От «мамы!» до «Кэндимена». 8 красивых и страшных социальных хорроров
К-к-комбо: страшилки встречают феминизм и BLM.
Алекс Гарленд, автор мрачной научной фантастики, недавно снял самый настоящий хоррор о мизогинии. У нас уже выходил разбор «Рода мужского» – обязательно почитайте и сами решите, готовы ли к параду сюрреалистических образов, сильно обогнавших медведя из «Аннигиляции».
А сейчас вспомним другие высокохудожественные хорроры, которые поднимают важные социальные проблемы.
1. «Оно» (2014) – It Follows
Обычная девушка по имени Джей начинает встречаться с парнем. После первого секса его поведение резко меняется: он заявляет, что только что передал героине проклятие. Теперь ее всюду преследует и пытается убить сущность, принимающая формы самых разных людей. Единственный способ избавиться от наваждения – переспать с кем-то еще и передать смертельную эстафету.
Самая очевидная жизненная параллель, которая напрашивается уже из завязки сюжета, – венерические болезни. Но в образе монстра, преследующего подростков сразу после секса, можно увидеть и обычный юношеский страх перед началом половой жизни. В общем, трактовка тут может быть далеко не одна.
2. «Прочь» (2017) – Get Out
Одаренный фотограф Крис едет знакомиться с родителями своей девушки Роуз. Но есть нюанс: наш герой – темнокожий, а его возлюбленная и вся ее семья белые. Почти сразу герой замечает, что все обитатели дома и их гости ведут себя странно. Бывший комик Джордан Пил стал знаменитым благодаря скетч-сериалу с ним и его приятелем Киганом-Майклом Кеем в главных ролях, но в полнометражном кино дебютировал в жанре хоррор. Удивительно, но эта форма оказалась идеальной для рассказа о специфическом опыте афроамериканцев.
«Прочь» высмеивает «белую кость» – социальный срез привилегированных богачей, которые готовы обниматься с темнокожими и клянутся, что голосовали за Обаму. Но под этой обложкой они прячут поистине людоедские взгляды.
Самое любопытное, что Пил освещает проблему расизма под непривычным углом. На первый взгляд кажется, что члены «Коагулы» восхищаются Крисом, его талантами и физической формой. Но на самом деле просто хотят присвоить себе специфические качества темнокожих (читай – апроприировать их культуру). При этом продолжая смотреть на афроамериканцев свысока.
3. «Оно приходит ночью» (2017) — It Comes at Night
Семья учителя истории Пола прячется от смертельного вируса в доме посреди леса. После долгих колебаний герой соглашается приютить молодого парня по имени Уилл, его жену и их маленького сына, хотя не доверяет посторонним. Но чувство, что гости что-то недоговаривают, его не отпускает.
По описанию можно подумать, что перед нами постапокалиптический триллер о выживании среди зомби. А на самом деле – социальная драма в обложке хоррора. Дебют Трея Эдварда Шульца беспощаден к зрителю: человек человеку волк, а родная кровь ближе и роднее, утверждает режиссер. Но непонятно, что же все-таки скрывается за дверьми. Эпидемия неизвестной болезни? Враждебно настроенные незнакомцы из леса? Или это все-таки паранойя главного героя?
4. «мама!» (2017) – mother!
Безымянная семейная пара живет в особняке на отшибе. Он – знаменитый писатель в творческом кризисе, она же просто заботится о муже и обустраивает дом. Но однажды спокойствие нарушает незваный гость, да не один. Особняк заполняют все новые люди, и идеальное жилище превращается в филиал ада.
Философский хоррор Даррена Аронофски сложно отнести к какому-то одному жанру. Да и вообще это тревожное и странное кино напоминает тест Роршаха.
Одни считают, что фильм о том, как люди не ценят природу. Другие видят в основе историю абьюзивных отношений. Третьим кажется, что «мама!» пересказывает Библию. Самое интересное, что правы все: Аронофски специально сделал фабулу свободной для трактовок. Поэтому картину так интересно обсуждать с друзьями – ведь у каждого понимание фильма будет свое.
5. «Реинкарнация» (2018) – Hereditary
У женщины по имени Энни Грэм умирает пожилая мать. Покойница была так себе человеком, и вместо боли утраты героиня испытывает облегчение. Но сразу после похорон могилу вскрывают неизвестные, а дочь Энни гибнет при чудовищных обстоятельствах. Жизнь семьи все больше становится похожа на кошмар.
«Реинкарнацию» рекламировали как типичный ужастик про экзорцизм. Вместо этого ошарашенные зрители получили социальный хоррор о распаде семьи. Этот фильм доказал: смотреть, как мать кричит на сына, страшнее, чем на затаившуюся на потолке Тони Коллетт в белом одеянии.
6. «Мы» (2019) – Us
Когда Аделаида была еще совсем ребенком, она забрела в аттракцион с зеркалами и встретила там своего двойника. После этого девочка с трудом оправилась от психологической травмы. Спустя годы уже взрослая героиня вместе со своей семьей едет отдохнуть на то же место. А вечером к ним во двор приходят их точные копии. Ужасно злые, молчаливые и одетые в красные комбинезоны.
После успеха «Прочь» Джордан Пил снял кино о классовом неравенстве. Это фильм о тех, кого в американском обществе принято считать людьми второго сорта (и тут речь далеко не только о темнокожих): бездомных, зэках, обездоленных. Высмеивает режиссер и то, как быстро добропорядочные жители пригородов превращаются в жестоких убийц, когда их жизнь под угрозой.
7. «Человек-невидимка» (2020) – The Invisible Man
Сесилия сбегает от своего возлюбленного Эдриана, который плохо с ней обращался. Вскоре девушка узнает, что бывший покончил с собой. Но даже после этого ей сложно избавиться от ощущения, что абьюзер ее повсюду преследует.
Режиссер Ли Уоннелл соединил сюжет Герберта Уэллса с актуальной темой #MeToo. Нетрудно догадаться, что человек-невидимка — метафора того, как систематический газлайтинг доводит людей до паранойи. Кроме того, героине никто не верит, совсем как в жизни: ведь жертвы абьюза очень часто сталкиваются с равнодушием и даже насмешками друзей и социальных служб.
8. «Кэндимен» (2020) – Candyman
Вдохновившись легендой о Кэндимене, призраке с крюком в руке, молодой художник Энтони МакКой решает посвятить ему свою новую ленту. Пока герой работает над экспонатом для выставки, в округе кто-то жестоко убивает людей.
Совместный труд постановщицы Ниа ДаКоста и соавтора сценария Джордана Пила заставляет задуматься о силе искусства, социальном расслоении и таком неоднозначном явлении, как джентрификация. Так называют тенденцию к «облагораживанию» гетто, когда на месте районов, пользующихся дурной славой, вырастают модные хипстерские кварталы.
Насколько удачным получился «Кэндимен» с художественной точки зрения – вопрос спорный. Но социальный комментарий в фильме заложен очень важный: кино наглядно показало, как богачи вытесняют бедняков из городов.