Обзор первых серий «Оби-Вана»: худшее из новой трилогии теперь и в сериалах
Новое разочарование.
Предыдущий сериал по «Звездным войнам», «Книга Бобы Фетта» получил смешанные отзывы зрителей и критиков. Как бы извиняясь за качество спин-оффа Фетта, Disney заявила, что «Оби-Ван Кеноби» будет снят на «совершенно ином уровне производства». Обещали чуть ли не качество настоящего фильма в каждом часовом эпизоде.
Бюджет у «Оби-Вана» действительно больше. Картинка выглядит куда дороже «Книги Бобы Фетта», музыку написал сам Джон Уильямс, а к роли Оби-Вана вернулся Юэн Макгрегор. Но бюджета и звездного состава недостаточно, чтобы получилось хорошо. Как можно сравнивать визуал дорогостоящих сериалов Disney с операторской работой более дешевого «Во все тяжкие»? То же самое с актерской игрой. Макгрегор прекрасен, но остальные играют на уровне сходки ролевиков. Особенно актеры-дети. Но главная проблема – не постановка, а совершенно бездарный сценарий.
Disney понятия не имеет, что делать с Кеноби
Менеджеры Disney знают, что Оби-Ван популярен и принесет много денег, поэтому стараются максимально контролировать процесс. Проблема в том, что компания ни черта не понимает, за что Кеноби любят и как создавать интересные конфликты во вселенной «Звездных войн».
В результате Disney делает как умеет: клише, невразумительные реплики и интрига, высосанная из пальца. Вторичный винегрет на основе хороших идей Дэйва Филони. По сути в первых двух сериях показали высокобюджетный камрип «Повстанцев». С инквизиторами, злой и несправедливой империей, бессмысленными камео и кринжовыми попытками в саспенс.
Как выглядят брейнстормы диснеевских сценаристов? Как они доходят до идеи сделать Оби-Вана работником мясокомбината, на котором жестокий начальник обманывает с зарплатой? У писак студии нет представлений о «Звездных войнах» и человеческой психологии. Только методичка Воглера, основанная на «Тысячеликом герое». Если там сказано, что протагонист должен дважды отказаться от зова приключений, значит мы это вкрутим в сценарий несмотря на нелепость. Поэтому Оби-Ван, например, отказывается спасать Лею(!), которую похитили работорговцы.
В «Оби-Ване Кеноби» показали Люка и Лею. Еще детьми!
«Диснею» наплевать на логику и характеры, главное – соответствовать шаблону. Поэтому канон в тысячный раз идет к черту, и зрителю показывают Империю, контролирующую Татуин и инквизиторов, которые знают, что Вейдер – это Энакин Скайуокер.
Поэтому сюжет слеплен по набору сценариста для дошкольника. Должен быть злодей, который охотится на главного героя и ненавидит его. Пусть это будет неизвестная инквизиторша, которая убивает своих лишь бы добраться до Кеноби. Пусть все герои проговаривают свою мотивацию и внутренний конфликт в диалогах. Лично мне ужасно надоело смотреть продукцию компании, считающей своих зрителей дураками, которым надо все проговорить и разжевать.
И конечно, экспозиция через флэшбэки из приквелов. То, что герои не декламируют вслух, показывается кадрами из фильмов. За каждый такой момент хочется отнимать по баллу от финальной оценки сериала. Да только тогда она уйдет в минус. Disney даже не пытается сделать самостоятельное произведение, интересное для тех, кто не смотрел оригинальные эпизоды. А зачем смотреть «Оби-Вана» любителям вселенной? Чтобы увидеть, как Оби-Вана заставляют работать в формате 5\2 в мясокомбинате или ради парада бессмысленных ретконов? Может, для вдохновляющих диалогов с любимым героем?
«Ты совершил ошибки, Оби-Ван. Мы все совершаем. Это в прошлом. Живи дальше!». Ауф. Узнали, согласны?
Во второй серии Оби-Ван косплеит «Заложницу», но сценарий от этого не улучшается
В первой серии нет ничего, кроме экспозиции для самых бедных и реткона Кеноби как с Люком в «Последнем джедае». Хоть какое-то действие начинается во втором эпизоде, в котором джедай таки соглашается на спасение дочери Энакина и Падме после долгих уговоров приемных родителей Леи.
Постановка боев, дизайн киберпанк-планеты бандитов и второстепенные персонажи получились достойными. Погоня и перестрелка на крышах вышла захватывающей. Но сериалы – это не просто набор эффектных сцен: даже лучшую погоню скучно смотреть, если основной конфликт примитивен и предсказуем.
Вся арка с похищением Леи была нужна для камео принцессы и поворота, в котором Оби-Ван узнает, что Вейдер жив. Ради этого Оби-Ван (видимо, учившийся у Квай-гона в «Заложнице»), штурмует нарколабораторию, перевоспитывает экстрасенсов и обезвреживает похитителей сильной дозой спайса. Прямо как Уолтер Уайт в сцене «Это не мет». Только уныло.
* * *
«Оби-Ван» идеально показывает цикл диснеевского менеджмента:
- выделить немного денег без ограничения творческой свободы, как было с «Мандалорцем».
- Увидеть большие финансовые успехи, сделать пару филлерных сериалов, готовя масштабный проект.
- Взять под контроль работу талантливых людей, не понимая, как снимать нормальное кино и за что любят «Звездные войны».
- Удивляться, почему не получилось одурачить зрителей по отработанной методичке.
- Снова искать перспективных авторов, готовых работать за малые бюджеты.
Влияние Disney – это темная сторона силы. Она превращает в ничто даже самое лучшее. Даже саундтрек Уильямса получился никакущим, а это, знаете ли, достижение. Disney – это Император в шестом эпизоде, который курирует самые амбициозные проекты только затем, чтобы утащить их на дно пропасти.
6 персонажей старого канона «Звездных войн», которых использовал и Disney