Финал «Очень странных дел 4» – эпик, во всех смыслах убивший сезон. [Спойлер] и [спойлер] заслужили большего

Тематическое противоречие.

Последний эпизод 4-го сезона «Очень странных дел» наверняка войдет в историю как одно из главных событий Netflix: по хронометражу, количеству действующих лиц, размаху сражений и ажиотажу – премьера второй половины сезона буквально обрушила сервис. Братья Дафферы сняли два часа роскошного экшена, полного эмоциональных моментов и эпических сцен. Это уже не уровень ТВ или премиальных стримингов, а почти что полнометражный голливудский блокбастер.

Вот только ради зрелищного финала шоураннеры пожертвовали главным, что было в сезоне – посылом.

Загружаю...

Если попросить любого зрителя «Очень странных дел» назвать лучшую сцену 4-го сезона – скорее всего, ответом станут последние минуты «Главы Четыре: Дорогой Билли». Там одна из центральных героинь сериала Макс чудом, в последний момент вырывается из лап антагониста сезона Векны – местного Фредди Крюгера. Благодаря феноменальной игре актрисы Сэди Синк, режиссуре Шона Леви и треку Running Up That Hill Кейт Буш середина сезона ощущается его эмоциональной кульминацией. И затмевает в этом плане даже финал.

Однако сцена получилась настолько мощной не только из-за красивой картинки и филигранно сведенного звука. Куда важнее, что побег Макс от монстра завершает ее личную арку. По сюжету, Векна «проклинает» исключительно подростков, с трудом переживающих тяжелую эмоциональную травму. Вот и через кошмары Макс мы узнаем, что она страдает от тяжелейшего комплекса вины выжившего: в прошлом сезоне у нее на глазах убили ее брата Билли. Внутренний конфликт героини усложняет и то, что Билли был жутким абьюзером, превратившим ее детство и юношество в кошмар. Так что Макс винит себя не только в том, что не спасла брата, но еще и что в глубине души хотела его смерти.

Загружаю...

Векна в этом контексте – демоническое воплощение суицидальных настроений. По мере усиления «проклятья» монстр паразитирует на самых темных мыслях жертв, а непосредственно перед убийством говорит, что наконец освободит их от страданий. И хотя в своих последних сценах персонажи тщетно пытаются убежать, это обставлено именно как самоубийство: у них просто заканчиваются силы бежать от собственных демонов, а значит, и Векны тоже.

Макс же удалось спастись. С точки зрения сюжета ее уберегло внезапное открытие друзей: оказывается, жертва очнется от кошмара Векны, если услышит свою любимую песню в реальности. Но метафорически героиня вырвалась из лап смерти, потому что все-таки нашла в себе силы наконец двигаться дальше и понять, что ее окружают любящие люди. Для человека в подобном эмоциональном состоянии это настоящий подвиг – так что Максин практически вырвала зубами второй шанс, и сценаристы ее пощадили.

Получился очень явный посыл, который особенно важен для сериала с целевой подростковой аудиторией (но не только). Мол, можно выкарабкаться даже из самой тяжелой депрессии, даже когда монстр уже сжимает когтями твой череп. Выход есть всегда – особенно если рядом заботливые друзья. Причем «чудесное» спасение Макс, опять-таки, не нарушает логику сюжета – двойная победа.

Загружаю...

Вот только финал во многом обесценивает путешествие героини ради других сценарных нужд. Незадолго до последней битвы Макс рассказывает, что она все еще помечена Векной и жива только благодаря тому, что слушает Кейт Буш на повторе. И, учитывая это обстоятельство, она вызывается стать приманкой для монстра, чтобы друзья получили шанс его убить.

С одной стороны, ее арка продвигается дальше: еще совсем недавно депрессивная Макс теперь сама решает встретиться с монстром. Потому что не боится его и хочет помочь друзьям. У Дафферов (именно они писали сценарий и снимали финальные серии) была прекрасная возможность вырулить сюжет в этом направлении. Но у них была другая идея.

В последней битве все, разумеется, идет не по плану. Макс успешно приманивает Векну, но ее товарищам не удается вовремя победить монстра, а в реальном мире парень героини Лукас лишается плеера – спасательного круга, которым он мог вытащить девушку в случае неудачи. Несмотря на все усилия основной компашки, ключевое противостояние разворачивается исключительно между Векной и Одиннадцать, наконец вернувшей свои способности.

В итоге супергероиня побеждает Векну в самый-самый последний момент, когда тот уже ломает суставы Макс и вот-вот убьет ее. Победа, впрочем, оказывается ложной: вся переломанная и ослепшая, Максин все равно умирает на руках Лукаса. Наблюдающая за этим Одиннадцать заводит сердце подруги с помощью неожиданной новой способности, но на этом хорошие новости заканчиваются. Ожившая Макс оказывается в коме – она явно очнется не раньше следующего сезона и совсем не факт, что не останется парализованной и ослепшей.

Загружаю...

