Обзор сериала «Нулевой пациент». Стильный детектив о первой вспышке ВИЧ в СССР
Привет! Вы в разделе «Кино» на Sports.ru. Здесь мы рассказываем о сериалах, обсуждаем фильмы (обзор «Мира Юрского периода: Господство»), актеров и карьеры (6 важных ролей Эмбер Херд).
На «Кинопоиске» вышла последняя серия «Нулевого пациента» Сергея Трофимова и Евгения Стычкина. Медицинский ретродетектив, посвященный первой вспышке ВИЧ-инфекции в СССР. В его основу легли реальные события, случившиеся в Элисте в 1988 году. Разбираемся, насколько удачным получился самый громкий кинопроект года.
Синопсис «Нулевого пациента» цепляет масштабностью проблемы. Когда в кино персонажи сталкиваются с конкретным врагом или злом, то весь смысл произведения сводится к ликвидации этого врага. Чем эффектнее, тем лучше. Так, например, работает супергероика или боевики. После победы следует конец. А когда зло абстрактно, незнакомо или, как в случае «Нулевого пациента», не изучено, то и загадок больше, и драматургия сильнее. Короче говоря, за сюжетом с «неразрешимым» конфликтом интереснее наблюдать.
Поэтому сравнения с недавним сериалом HBO «Чернобыль» оправдано не только с исторической точки зрения, но и с содержательной − радиоактивные частицы незаметны, как и вирус иммунодефицита. С этим злом в «Нулевом пациенте» сражается врач элистинской детской больницы Кирсан Аюпов (Аскар Ильясов из второй «Эпидемии») и московский эпидемиолог Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов).
Гласность, перестройка, ускорение. Советский Союз находится в терминальной стадии. В сериале на это убедительно намекает журналист-фотограф Игорь Карахан (актер и режиссер Евгений Стычкин). Он вернулся в Москву с репортажем о региональном конфликте на Кавказе: «Вся эта цивилизованность, вся эта братская дружба народов… все слетело, как только контроль ослабили». Руководство страны боится национальных движений, а тут в дверь стучатся с новыми известиями − в Калмыцкой АССР зафиксирована вспышка ВИЧ. В довесок вирус обнаружен не у маргинальных элементов общества, к которым ЦК приписывает «наркоманов, гомосексуалистов и бомжей», а у советских детей. Бомба с отложенным срабатыванием.
Сериал начинается прямо-таки манипулятивно. В Элисте на операционном столе умирает младенец, которого оперировал Кирсан Аюпов. Молодой врач-идеалист «сделал все правильно», но что-то пошло не так. Изучив западные медицинские журналы, он подозревает, что у младенца были симптомы ВИЧ. Он отправляет анализы в московскую лабораторию. К слову, мест, специализирующихся на выявлении антител к ВИЧ, всего 5 по стране − в Москве и Ленинграде.
Анализы из Элисты попадают в руки невротичного Дмитрия Гончарова. Он − сын миндзравовского чиновника, одевающийся под стать крутым детективам из фильмов Нового Голливуда. Даже проницательные валютные проститутки видят в нем денежного интуриста. Гончаров − современный человек с большой буквы. Не боится выступить против предрассудков и костных властных институтов. Словом, за модернизацию и секспросвет. А как известно, нет ничего более современного, чем отказ приспосабливаться к современной тебе эпохе.
Чтобы выявить «нулевого» и остановить эпидемию, Горбачев с другими геронтократами отправляет Гончарова в Элисту. Но едет он не один, а под бдительным присмотром майора КГБ Шиповым (Павел Майков). На примере Шипова понятно, что сериал избегает банальностей и простых оппозиций. Казалось бы, перед нами типичный чекист. У него простой, ничем не выделяющийся, костюм, ехидная улыбка на лице, а в кармане корочка, открывающая все двери. В общем, как будто на лбу написано. А на деле он вполне себе человек с эмпатией и ненормативными убеждениями: умеет пошутить, не лишен самоиронии, даже выпивает с диссидентами.
Создатели «Нулевого пациента» постепенно показывают, как формируется стигматизация ВИЧ-положительных людей. Как незнание и отсутствие должного просвещения выливается в травлю. С другой стороны, разве эти люди, осуждающие и паникующие, виноваты в своем мракобесии? Как говорит Гончаров, это системная ошибка − государство должно разговаривать с народом о новом вирусе, а не замалчивать. В связи с этим вспоминается недавний фильм «Не смотрите наверх» Адама Маккея, в котором двое ученых твердят о скорой гибели всего живого на планете, из-за надвигающейся кометы. А президент США предлагает гражданам просто «не смотреть наверх», дескать зачем расстраивать себя.
Если фильм Маккея снят в юмористическом ключе, то «Нулевой пациент» полон серьезности и морализаторства. И вот, что меня смущает: создатели сериала слишком уж боятся потерять зрителя. Детективная линия надута до такого предела, что каждая секунда приковывает зрителя к экрану. Переизбыток напряженности и жанровых фокусов меня утомил. Неспроста раньше на такие темы снимали только «отстраненное» документальное кино − режиссеры боялись, что начнут говорить о важных вещах языком развлекательности.
«Нулевой пациент» − красивый сериал. Визуальная сторона и работа художников-декораторов дают зрителю насладиться монументальной неоновой Москвой и степными просторами Калмыкии. Даже скажу чуть грубее: создатели сериала намеренно делают то, чего ждет от них публика. Вероятно, с заделом на будущего западного зрителя.
Цветовые гаммы Москвы и Калмыкии подчеркивают их противоположность. Столица изображена в основном в вечернее время (это не касается документальных кадров), где давящая обстановка наэлектризована до предела. А Калмыкия — преимущественно в охристых оттенках: как говорят создатели сериала, такая цветокоррекция имитирует природу степи. Можно ли считать такое решение эстетической эксплуатацией местных культурных особенностей? Пожалуй, коммерческая мотивация здесь есть.
Все же «Нулевой пациент» − очень хорошо поставленный сериал, со всей внимательностью к историчности. Отличным мне показался актерский ансамбль. И не только главные роли, но и второстепенные: Елизавета Шакирова (девушка Гончарова), Евгения Манджиева (учительница в Элисте) и Иван Добронравов (муж последней). А режиссеры, Стычкин и Трофимов, сделали все возможное, чтобы протрубить о трагедии в Элисте, достучаться до тех, кто не понимает.
Оценка Sports.ru: 8 из 10.
* * *
Крис Прэтт работал стриптизером и похудел на 27 килограмм ради роли Звездного Лорда. Его карьера – 🔥
Экспликадор, голландский угол и еще 8 интересных кинотерминов, которые помогут вам казаться умнее