«8 дней у меня не было времени даже выйти в магазин». Маг вел BetBoom на мейджоре из дома – вот его история
Поговорил с Яной Медведевой.
Из второго дивизиона – в топ-6 мейджора. BetBoom в Стокгольме стала лучшей командой из Восточной Европы, а заодно показала, что побеждают не только с Дахаком на Фурионе. После того, как ажиотаж по мейджору спал, я поговорила с тренером BetBoom Магом, который во время турнира работал в дистанционном формате. Андрей рассказал:
- о результатах команды на мейджоре;
- как распределяются обязанности в составе;
- как изменился Акбар со времен NAVI и чем этот состав отличается от других команд Соннейко;
- что не так с форматом DPC-лиг;
- как работать с командой на мейджоре, когда ты находишься в другой стране;
- почему не получилось обыграть южноамериканские команды;
- и в чем магия OG.
Отдельное спасибо BetBoom за организацию интервью.
– Объективно и субъективно мейджор для вас прошел хорошо или плохо?
– Мог быть лучше. Но плохим его точно назвать нельзя.
Ожиданий конкретных не было – это первый лан для команды. На словах топ-8 был планом-минимум. На деле было не совсем понятно, какие команды в какой форме и как мы сами сможем себя проявить на лане. Даже в нашей группе до старта первых матчей многие ставили фаворитами EG и BOOM, но впоследствии оба коллектива не смогли выйти в верхнюю сетку.
Я считаю наше выступление вполне приемлемым, но могло быть лучше. Бисткостов точно могли переигрывать, могли чуть дальше зайти, чуть больше очков набрать, чуть подольше на сцене поиграть. Но в принципе мы довольны. Ведь главная цель – это TI, и мы к ней постепенно приближаемся. Шажок к этому мы сделали. Получили опыт компететива, молодые игроки сыграли на сцене – по многим аспектам галочку можно поставить.
– По КВ прям перед турниром на какой результат рассчитывали?
– Средне. Винрейт был 50-50, может, чуть больше. Было не так много времени на подготовку, потому что приходилось решать организационные вопросы. Но для нас это было не столь критично, потому что перед самим DPC мы много играли. Так что перед самым мейджором мы и не успевали что-то поменять – нам просто нужно было закрепить то, что мы уже умели. Ну и добавить в пулл каких-то метовых героев если хватит времени.
– У вас в составе есть Соннейко, Дахак и ты в качестве тренера. Это все люди со своим видением Доты и сложившимся мнением. Как вы взаимодействуете?
– Нам точно понадобилось время для притирки. С Акбаром мы достаточно легко находим общий язык во многих аспектах. А вот с Никитой понадобилось какое-то время.
Сейчас Никита взял на себя ответственную роль разбора реплеев: на 80% он этим занимается сам. У него всегда есть что сказать после игры. Он хочет что-то показать на реплее. Я могу только точечно что-то добавлять и выражать свой взгляд со стороны. У команды есть к Никите доверие, и у него это хорошо получается. Не зря он на стримах платными разборами занимался!
Мы с Акбаром полностью отвечаем за драфты и пытаемся выстраивать их с учетом наших комфортных героев. У нас нет статсмена, всю инфу я готовлю сам. И благодаря тому, что Никита взял на себя часть функций, мы смогли распределить зоны ответственности. Ни у кого нет ощущения, что он перегружен. Так работать проще и комфортнее.
– Молодежь сидит и слушает или они вступают в дискуссии?
– У всех молодых есть свое мнение. У кого-то оно ярко выражено и четкое, у кого-то чуть меньше. Но они точно не выполняют все бездумно. И это радует. Они развиваются, прогрессируют и готовы охотно поучаствовать в дискуссиях. И даже иногда поспорить. В этом плане у нас в команде одно из основных правил: каждый должен высказываться. И если ты не согласен с каким-то игровым моментом на разборе и можешь это адекватно аргументировать, то почему нет?
Дахак – дотерский Майкл Джордан. Лепит из Ларла своего Скотти Пиппена
– Об Акбаре в сообществе сложилось мнение как о достаточно тяжелом в работе капитане. У тебя у самого был опыт сотрудничества с ним, который закончился его уходом. Как сейчас у вас складываются отношения? Насколько Акбар изменился со времен NAVI?
