Экспликадор, голландский угол и еще 8 интересных кинотерминов, которые помогут вам казаться умнее
Изучаем теорию кино.
Часто в профессиональных рецензиях проскакивают вычурные термины. Понимать их каждому необязательно, но если вы глубоко интересуетесь кино, такие знания вам просто необходимы. Кроме того, с таким тузом в рукаве вы станете королем любой вечеринки.
Голландский угол
Это заваленный под углом примерно 30° кадр. Делать так, если вы начинающий фотограф, не стоит, а вот если вы Терри Гиллиам и снимаете «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» – можно. Этот прием охотно использовали еще немецкие экспрессионисты в 1920-х годах, чтобы передать атмосферу хаоса и беспокойства. Потом его подхватили режиссеры и других направлений.
В современном кино грамотно заваленный горизонт можно встретить у Дэнни Бойла, Кристофера Нолана, Спайка Ли. Он всегда выручает, когда нужно изобразить тревогу, конфликт, переломный для героя момент или измененное состояние сознания. В этом плане отношения режиссеров с голландским углом напоминают мем с Леонидом Агутиным, который жмет на кнопку с выражением отчаяния на лице.
Грайндхаус
Поклонники Тарантино и Родригеса сейчас наверняка вспомнили их совместный одноименный проект, объединивший два фильма – «Планету страха» и «Доказательство смерти». Это название – «Грайндхаус» – пришло из 1960-х – 70-х.
В то время в США широко распространилось телевидение, и зрители временно потеряли интерес к походам на блокбастеры, ведь смотреть дома телепередачи было куда удобнее. Чтобы выжить, некоторые кинотеатры стали показывать грубое, жестокое, малобюджетное кино. Это были порнофильмы, слэшеры, гонкогские боевики, спагетти-вестерны – все, что впитал в себя молодой Квентин Тарантино и что позже причудливо смешалось в его творчестве.
Вот такие кинотеатры и назывались грайндхаусами. Кстати, именно там любил коротать время Трэвис Бикл из «Таксиста». Даже девушку туда однажды привел — а потом еще удивлялся, что ей не понравилось.
Ну а позже так начали называть вообще любые эксплуатационные ленты на табуированные или просто популярные темы. Картины о байкерах или об афроамериканцах, rape and revenge фильмы – это все грайндхаус.
Диегетический звук
Помните трогательный момент из первых «Даров смерти», где Гарри с Гермионой неловко танцуют в палатке под Ника Кейва? Он примечателен тем, что музыка в этой сцене диегетическая, т.е. внутрикадровая. Мы видим, что звук доносится прямо из старенького приемника, а значит, существует и для героев, а не только для зрителей.
Противоположность диегетической музыке — экзогетическая, т.е. закадровая. Перенесемся в самый первый фильм о Гарри Поттере и вспомним сцену, где первокурсников переправляют на лодках в школу.
Ребята в этот момент не слышат волшебную музыку Джона Уильямса, зато ее слышим мы — и трепещем от величия Хогвартса.
Интертитр
Одна из самых узнаваемых черт немого кино, о которой помнят все, но почему-то вечно забывают ее верное название. Интертитры — это пояснительные надписи, озвучивающие реплики героев либо объясняющие зрителям происходящее.
Чаще всего интертитры представляли собой белый текст на черном фоне. Но иногда режиссеры позволяли себе эксперименты. Например, в знаменитом «Кабинете доктора Калигари» интертитры очень необычные – буквы причудливо искривлены, а их размер имитирует интонацию героев.
Экспликадор
Нет, это не заклинание из «Гарри Поттера». Так раньше называли специально обученного человека, который на немых сеансах объяснял публике, что творится на экране. Не то чтобы люди тогда были настолько необразованными — просто кино казалось им такой необычной формой повествования, что без подсказки было не обойтись. Честно говоря, и в наши дни на некоторых фильмах студии А24 не хватает такого парня (кто понял, тот понял). Экспекто экспликадор!
Контражур
Если хотите прослыть эстетом и умником, стоит запомнить это слово. Хотя то же самое можно сказать и проще — контровый свет. Но согласитесь, калька с французского «contrejour» звучит как-то особенно изящно.
Речь идет о приеме из кино, когда режиссер размещает своих персонажей позади сильного источника света. Сам объект получается темным, а вокруг него возникает этакий лучезарный ореол. Кстати, фотографы тоже часто пользуются этим трюком, чтобы создать в кадре атмосферу волшебства и сказки.
