Обзор четвертого сезона «Очень странных дел»: новый монстр сводит с ума – теперь сериал действительно пугает
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Перерождение «Кошмара на улице Вязов» и много русского языка.
Netflix не просто порадовал фанатов релизом нового сезона «Очень странных дел», но и сразу же позаботился о продлении удовольствия чуть ли не на все лето — вторая половина шоу появится 1 июля. Сейчас доступно семь серий, но по ним уже можно составить впечатление, каким получился новый сезон.
Обзор финала «Очень странных дел». Монстры уже приелись − сериал тащат не спецэффекты, а хеви-метал
Новые старые персонажи
«Очень странные дела» вернулись после трехлетнего перерыва, вызванного пандемией — и это первое, что бросается в глаза. Команда по спасению мира уже явно не тянет на учеников средней школы (кроме Дастина Хендерсона, он все такой же непоправимый школяр и компьютерный гик). Например, актрисе Милли Бобби Браун, которая играет роль Одиннадцатой, в реальной жизни стукнуло 18 лет.
С одной стороны, чего удивляться такой возрастной подмене, если в американском кино сплошь и рядом взрослые актеры забирают юношеские роли. Это началось еще на закате «золотого века» Голливуда: к примеру, в «Бунтаре без причины» 25-летний Джеймс Дин играет 16-летнего. Однако с другой стороны, в 2016 году (когда вышел первый сезон «Очень странных дел») зрителей подкупила именно возрастная аутентичность главных героев. На экране наконец-то были настоящие подростки со свойственными возрасту прыщами, неуклюжестью и еще несформировавшимися телами.
Сейчас же требуется несколько серий, чтобы адаптироваться к обновленным лицам.
Что вообще происходит?
Новый сезон развивается по тем тропинкам, которые наметил финал третьего сезона. Многофигурный ансамбль разбит на четыре группы, которые, к сожалению, продвигают действие с разной продуктивностью. В первой серии нас переносят в Калифорнию — в новый дом семьи Байерсов. Старший брат Джонатан налегает на легкие психоактивные вещества вместе со своим новым другом (и новым героем) Аргайлом. Уилл Байерс выглядит так, словно до сих пор блуждает где-то в потустороннем мире. Единственное его занятие: смиренное наблюдение за тем, как одноклассники издеваются над его сводной сестрой — Оди (Одиннадцать).
Самостоятельная арка Оди запускается не сразу: до момента, когда она получит возможность вернуть суперспособности, придется потерпеть. Третья линия раскрывает главную интригу финала прошлого сезона — судьбу детектива Хоппера. С ним практически ничего не происходит, от былой маскулинной хватки не осталось и следа: он гремит кандалами, терпит удары от советских солдат, а днем машет кувалдой на железной дороге в трудовом лагере.
И наконец, самая любопытная часть сериала посвящена подросткам, которые остались в родном Хокинсе. Стив Харрингтон (главный шутник и ловелас), Нэнси Уилер (в амплуа молодой журналистки), Робин (коллега Стива из видеопроката) расследуют центральную загадку нового сезона, которая опять пришла из потустороннего мира — так называемой Изнанки.
Хокинс — город, который жалко
Еще ни к одному вымышленному городку чудища не проявляли такого упорного интереса. Обычно сюжет о «провинциальном городе, в котором кишат монстры и привидения» быстро себя исчерпывает, но братья Дафер идут до конца. Впрочем, в этот раз повествование разбавлено новыми локациями, такими как Камчатка, Аляска и Калифорния. Но там демогоргоны не появляются.
Как иронически замечает один из героев фильма: «Хокинс — особенное место, и его жителям снова грозит смертельная опасность». Неудивительно, если этот вымышленный город войдет в историю кинематографа как одно из самых беспокойных и жутких мест для проживания с детьми. Так что Хокинс — это новоизобретенный Твин Пикс или Сайлент Хилл для современных любителей популярной культуры.
Монстр, откуда ты вылез?
На этот раз жителей города терроризирует человекообразный бугимэн, обладающий смертельными телепатическими импульсами. И справедливости ради, в этом аспекте создатели шоу шагнули вперед.
Раньше подростки сражались с устрашающими монстрами, чья мотивация в поедании всего живого на своем пути была не совсем понятна. Вероятно, дело в банальном инстинкте выживания этих тварей или, как всегда, в желании обладать новыми территориями — захвате человеческого мира. Иначе говоря, в прошлых сезонах зло было сугубо монструозным (под стать классическим хоррорам по типу «Чужого»), то есть в котором не представлено человеческое начало. В новом сезоне зло обретает как в буквальном, так и в переносном смысле человеческое лицо, более жуткое и серьезное.
Подростки, прошедшие через травматический опыт, — это любимое лакомство нового бугимена. Он вселяется в их психику и инсценирует трагическую сцену случившегося. Задача монстра не просто убить, но еще и измотать душевное состояние жертвы. Иначе зачем он заставляет их вновь и вновь переживать неприятные эмоции?
В каком-то смысле этот монстр иллюстрирует работу «жуткого». Это известная психоаналитической категория, в соответствии которой вытесненная травма возвращается из бессознательного, чтобы терроризировать психику. Неспроста у жертв не получается выбраться из своих реалистичных галлюцинаций — сколько бы ты не бежал и не кричал, эта тварь тебя все равно достанет и высосет все соки. Ведь в конце концов от себя не убежишь.
Новый поджанр
Помимо эволюции главного монстра, в жанровой составляющей и атмосфере сериала произошли не менее важные изменения. Поскольку детки подросли (а вместе с ними и зрители), то можно не бояться добавить брутальной натуралистичности. Вывихнутые тела, съеденные глаза и бассейны крови далеко не редкость в новом сезоне. Так незаметно испарилась инфантильная атмосфера сериала в духе безобидных хорроров Стивена Спилберга.
Теперь шоу взяло курс на другую категорию фильмов ужасов 80-х годов — слэшеры. Не без причины подростки вспоминают имена Фредди Крюгера и Майкла Майерса, главных убийц американских тинейджеров. На этом, конечно, отсылки к поп-культуре не заканчиваются. Например, сильное впечатление производит сцена, в которой Нэнси и Робин посещают душевнобольного преступника на нижнем этаже психиатрической клиники. Очевидно, братья Дафер намекают на культовую сцену знакомства Ганнибала Лектора и Клариссы Старлинг из фильма «Молчание ягнят».
И что в итоге?
Заслуга режиссеров в том, что они учли ошибки третьего сезона, который было неможливо смотреть из-за нагромождения банальностей, и более тонко подошли к раскрытию потенциала повзрослевших героев. Хотя и тут не все гладко: развертка психологии и внутреннего мира подростков далека от оригинальности. К примеру, мотив буллинга фриков и изгоев уже набил оскомину, братья Дафер не добавляют ничего принципиально нового к сказанному в классических «школьных» фильмах. Заметна лишь ироническая карикатурность приколов над «неудачниками», но и это быстро надоедает.
В любом случае возвращение «Очень странных дел» доставит удовольствие преданным фанатам. Ведь, как ни крути, но ближе всего те герои выдуманных вселенных, вместе с которыми ты растешь и сам. Осталось дождаться последних двух серий, чтобы узнать, в каком направлении будет развиваться финальный пятый сезон.
* * *
Как фильмы врут про гипноз. Разоблачаем самые популярные: от «Иллюзии обмана» до «Мстителей»
Обзор первых серий «Оби-Вана»: худшее из новой трилогии теперь и в сериалах