– Я точно могу сказать, что как капитан он спрогрессировал. Сейчас я вижу, что Акбар стал более взрослым, научился лучше находить общий язык со своими тиммейтами, правильно формулировать мысли и подбирать слова. Акбар всегда был хорошим игроком, который хорошо понимает устройство Доты. Но коммуникация и взаимодействие с командой на дистанции была его слабостью. Но в этом направлении он точно стал сильнее. Я горжусь его прогрессом и успехом.
Эта команда отличается от других тем, что у нее была долгосрочная перспектива. Мы хотели собрать команду даже не на сезон, а на более длительный срок. Сложно так планировать, но хотелось сделать что-то подобное. И одним из главных критериев для игроков были уважение к Акбару как к капитану и готовность выкладываться на дистанции. И у нас получилось справиться с этой задачей. Да, сначала было сложно, но со временем тренировки, работа и разборы начали приносить свои плоды.
У Акбара было много коллективов, но я уверен, что это его лучшая команда с точки зрения атмосферы в коллективе. Он просто кайфует, играя с ребятам в Доту. А это самое главное. Результаты – это уже дело приходящее. Главное – как ты чувствуешь себя в команде. И это офигенно, когда ты наслаждаешься временем, которое ты проводишь со своими тиммейтами в тимспике, на буткемпе, на лане – вот это ключевое.
В действительности с ним как с человеком в СНГ мало кто знаком. И по интервью его сложно раскусить, потому что он всегда был достаточно скрытным и редко появлялся на публике. Сейчас он стал чаще появляться в инфополе, начал стримить, какие-то интервью дает. И это тоже говорит о каких-то изменениях.
– Ты когда-нибудь уже видел в таком состоянии?
– В его карьере за последние пару лет были хорошие и сильные коллективы, но всегда были какие-то «но». Сейчас их нет.
Еще одна цель этой команды для Акбара – это поменять отношение сообщества к себе. Его репутация подпортилась из-за нестабильности, он в своих прошлых командах долго не задерживался. И это один из моментов, который мы бы вместе хотели исправить.
– В межсезонье, когда не было понятно, будет ли вообще DPC, вы тренировались или пустили все на самотек?
– В марте был анонс нового D2CL, нас позвали в стадию плей-офф. И перед ним мы возобновили тренировки. Мы хорошо выступили, заняли второе место – и нас пригласили на следующий сезон. Так что мы находились в режиме готовности и ожидания одновременно.
В какой-то момент я начал сомневаться, что для Восточной Европы вообще будет DPC.
Мы просто продолжали играть и тренироваться в надежде на, то что DPC все таки будет. Как команда мы только-только вышли в первый дивизион, у нас было осознание, что там будет намного жестче конкуренция. И нам нельзя было расслабляться: нужно играть, нужно готовиться, чтобы с ними конкурировать. Мы играли очередной сезон D2CL в Апреле и смогли впервые его выиграть. И когда DPC анонсировали, я был спокоен и уверен в наших силах.
– А быстрый формат тебя порадовал?
– Да, вполне. В моем видении сам формат лиги не продуман. Годами были четырехдневные квалы. Какой вообще смысл в лигах, если ты в конце играешь квалы на Инт 4 дня? Это ведь абсурд. А в течение года по полтора месяца играешь один матч в неделю. Для меня подобный формат лиги – полная лажа. Из-за него стало намного меньше ланов – и это проблема.
Мне кажется, что в идеале сам сезон и без того должен быть более сжатым. Я не уверен, что полтора месяца – это хорошо. Даже для буткемпа это много, ты соберешься только на половину сезона. Идеальный тайминг – это 2-3 недели для лиги, и чтобы игры были раз в 2-3 дня. Это более логично, нежели игра раз в неделю при отсутствии параллельных турниров.
Братики провели тренировку с BetBoom на мейджоре. Отжимались все, штангу жал только Дахак!
– Такой быстрый формат может действительно определить топ-1 региона? Почувствовали ли вы себя топ-1?
