Российский геймдев тонет. Из страны уходят крупнейшие студии, сотни разработчиков – уволены
Кризис индустрии.
Многие российские геймеры могут об этом не подозревать, но в России довольно хорошо развит геймдев. Десятки компаний – как полностью отечественные, так и офисы международных гигантов – работают над крупными проектами преимущественно для мобильного рынка. Даже такие известные релизы, как Raid: Shadow Legends и Paradise Island 2, созданы при активном участии русскоязычных команд.
Однако в середине июня ситуация на рынке российского геймдева резко изменилась: сразу несколько крупнейших компаний закрыли свои российские офисы. При этом для большинства сотрудников это произошло неожиданно, а предложение сохранить рабочее место при условии релокации получили лишь ключевые разработчики.
Уже закрылись несколько компаний: от игрового подразделения Сбера до крупных мобильных студий
• Еще 8 июня Сбер ликвидировал свое игровое направление SberGames. Бренд создали только в 2021 году для разработки преимущественно мобильных игр: в компанию активно хантили опытных специалистов, ради ее продвижения даже купили домен games.ru примерно за 10 млн долларов.
Однако до первых релизов SberGames так и не дожил. Сильнее всего по студии ударили санкции, из-за которых отечественные разработчики потеряли доступ к важнейшим мобильным магазинам приложений App Store и Google Play – с площадок даже удалили приложение самого Сбербанка. Тогда игровое подразделение заморозили. 23 марта SberGames покинула глава Алиса Чумаченко, 7 июня уволился новый руководитель Александр Михеев, а уже на следующей день появилась официальная информация о ликвидации компании.
При этом часть сотрудников перевели в другие подразделения Сбера, но большинство осталось без работы.
• 14 июня ликвидировали краснодарский Plarium (ООО «Плариум-Юг») – разработчика Raid: Shadow Legends, Vikings: War of Clans и Mech Arena и других хитовых мобильных игр. В тот же день прекратил существование российский офис Game Insight – его в 2009 году основали Игорь Мацанюк и будущая глава SberGames Алиса Чумаченко. Суммарная ежегодная выручка компаний – почти 3 млрд рублей, а всего в них работали около 1000 человек.
При этом как Plarium, так и Game Insight давно имеют офисы в нескольких странах мира. Сообщается, что обе компании вывезут ключевых сотрудников в Литву и Израиль, а остальным придется искать новую работу.
• 15 июня стало известно о масштабных сокращениях в российском отделении Bethesda – уволенные сотрудники, некоторые из которых проработали в компании до 10 лет, убеждены, что офис готовится к закрытию. На рынке труда появилось множество специалистов пиар-направления, финансового отдела, а также отдела локализации игр.
При этом российская Bethesda прекратила найм новых сотрудников еще в марте этого года. Скорее всего, текущие перемены в компании связаны с решением родительской корпорации Microsoft существенно сократить присутствие в России – не исключено, что весь игровой бизнес компании на российском рынке вскоре ликвидируют.
Главным образом это может повлиять на наличие русскоязычной локализации в будущих играх компании. Однако пока что у выходящих в 2023 году Starfield и Redfall перевод завялен – вторая даже получит полноценный дубляж.
• 24 июня в СМИ появилась информация о расформировании российского подразделения Xbox. По слухам, компания планирует полностью прекратить продвижение и продажу консолей Xbox и игр, а в будущем и отказаться от русскоязычных локализаций. Сама Xbox Россия пока не прокомментировала новость – сообщается, что компания выступит с официальным подтверждением уже 30 июня.
• С проблемами столкнулась и якутская MyTona, разрабатывающая The Day Before – дорогой мультиплеерный экшен в духе The Division. Сообщается, что еще в конце февраля руководство предупредило сотрудников о «сложных временах» и предложила релокацию в Казахстан или Армению – по разным данным, такой оффер получили либо все работники, либо только самые ценные кадры. В июне в компании прошли массовые сокращения. Ситуацию для студии усложняет то, что издатель MyTona PTE LTD находится в Сингапуре – власти страны в последние месяцы ввели жесткие санкции по отношению к России.
• По сообщениям отдельных сотрудников, массовые увольнения прошли и в 101XP (дистрибьютор множества мобильных и онлайн-игр от FIFA Online 4 до Jade Dynasty и «Аватарии») и Playgendary (мобильные Tomb of the Mask, Tank Stars и другие). Пока что нет информации, что компаниям грозит полное закрытие.
• 29 июня появилась информация о массовых увольнениях в Nexters («Хроники Хаоса»): из студии выбыли 235 человек, примерно четверть всего штата. При этом сокращения прошли не только в российском подразделении, но также в офисах в Грузии, Армении, на Кипре и не только. По словам генерального директора компании Андрея Фадеева, «трудное решение было принято после тщательного рассмотрения всех возможных вариантов».
Компании одновременно не справляются с санкциями и не хотят рисковать
Несколько основных причин, по которым российские игровые компании закрываются или существенно сокращают свой штат:
- Западные санкции, особенно связанные с банками, сломали цепочки оплаты проектов. Например, мобильные разработчики часто оперировали через западное юрлицо, которое получало деньги от продаж и переводило их на счета российского подразделения – сейчас сделать это практически нереально.
- Мобильные разработчики, базирующиеся в России, больше не могут беспрепятственно работать с Google Play и App Store напрямую.
- В отдельных случаях российские подразделения стали слишком проблемными из-за позиции конкретных стран. Например, головной офис Game Insight находится в Литве, чье правительство недавно признало Россию «террористическим государством».
- Также западные компании сейчас крайне неохотно работают со студиями, основанными россиянами – как из-за политической позиции, так и из-за боязни наложения санкций.
* * *
Судя по всему, в ближайшие месяцы рынок российского геймдева переживет крупнейшие перестановки. Международные игровые компании продолжат сокращать свое присутствие в России – и явно не всем уволенным сотрудникам помогут найти новую работу. Им останется либо надеяться на релокацию при устройстве в новую зарубежную компанию, либо пытать счастье на отечественном рынке разработчиков.
В текущих условиях непонятно, что будет с разработкой игр в России через полгода-год. Советник директора Российского фонда развития информационных технологий Василий Овчинников прокомментировал «Коммерсанту», что сейчас нужно перехватывать специалистов и обеспечивать их работой, а инвестировать в отрасль должны «корпорации и окологосударственные фонды и организации». Другими словами, каких-то конкретных решений и перспектив пока нет.
Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только
Почему в ремейке The Last of Us все старые и уставшие? Объяснение вам не понравится
Вся информация о новых играх Кодзимы: от Death Stranding 2 до «облачного» эксклюзива Xbox