Обзор «Топ Ган: Мэверик». Фильм, в котором Том Круз победил смерть и прогресс

Поставил себе памятник при жизни.

В мировой (но не российский) прокат вышел фильм «Топ Ган: Мэверик» – продолжение первого блокбастера Тома Круза, в котором он сыграл дерзкого и гениального пилота Мэверика. Между релизами картин прошло 36 лет: за это время сильно изменились кинематограф, мир и технологии, а вот Том Круз остался прежним.

Я уже посмотрел новинку – рассказываю, зачем понадобилось возрождать забытую многими серию.

В новом «Топ Гане» Мэверик все еще летает – теперь в качестве пилота-испытателя, а не инструктора. Одни начальники негодуют, почему он не поднимается по карьерной лестнице, другие заявляют, что пилоты вот-вот исчезнут как вид, – а ему хоть бы что. Неисправимого бунтаря Мэверика до сих пор терпят в ВВС США лишь потому, что ему покровительствует старый друг Айсмен (Вэл Килмер), ставший влиятельным командиром. Он же поручает герою обучить молодое поколение топгановских пилотов, в числе которых Рустер (Майлз Теллер) – сын Гуса из первого фильма. Молодым военным предстоит выполнить критически важную миссию на вражеской территории, из которой у них практически нет шансов выбраться живыми.

Загружаю...

Популярная для продолжений культовых блокбастеров тема смены поколений (те же «Звездные войны») целиком обрамляет картину. Она даже начинается с чуть ли не покадрового ремейка оригинала: те же вступительные титры, похожая сцена взлета истребителей. И снят «Мэверик» так же честно, без постмодернистских приемов и абсурдных CGI-сцен. Отличаются будто бы только качество картинки (особенно в IMAX) и количество морщинок на лице Круза – в остальном все словно застыло во времени.

Правда, позже «Мэверик» все же раскрывается как более матерое, осмысленное кино. Это уже не та клишированная история о становлении своенравного, но талантливого смельчака, а что-то ближе к приключенческой драме. Протагонист теперь летает не во имя погибшего когда-то отца, а обучает преемников, чтобы избежать новых жертв. И наконец прорабатывает травму, полученную из-за гибели лучшего друга: самые эмоциональные сцены получились именно с участием героя Теллера, который всячески косит под своего отца. Вообще, чем больше задумываешься о сиквеле, тем больше находишь в нем отголосков и повторов оригинала. И они работают, поскольку на этот раз у Мэва совсем другая, почти родительская перспектива.

Загружаю...

Посыл фильма – простой, но тем не менее трогательный: человека, мол, нельзя заменить машиной или программой. Особенно если этот человек – Том Круз за штурвалом. Да и не только он, конечно, а любой профессионал своего дела: пилот, способный выполнить невозможный маневр, или учитель, которому недостаточно просто зачитывать студентам текст учебника. Собственно, команда Мэва на самом деле сражается не столько с конкретными плохишами, задумавшими недоброе на неприступной базе в горах. Скорее герои противостоят самому прогрессу: можно окружить себя ракетными установками, взять лучшее вооружение – и все равно проиграть людям, которые верят в свое дело. Решает не самолет, а пилот.

Хотя сложно отделять героя «Мэверика» и фильм в целом от Круза в жизни. Всем известно, что Том принципиально выполняет даже сложнейшие и опаснейшие трюки без каскадеров, он даже управляет истребителями сам – какие уж тут спецэффекты. И этому удивительному актеру охотно веришь, не чувствуя фальши: да, человеческий фактор превыше всего. Даже если это противоречит логике и здравому смыслу. Можно даже сказать, что нас учит не конкретная лента, а Круз, своим примером. И, учитывая, что его философия без потерь перенеслась на кинопленку, его наследие будет жить вечно – и это до слез прекрасно. Мало кому удается использовать кино вот так – тоже своего рода подвиг.

Загружаю...

Помимо этого «Мэверик» гораздо лучше структурирован и снят – поверьте мне как человеку, посмотревшему оба фильма подряд. В сиквеле ощутимее нарастает напряжение, в нем органичнее сплетены разные сюжетные линии. Ну а третий акт получился просто зашкаливающе эмоциональным, причем даже без паразитирования на ностальгии и совсем уж манипулятивных сцен. Разве что ближе к финалу фильм начинает походить на «Миссия: невыполнима», но это тоже можно понять и простить. Уж Том Круз заслужил вдоволь посамолюбоваться на старости лет, чем он, собственно, и занимается без какого-либо стеснения.

Каким-то образом я, человек в целом равнодушный к Тому Крузу, всю рецензию хвалю больше его самого, чем фильм. И чувствую, что в данном случае иначе никак.

* * *

«Топ Ган: Мэверик» – редкий пример классического летнего блокбастера, в котором нет ничего лишнего. Никакого засилья CGI, никаких сюжетных мостиков для потенциальных продолжений и спин-оффов. Только Круз, который символически совершил полный круг в своей блестящей карьере, чтобы вскоре приземлиться и уехать на мотоцикле в закат. Впрочем, Тома, как и Мэверика, чревато заранее списывать со счетов – он наверняка еще всем покажет.

Оценка Sports.ru: 9 из 10.

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

Впервые посмотрел «Топ Ган» – гей-драму о пилотах, сделавшую Тома Круза звездой

Badcomedian – не настоящий кинокритик. Но очень важный блогер в русском YouTube

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Попкорн
Популярные комментарии
Hardpacino
Это другой фильм, друг
Ответ на комментарий maxuser
Администрация лещей надавала за прошлый вариант статьи?)
Антон Викторов
"харизматичного, но талантливого" А это как? Харизма мешает таланту, или талант мешает харизме? Не понял.
maxuser
Администрация лещей надавала за прошлый вариант статьи?)
Еще 3 комментария
6 комментариев Написать комментарий