– Начну так. Нам попался самый нежелательный соперник в нашем регионе в первом раунде. И благодаря тому, что мы смогли их обыграть, нам стало проще в дальнейшем по сетке, чтобы выйти с первого места. Но делает ли это нас топ-1 региона? Я считаю, что нет. Team Spirit были не в лучшей форме, но они до сих пор сильнейшая команда региона. В первом сезоне они уверенно и легко заняли первое место.
А вообще, это не столь важно, первое ты место в регионе занял или второе, разница только в очках DPC. Главное – это попал ли ты на TI и какое место занял там. А не баталии внутри региона... Да, было бы приятно обыграть их в следующем сезоне. Но не более того.
– Соннейко рассказывал, что еще до мейджора ребята тренировались драфтить без тебя. Как происходил этот процесс?
– После окончания DPC встал вопрос о том, как добираться. Для меня вопрос выезда из Украины был практически не решаемым. В какой-то момент у нас появилось четкое понимание, что не стоит даже рисковать и лучше будет если я останусь дома. И тогда начали готовиться к драфтам на предстоящем мажоре без моего участия.
Акбару пришлось привыкать. Мы играли кавэшки как официалки. Я к тренировкам готовился ровно точно так же, как к официальным матчам. Я собирал стату, мы с Акбаром заранее проговаривали драфты. Мы стали чуть больше подключать команду во время драфта, чтобы это компенсировало мое отсутствие. А я со стороны смотрел, слушал и молчал – и уже после игры давал свой фидбэк. Например, отмечал, что где-то много лишнего времени потратили во второй стадии на драфте либо в целом могли каких-то других пикнуть. Тот факт что мы заранее готовились по драфтам в таком формате сыграло нам в плюс. Для команды это положение дел уже не было неожиданностью.
Все хайпят Дахака. Но посмотрите, как тащат его тиммейты!
– Как проходила твоя работа на самом мажоре? Не было ли возможности залететь в тимспик на драфте?
– ESL запретила мне коммуницировать с командой во время драфтов, объяснив это тем, что они используют локальные сервера Тимспика. И мы не единственная команда, которая обратилась с таким запросом. Были Гладиаторы, где Immortal не смог приехать по состоянию здоровья. Были OG, у которых на мейджор не попали Миша и Чуваш, занимающиеся драфтами. Мы предложили ESL разные варианты, но нам отказали. Вариант был только один: я могу общаться с командой только до игры и между картами.
В основном мы созванивались с Акбаром в Дискорде между картами. И он это делал даже не с компа, а с телефона. Мы просто заранее готовились с ним к играм. С вечера мы тратили несколько часов, чтобы подготовить драфты на ФП и на СП первую и вторую стадию пиков и банов. А потом уже между картами мы могли что-то точечно подправить.
Я для команды готовил все распечатки. Инфу по вардам, смокам, по общей стате и пабликам – чтобы у всех все было на руках. Это было нужно, чтобы и другие игроки могли участвовать во время драфта и с пользой предлагать баны. Чтобы каждый понимал, на чем играет наш соперник и отдельно каждый игрок. Чтобы не случалось рандомных вбросов, а предложения по банам были только по делу.
Мы ведь и наши драфты готовили. По ходу турнира мы меняли наши приоритеты, добавляли новых героев. На таких турнирах всегда нужно быть готовым подстроиться под мету, поэтому всегда нужно успевать за всем следить и адаптировать.
– У тебя были ситуации, когда ты как Артстайл в Киеве сидел и думал «боже, что они драфтят»?
– Было такое, конечно. В плане драфтов я стремлюсь к перфекционизму и стараюсь быть строгим к себе и оценивать ситуацию объективно.
Я считаю, что Акбар отлично справился. Ему было сложно, особенно в первых играх. Ему было непривычно. И мне тоже было сложновато работать в таком формате. После первых дней группы мы уже немного адаптировались, привыкли, стало получаться лучше.
Из конкретных игр запомнилась первая игра против Тундры. Было такое ощущение, что вроде как и наши герои, но в совокупности драфт провальный. А если судить в целом, то я считаю, что мы хорошо справлялись.