Контрапункт
Звучит похоже на контражур, но не путайте эти два слова. Вообще термин «контрапункт» – чисто музыкальный, но кинокритики тоже часто его используют.
В кино аудиовизуальный контрапункт – один из самых ярких и интересных приемов, призванных развести зрителей на эмоции. Чаще всего под ним понимают саундтрек, противоречащий тому, что происходит на экране.
Например, если вы смотрели «Девушку с татуировкой дракона» (2011), вас наверняка удивил выбор музыки в сцене пытки. Пока злодей мучит героя Дэниела Крейга, на фоне звучит нежнейшая баллада ирландской фолк-певицы Энии.
Или вспомним «Бешеных псов» (1992) Квентина Тарантино, где сцена с отрезанием уха обставлена похожим образом: Мистер Блондин пытает полицейского под задорную Stuck In The Middle With You. Кстати, музыка в обоих этих эпизодах диегетическая, т.е. встроена в повествование – еще помните этот полезный термин? Вот он и пригодился.
Макгаффин
Что общего между Гарри Поттером, Винсентом Вега и Фродо Бэггинсом? Да просто они все ищут макгаффин! Этот термин в киноведческий лексикон ввел Альфред Хичкок. Под макгаффином подразумевают нечто, что запускает события в фильме. Обычно это какой-то предмет, который все хотят иметь: Гарри ищет Дары Смерти, Винсент – чемодан Марселласа Уоллеса (ох, какие только теории по поводу его содержимого не выдвигали зрители). Ну а Фродо пытается уничтожить Кольцо Всевластья, попутно защищая цацку от тех, кто не прочь заполучить ее силы.
Есть и более абстрактные макгаффины вроде желания превзойти соперника, как в «Престиже» (2006), или выиграть пари, как в романе «Вокруг света за 80 дней». Но чаще макгаффины все-таки осязаемые. Идеальный пример — «Пираты Карибского моря», где герои вечно в поисках очередной вещицы: сокровищ Кортеса, сундука Дейви Джонса или источника вечной молодости.
Рапид
По сути – чуть более интеллигентный синоним slow-motion. Да-да, тот самый эффект замедления времени, знакомый всем по «Матрице». В нулевые этот прием активно использовали в зрелищных боевиках, поэтому сейчас он ассоциируется исключительно с развлекательным кино. Но в действительности это один из классических режиссерских инструментов – его любили еще Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский. Да и современные мастера артхауса вроде Ларса фон Триера обожают применять рапид для своих нестандартных фильмов.
Снафф
Наверняка вам приходилось слышать о каком-нибудь очень жестоком фильме: «Да это какой-то снафф».
Только вот снафф – это не просто кровавое кино. Так называют фильмы, в которых реально калечат и даже убивают людей. Правда, прямых доказательств, что такие картины существуют, нет. Хотя можно допустить, что кто-то их производит и смотрит.
Частенько эту тему обыгрывают в массовой культуре. В четвертом сезоне «Американской истории ужасов» есть героиня по имени Эльза Марс. Она зарабатывает на жизнь, снимаясь в порнофильмах, пока однажды не случается страшное. Женщину заманивают на съемки снафф-продукции, опаивают и отрезают ноги, чтобы потом послать запись богатому клиенту.
Тут надо уточнить, что жестоких видео в Сети полно. Есть маньяки, которые задокументировали свои «подвиги» – достаточно вспомнить печально известного убийцу котят и людей Луку Маньотту. Но эти записи совершенно точно не содержат в себе ничего художественно ценного.
Крайне жестокие ленты, создающие иллюзию, будто в них убивают людей, называют «псевдо-снаффом». К этой категории трэш-кино относятся «Ад каннибалов» (1980), «Подопытная свинка: Эксперимент дьявола» (1985), «Сербский фильм» (2010) и ряд других работ. К большому счастью, никто из актеров, снимавшихся в них, на самом деле не умер, хотя порой людям в это с трудом верилось. Авторов «Ада каннибалов» даже обвинили в нескольких убийствах – настолько натурально смотрелась экранная резня.
* * *
Взрывное камео в финале «Оби-Вана Кеноби». Disney может позвать на съемки кого угодно
5 лучших фильмов о временных петлях. Да, в списке нет «Дня сурка»