Что делает хорроры пугающими и реалистичными? 5 неочевидных приемов

Страшно, вырубай.

Хороший ужастик требует запредельных стараний: скрупулезного монтажа, безупречной режиссуры, гениальной актерской игры. Иначе страшно не будет. Сценарий, музыка, тайминг − все должно работать как отлаженный механизм.

Что же такого режиссеры делают, чтобы лишить зрителей сна? Давайте выяснять.

Намекают на ужасы, но не показывают их

Больше самого убийства всегда пугает место преступления, а больше монстра − его напряженное ожидание. В культовой «Ведьме из Блэр» (1999) чудовище, преследующее главных героев, не появляется ни разу. Режиссеры Эдуардо Санчес и Дэниэл Мирик верно рассудили, что при низком бюджете фильма сама ведьма не впечатлит зрителей, а вот жуткие следы ее пребывания − да.

В «Паранормальном явлении» (2007) Орен Пели тоже не показал демона. Зато умело подстегнул воображение зрителей. Фантазия сама дорисовала все оставшееся за кадром, заставив людей мучительно вглядываться в экран в поисках хоть каких-то намеков на истинный облик чудища.

Загружаю...

Примеры такого подхода есть даже среди больших студийных блокбастеров. В «Монстро» (2007) куда больше, чем гигантское создание с щупальцами, пугают приносимые им хаос и разрушение. Сам же Кловер почти никогда не попадает в кадр полностью, и портрет монстра складывается у зрителей постепенно.

Подробно знакомят зрителей с бытом героев

Чтобы легче было поверить в реальность кошмаров на экране, режиссер должен доказать, что герои − простые люди, такие же, как зрители. Тогда ассоциировать себя с персонажами станет легче.

«Ведьма из Блэр» и «Паранормальное явление» снова послужат нам отличной иллюстрацией. Ребята из фильма Санчеса и Мирика много дурачатся, вместе закупаются продуктами перед походом, подкалывают друг друга. Так вели бы себя любые студенты на их месте.

Мика и Кэти из «Паранормального явления» вместе ужинают, укладываются спать, время от времени ссорятся, как все пары. И контраст между бытовыми подробностями и тем, как в обычную жизнь героев врывается разрушительная потусторонняя сила, делает ужас крайне реальным.

Триллер Джона Красински «Тихое место» (2018) переносит зрителей в недалекое будущее, где людей убивают страшные слепые монстры, реагирующие на звук. Поэтому выжившим приходится быть всегда настороже. Но жизнь продолжается: герои едят, танцуют, играют в «Монополию» − и все это в полной тишине.

«Ведьма» (2015) Роберта Эггерса подкупает подробно воссозданным бытом пуританской семьи XVII века. Но постепенно понятная повседневная атмосфера превращается в безумный кошмар.

Снимают от первого лица

Перенесемся в 1978 год и вспомним культовый «Хэллоуин» Джона Карпентера. Фильм начинается знаменитой сценой, снятой от первого лица. Сперва зрители не осознают, что происходит, но позже приходит понимание: оказывается, все это время режиссер показывал происходящее глазами маньяка.

Такой прием заставляет чувствовать себя крайне неуютно. В «Челюстях» (1975) больше всего пугают кадры, снятые как бы от лица акулы: они дают понять, что беспомощная и ничего не подозревающая жертва обречена.

Загружаю...

Еще один замечательный пример съемки от первого лица − короткометражка «Без света» (2013) режиссера Дэвида Ф. Сандберга, потом снявшего милейший «Шазам!» (2019). Обратите внимание, как меняется ракурс: в какой-то момент мы смотрим на жертву глазами призрака.

Ну что, пробирает жуть?

Используют суббасовые звуки

В обычной жизни люди редко сталкиваются с экстремально низкими звуками. Поэтому на подсознательном уровне они нас тревожат и пугают.

Когда режиссер использует в музыкальном оформлении фильма низкие частоты, он намекает: с героями или с окружением что-то не так. Вспомним «Реинкарнацию» (2018) Ари Астера. Это кино неуютно не только смотреть, но и слушать. Оцените, как композитор Колин Стетсон пытает зрителя низкочастотным звучанием:

Загружаю...

Вам наверняка стало неприятно, а еще вы на всякий случай проверили боковым зрением темные углы в комнате − не притаилась ли там сумасшедшая Тони Коллетт.

Нарушают правило третей

Даже начинающий фотограф знает, что залог хорошего кадра − следование правилу золотого сечения, оно же правило третéй. Суть в том, что кадр делится на девять равных прямоугольников, а ключевые элементы располагаются либо вдоль их границ, либо на пересечении. На такую картинку смотреть приятно, ведь все объекты находятся в идеальном балансе.

Но иногда это правило полезно нарушать − и создатели ужастиков этим пользуются. Оценим идеальную геометрию в кадре у Стэнли Кубрика. Вроде бы все симметрично и красиво, но зрителю почему-то тревожно за маленького Дэнни. Слишком уж много вокруг героя пустоты.

Мозг подсознательно понимает, что с композицией что-то не так; базовое чувство безопасности и гармонии нарушено.

Это лишь часть режиссерского инструментария, который встречается в ужастиках. И все ради того, чтобы создать иллюзию: монстр реален настолько, что способен пробраться к нам домой, в нашу зум-конференцию или даже в наши сны.

* * *

5 актеров, которые были рождены сыграть супергероев

Экспликадор, голландский угол и еще 8 интересных кинотерминов, которые помогут вам казаться умнее

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Angela Hayes