцены до жути заскриптованы, но разве это важно? Mafia 2 – не клон GTA, как ее привыкли называть. Здесь нет привычного открытого мира и свободы выбора. Разработчики берут тебя за ручку и медленно проводят по всем чекпойнтам – но именно это и делает игру цепляющей.
При этом в Mafia 2 есть контент, который вообще не используется в основной кампании. Вот вы знали, что машины в игре загрязняются, и их можно помыть на автомойке? Я обнаружил это только ко второму прохождению. И автомойка – это тоже своеобразная запонка с блошиного рынка. Ее не заметит большинство игроков, но она сработает на ваше восприятие мира.
* * *
Так что история Вито Скалетта может сколько угодно разочаровывать меня банальными сюжетными поворотами и дубовыми персонажами. Пока здесь есть настолько тягучая атмосфера, я готов простить ей все. Для меня Mafia 2 – это уже не игра в привычном понимании этого слова. Это привычка, антидепрессант, объект ностальгии. Как прогулка по двору, в котором ты провел все детство.
И я все еще время от времени возвращаюсь в Эмпайр-Бэй – но не ради миссии со стрельбой в отеле, нет. Я не спеша прохожу кампанию, прогуливаюсь по центру города, разъезжаю по снежным трассам, слушаю Дина Мартина.
И кайфую. Так, как не кайфую ни от одной другой игры.
От черно-белой «Змейки» до консольной графики: эволюция мобильных игр