– Ты доволен тем, как ты проделал свою часть работы?
– Я точно знаю, что выкладывался по полной. Я с 9 утра до часу ночи сидел, подготавливал инфу, готовился с Акбаром, успевал смотреть матчи наших соперников, посмотреть другие игры, найти какие-то шаблоны у других игроков. Уже по ходу турнира я чувствовал усталость и истощенность – когда 8 дней подряд у меня не было времени даже нормально выйти в магазин либо приготовить себе еду. Я тренировки в зале пропускал, потому что просто не хватало времени. Если бы я был там, я бы смог сделать больше. Но из имевшихся вводных я старался выжать максимум. Такой необычный формат тоже является хорошим опытом.
– Ты упоминал краденные стратегии. Например, взятые идеи у Тундры. У кого-то еще подсматривал драфты по ходу турнира?
– По ходу группового этапа Тундра выглядела лучше всех, они задали мету. У них было очень много хороших идей и при этом у нас были схожие герои в пуле. Например, мы с тем же Думом играли до турнира, но на самом турнире у нас не было такой уверенности в нем. Но посмотрев, как с ним играет Тундра, как они флексят его на четверку, мы поняли, что это достаточно сильный герой не только на тройке.
Например, мы хорошо это реализовали в матче против Liquid в третьей карте. Мы пикнули то, чего враг не ожидал. У нас появился Дум и Войд Спирит. И первые 4 героя очень похожи на драфты Тундры, которыми они много побеждали. В этом плане мы у них немного позаимствовали идеи.
У других команд подсмотрели Пугну. У нас было понимание, что это очень сильный герой, но нам просто было сложнее ее драфтить в первой стадии. У нас приоритет был на других героев. А еще мы до турнира не в полной мере понимали силу Пакта – под это нужно тоже подстраивать драфт.
Wraith Pact – имба мейджора. Снимает 30% урона, ломает даггер
– Разговор про матчи начну с самого важного вопроса. Сколько пачек валерьянки выпил за время матчей плей-офф?
– Знаешь, может это все тренерский и игровой опыт... Но я через столько всего уже прошел! Были у меня в карьере такие матчи и такие поражения, что меня сложно удивить. После TI в 2019 году и матча против Mineski я уже ко всему отношусь намного спокойнее.
Понятное дело, что я переживал. Но внутренне я старался себя успокаивать. Я столько уже всего повидал, что для меня это были обычные игры в Доту.
– Два поражения вы потерпели от южноамериканских команд. Это стиль этого региона как-то контрит вас или это были совсем разные поражения и не связаны друг с другом?
– Это были разные поражения. Конечно, команды в чем-то схожи, потому что они из одного региона, похожи по драфтам. Но мне кажется, что Тандеры показали более уверенную игру на этом турнире. Особенно персонально я бы выделил игроков этой команды, по сравнению с Бисткостами.
Если взять первый матч, то для нас это был комфортный соперник. Мы просто плохо сыграли. И главной ошибкой в этой серии было отдать Пугну. Сейчас я бы этого не делал. Пусть они бы там играли с этой Снепкой – это намного меньшее зло. А в целом мы ту серию играли плохо, а они были хорошо были подготовлены по драфтам. Они хорошо отвечали на Фуриона и дважды смогли его обыграть.
Но если посмотреть на оба матча, то мы сами проигрывали игры. Мы закидывали. В мидгейме допускались критические ошибки, после которых мы отпускали игру, которая была под нашим контролем. Враг перехватывал инициативу и было очень сложно камбекнуть.
Могли ли мы выиграть против Тандер? Могли. В третьей карте тоже. Просто в один из ключевых моментов ломанулись на ХГ, умерли вместо того, чтобы сэйвово забрать Рошана.
Против Beastcoast было играть чуть проще. Во второй игре ошибка была только в том, что они не забанили Андерлорда – это сыграло очень важную роль. И в целом у них во второй игре было больше шансов для победы. Третья игра, я считаю, – это полностью наша вина. У нас был хороший драфт, была задумка, мы доминировали и вели в игре. Но ошиблись очень сильно, сделали игру практически невозможной для камбэка, смогли камбэкнуть, но все равно проиграли.