Какое же это лютое, непростительное свинство. Дафферы явно не знали, что делать с героиней после завершения ее основной арки – и превратили ее в плот-девайс для следующего сезона. Ведь теперь Одиннадцать будет сокрушаться о своем первом и очень личном поражении, а значит, у нее появится финальное препятствие на пути к победе над злом. А Макс, вероятно, пролежит на больничной койке значительную часть сезона, а то и вовсе очнется только в самом конце – не придется вписывать ее линию в и без того перегруженный действующими лицами сценарий.

Получается вредительская мораль. Мол, превозмогай над собой, будь смелым, заступайся за друзей – чтобы вселенная все равно убила тебя или превратила в овощ. Это так нечестно, что даже восхитительная сцена побега при пересмотре кажется какой-то фальшивой и филлерной – все заложенные в нее смыслы будто улетучились.

Векну, кстати, в финале тоже извратили. Из жуткого и во многом метафорического монстра, действующего по понятным правилам, он превратился в сверхмогущественного злодеуса злея. Уже не метафора самоубийства, а просто телепат-психопат. И все это тоже исключительно для того, чтобы выписать (довольно скучного) финального антагониста.

Не менее издевательской выглядит судьба гейм-мастера Эдди. Его первым втянуло в историю с Векной, причем именно Эдди обвинили в загадочных «ритуальных» убийствах. Весь сезон он лишь прятался и полагался на помощь школьных друзей, открыто признавая, что предпочитает сбегать от любых проблем. Только в финале он решился на подвиг: отвлечь на себя армию демонических летучих мышей, чтобы выиграть время для остального «ударного отряда». И героически погиб от укусов рукокрылых.

Загружаю...

Смерть Эдди издевательски бессмысленна. Мало того, что его «наказали» за первое проявление храбрости, так еще и сам подвиг получился каким-то необязательным. Непонятно, зачем он и Дастин вообще рисковали собой, вместо того чтобы приманить летучих мышей дистанционно, например, включив музыкальный центр на полную громкость. Ответ на поверхности: Дафферы просто продолжают традицию вводить обаятельных новичков в начале сезона, чтобы жертвовать ими в финале, щадя основной каст.

* * *

Последние минуты 4-го сезона «Очень странных дел», конечно, заставляют мучительно ждать выхода финальных серий – в этом задумка шоураннеров сработала. Но описанные выше твисты напоминают об «Игре престолов» в худшем смысле: это шокеры ради шокеров. Бестолковое «стекло», которым почему-то так любят давиться подростки. Хотя вместо дополнительного нагнетания напряжения сериал мог бы донести до молодой аудитории очень важный и нужный ей посыл. Особенно в таком возрасте, особенно в такое время.

Загружаю...

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

«Мисс Марвел» – главный провал MCU. Я обожал Камалу из комиксов, но терпеть не могу ее киноверсию

11 режиссеров, которые ненавидят фильмы Marvel. Ругают кино за глупость и отсутствие секса

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Попкорн
Популярные комментарии
Николай Грин
Отличное начало статьи, лютый плюс. Но смотрите, было же ясно, что просто так ей сбежать не удастся, пока Векна есть? И всё пошло не по плану, хоть план был отличный, как всегда) Теперь к критике: "Какое же это лютое, непростительное свинство." - ну, вот так убивают теперь героев. Эпично и не до конца. Чувствуется, будет как с Джоном Сноу, но посложнее. Про Эдди- это характер. Он не знал, на каком этапе план, но решил выполнить его до конца. Это вписывается в развитие характера его персонажа идеально. И все догадывались, что примерно так оно и будет.) Про последнее: почему многие так ждут какой-то посыл? Это не образовательная программа, это шоу! Эпичное, драматичное, развлекательное и абсолютно шикарное!
Drony Planet
Держать в невероятном напряжении сезон, чтобы выдать такую слабую концовку. Вопросов вагон. На что повлияла ветка на камчатке? Кто там кого ослабил? Зачем было убивать Эдди, если арка Стива, Нэнси и её парня уже тянется на соплях? Ну и откровенно слабая игра Милли Бобби Браун и Фина Вулфарда. Сэди Синк сыграла отлично, она была бы идеальной Элли в экранизации last of us
Стас Погорский
Про Сэди очень плюсую. Правда, она бы подошла на роль Элли только если бы сейчас экранизировали уже вторую часть игры. Для 14-летней она все-таки взрословата (20 лет)
Ответ на комментарий Drony Planet
Держать в невероятном напряжении сезон, чтобы выдать такую слабую концовку. Вопросов вагон. На что повлияла ветка на камчатке? Кто там кого ослабил? Зачем было убивать Эдди, если арка Стива, Нэнси и её парня уже тянется на соплях? Ну и откровенно слабая игра Милли Бобби Браун и Фина Вулфарда. Сэди Синк сыграла отлично, она была бы идеальной Элли в экранизации last of us
Еще 3 комментария
6 комментариев Написать комментарий