5 великих старых фильмов, снятых в ограниченном пространстве. Есть даже один советский

Великий фильм можно снять даже на опушке леса.

Когда события фильма происходят в одном тесном помещении, история становится напряженнее и плотнее. Актеры лучше взаимодействуют с окружением, а зритель к концу фильма уже ориентируется на месте действия, как будто сам участвует в событиях. Не просто так многие культовые фильмы сняты в ограниченном пространстве. Сегодня рассказываем о них.

«Правила игры»

На первый взгляд «Правила игры» – это устаревшая театральная мелодрама, где герои говорят ни о чем. На самом деле – предвоенный шедевр Жана Ренуара с ритмичным монтажом, бесподобной актерской игрой и сложной проблематикой. 

«Правила игры» провожает прекрасную эпоху. Прощается с остатками аристократии, вычурными и циничными людьми, которые благородны только по происхождению. Фильм предвидел будущее Франции, надвигающуюся трагедию и ее героев, которые появятся уже в фильмах Новой волны. 

Загружаю...

Персонажи и сюжет раскрываются в обстановке богатого дома, где проводит время скучающая элита. Например, дверь в комнаты прислуги специально сливается со стеной, чтобы они были незаметны для знати. Снятые с глубокой фокусировкой коридоры словно проглатывают героев. Ренуар создает в антураже продолжение характеров: хозяин дома обожает жутковатые механические игрушки, такие же безжизненные, как он сам. В «Правилах игры» дом – отражение человека и человечества. Поэтому главному герою в нем так неуютно, он один живой среди механических истуканов.

Но не стоит забывать, что Ренуар – француз. Он любит своих героев даже когда они дурны, поэтому  фильм не превращается в отповедь и приговор, скорее насмешку. Работая со сценой, он создает чудной мир коридоров, залов и спален, в которых решается судьба одного человека и всей старой Франции.

«Расемон»

События главного фильма раннего Акиры Куросавы (если не считать «Жить») происходят в феодальной Японии на развалинах храма. Три героя: монах, скептичный крестьянин и вор-нигилист − укрываются от дождя. Они обсуждают детали судебного разбирательства об убийстве самурая и изнасиловании его жены. 

Загружаю...

Разрушенный храм становится ареной для столкновения идеологий и мнений о том, кто виновен. Пространство здесь подчеркивает крушение веры. То, какие люди маленькие в сравнении с колоссальными развалинами. С помощью проработки сцены Куросава передает простую, но страшную мысль: «правды не существует».

В «Расемоне» поражает глубина рекурсии. Герои вспоминают показания свидетелей убийства, которые по-своему интерпретируют события. Когда они начинают рассказ, действие переносится на опушку леса, где и случилось преступление. 

Снимая на натуре, Куросава создал такую сценографию, будто лес специально собрали для фильма. Внимательный зритель легко отличит лживую версию событий по расположению предметов в кадре. Например, хвастливый разбойник Тадземару говорит, что украл драгоценный кинжал. Но мы знаем, что он остался на месте преступления, потому что его унес другой человек. В одной из версий самурай погиб в кустах, в другой – в стороне. 

Благодаря таким деталям зритель понимает, что ни одна версия не достоверна. Зритель оказывается в одном положении с тремя путниками в храме и вместе с ними ужасается при мысли, что в мире нет правды. Впрочем, один из героев смог найти в мире добро.

Загружаю...

«Гараж»

Эльдар Рязанов любил камерные произведения. Его лучшие фильмы «Ирония судьбы» и «Небеса обетованные» тоже сняты без резких смен локаций, но именно в «Гараже» он обошелся всего одним помещением.

Сотрудники института оказались заперты на заседании по распределению мест в гаражном кооперативе. Каждый ждал заветный документ как манну небесную. Вдруг за запертыми дверьми выясняется, что одному из присутствующих гаражей не хватило. Научные деятели тут же начинают грубить, подсиживать остальных и кляузничать.

На контрасте убожества их мечты и подлости, на которую герои готовы пойти, Рязанов рисует Советский Союз в миниатюре. Общество, в котором мелкая подачка – повод перегрызть глотку ближнему, потому что на большое счастье рассчитывать не приходится. Замкнутое пространство передает то, насколько людям тесно друг с другом и как легко социальные нормы уступают место трайбализму, когда двери закрыты.