То есть это больше наша проблема. Я бы это назвал нестабильной игрой в мид и лейтгейме. Нам как команде нужно много над чем работать в дальнейшем. Нам нужно научиться играть более темпово, но при этом и не на очке, и с минимальным количеством рисков.
Но это был первый лан, где ребята неплохо себя показали даже на сцене. Зато теперь мы понимаем все свои проблемы – и это поможет нам их исправить.
– Это проблемы нервов или внутриигровые штуки?
– Нервы, наверное, тоже какую-то роль сыграли. Я не люблю искать оправдания для себя или для команды.
Минута боли для всех фанатов BetBoom. Две драки – и вылет вместо топ-6
– Как человек, который видел, как ваша молодежь играет на тренировках, можешь ли ты сказать, что у них дрожали коленки на лане?
– Я доволен тем, как молодые показали себя на первом лане. Кто-то чуть больше порадовал, кто-то чуть меньше. Я убедился, что они бойцы. А какие-то ошибки... Проигрывает всегда команда, а не игроки по отдельности. Всегда можно докопаться, но как по мне, это неправильно.
Я, наверное, даже ожидал худшего. В этом плане они приятно удивили. И это очень ценный опыт для коллектива, который хочет попасть на TI.
– У вас была возможность поиграть с OG. В чем их магия?
– Это феномен. По-другому сложно это назвать. Вот вроде смотришь: никнеймы абсолютно другие, но магия OG остается. Это однозначно было связано с присутствием Себа и Нотейла, других причин найти не могу. Своих соперников на пути к финалу они переехали. На кураже, на сноуболле! Они поймали волну.
И ведь для большинства игроков это тоже был первый крупный лан. Мы говорили про нашу молодежь, а ведь там такие же молодые – Аммар, Yuragi, Bzm. И команда создала такую атмосферу, в которой они чувствовали себя раскрепощенно.
Ключевое – они играли на комфортных героях. Эта ВР от Себа... Да и сам Себ – это легенда. Я рад за него. Всегда приятно видеть, когда человек добивается таких значимых результатов. Его роль в качестве стендина на этом турнире сыграла решающую роль.
За них было невозможно не болеть! А еще приятно, что в финале играл земляк. В целом мне очень понравилось, как Yuragi себя показал на этом турнире. Но, конечно, МВП турнира я бы разделил между Себом или Аммаром.
Вообще на этом турнире не было ни одной команды, которая была бы на каком-то некст левеле. При этом шансы были у всех. Просто OG на кураже заслуженно ворвались и выиграли. Мог ли кто-то другой быть на их месте? Объективно, да. Та же Тундра. Они бодро шли, но как часто бывает с командами, у которых мало поражений на турнире, первая неудача – и они посыпались, пропала внутренняя уверенность. А другие команды смогли спрогрессировать и подстроиться за это время.
– К поражению команда отнеслась спокойно?
– Мне сложно передать весь спектр их эмоций, потому что меня там не было. Но поражение есть поражение. Но нет повода для большого расстройства. Команда попала на мажор, сыграла на сцене. Мы входим в топ-2 команд региона по очкам. А вспомните, где мы начинали? Мы – команда из второго дивизиона. А теперь мы одной ногой на Инте. Осталось сделать еще один шажок и закрепить свои шансы на прямой инвайт. Так что чего расстраиваться?
Как по мне, на результат нужно смотреть иначе. Нужно понимать, что не получилось и что можно сделать лучше. Передохнуть и дальше двигаться. Цель у всех предельно простая и понятная – это TI. На это наше поражение никак не повлияло.
– Над чем хочется работать прямо перед сезоном?
– Есть вещи, в которых невозможно добиться совершенства. Например, драфты. Остаются базовые вещи, где нам предстоит много работы: коммуникация, командное взаимодействие. Сейчас команда на неплохом более-менее стабильном уровне, но пока глобально этого не достаточно и нам предстоит много работы в будущем.
***
Тайга − добряк Доты. Ради команды менял роль и просил себя кикнуть