«Женщина есть женщина»

Третий полнометражный фильм Жана-Люка Годара тоже использует ограниченное пространство. Дом и пара улиц в Париже – мир двух влюбленных героев. Но в отличие от героев Рязанова, они не заперты в нем – наоборот, совершенно свободны. 

Весь фильм возлюбленные ссорятся. Анжела хочет ребенка, Эмиль хочет гулять с друзьями и жить беззаботно. Их квартира – сцена для игры с чувствами, пространством и четвертой стеной. Не просто так сюжет начинается с фразы Анжелы «Перед тем как ломать спектакль, нужно поклониться зрителю» и поклона в сторону камеры.

Загружаю...

Интерьер играет ключевую роль в театрализованном фильме. Например, герои берут книжки с полок, чтобы заканчивать их заголовками гневные тирады. Эмиль катается по столовой на велосипеде, герой Бельмондо, влюбленный в Анжелу, доказывает свое мужество, боксируя с торшером. 

Округа квартиры тоже вписана в повествование до мелочей. Лестница дома, где 24\7 целуется молодая пара, улица с кафе, где героям наливают в долг, и пустующий стрип-клуб, в котором работает Анжела. Сама улица – тоже часть истории. В одной из сцен Эмиль бросается на настоящих парижских прохожих и предлагает им сделать ребенка Анжеле. Все для того, чтобы поссориться, вернуться в квартиру и продолжить игру.

В пересказе сцены могут звучать странно, но именно благодаря работе с пространством на первый взгляд безумные вещи вызывают восторг. Смотря на то, как свободны в четырех стенах герои «Женщина есть женщина», – понимаешь, что это ты замкнут по сравнению с ними. Ведь Анжела и Эмиль заперты не только в квартире, но и в пределах хронометража фильма, и при этом куда свободнее нас.

«Веревка»

Альфред Хичкок обожал игру со зрителем: доводить его до истерического ужаса, обманывать ожидания и попросту насмехаться. Король саспенса был известным пранкером. Он мог заставить зрительный зал доверять убийце, мог убить главного героя в середине фильма и показать убийство в формате ситкома.

Загружаю...

В Голливуде секса тоже не было – работал кодекс Хейса. 5 самых абсурдных запретов в кино

Благодаря тому, что «Веревка» Хичкока снята на статичную камеру и почти без монтажных склеек, действие напоминает жуткий спектакль. Два студента убили своего знакомого, чтобы в духе Раскольникова переступить нормы морали. Чтобы доказать себе свою исключительность, они спрятали тело в комоде, на котором накрыли стол для гостей. Хичкок умело играет с театральностью происходящего, заставляет зрителя неотрывно следить за светскими беседами со знанием, что в гостиной лежит мертвец. 

Заперев зрителя в тесной квартире с трупом, Хичкок показывает нравственное уродство телеформата: эстетизацию насилия, иллюзию собственной исключительности и фашизацию искусства. Без склеек актеры вынуждены каждую секунду играть волнение, усиливая саспенс. А статичная камера как будто с насмешкой не дает оторвать глаз от триллера.

* * *

Я включил в подборку только самые неординарные фильмы в ограниченном пространстве. Но в эту подборку могли бы войти и «Бёрдмэн», и «Омерзительная восьмерка», и «Женщина в песках», и «12 разгневанных мужчин», и «Окно во двор», и «Дорогая Елена Сергеевна». Обилие таких лент говорит само за себя: пространство – один из героев фильма, который помогает хорошему автору создавать шедевры.  

Загружаю...

А какой у вас любимый камерный фильм?

Что если «Властелин колец» сняли бы с советскими актерами? Мы подобрали фото

Мы все живем в Зоне. Почему фильм «Сталкер» – про каждого из нас

Ставим диагноз Даниле Багрову: герой эпохи или психопат?

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Попкорн
Популярные комментарии
bedouin
за Расемон отдельный респект автору. из популярных, помимо моих любимых Разгневанных мужчин, наверно выделил бы еще Бешеных Псов, Мечтателей, Идеальных незнакомцев и Луну 2112
Николай Львов
Расемон один из любимейших, да! А Луну 2112 все никак не посмотрю, хотя давно собираюсь
Ответ на комментарий bedouin
за Расемон отдельный респект автору. из популярных, помимо моих любимых Разгневанных мужчин, наверно выделил бы еще Бешеных Псов, Мечтателей, Идеальных незнакомцев и Луну 2112
2 комментария Написать комментарий