«Жизни матрешки» – не просто классный сериал о временных петлях. В нем секрет, как пережить 2022-й

Не совсем правильный, но спасительный пример для подражания.

В конце апреля на Netflix вышел второй сезон «Жизней матрешки» – классной драмеди о временных петлях. Изначально я радовался этому лишь потому, что люблю первый сезон: это идеальный негласный пересказ «Дня сурка» на современный лад. Однако при просмотре продолжения «Матрешка» раскрылась для меня по-новому. Главная героиня подсказала мне, как пережить 2022-й – и секрет даже не касается манипуляций с пространством и временем.

Загружаю...

По сюжету жительница Нью-Йорка Надя Вулваков (Наташа Лионн) попадает под машину прямо на свой 36-й день рождения, но после этого не умирает, а оказывается в злосчастной уборной на вечеринке в начале дня. Дальше по классике: Надя быстро понимает, что попала во временную петлю, и ищет способ из нее выбраться.

Что отличает Вулвакову от известного героя Билла Мюррея, так это отношение к сложившейся ситуации. Надя практически мгновенно отходит от шока и начинает изучать, даже эксплуатировать свое состояние «безальтернативного бессмертия». Много курит, занимается сексом, проверяет разные гипотезы, самостоятельно «перезагружает» особо неудачные циклы (единственным доступным ей способом) и в итоге приходит к условному равновесию: вроде бы и пытается понять, как разорвать петлю, но в то же время плывет по течению и даже слегка получает удовольствие от своей странной суперсилы.

Дата выхода «Матрешка» 3 сезон

В отличие от протагонистов похожих историй, Надя не то чтобы сильно меняется под влиянием временного парадокса. Нам наглядно показывают, что она была такой же циничной и немного стервозной всю взрослую жизнь – просто эти черты впервые проявились настолько сильно. Ведь в петле никто не услышит... в смысле, никто на тебя не обидится – по крайней мере, в начале следующего цикла все вернется в норму. И казалось бы, дурной характер Нади оказался ее сильнейшей чертой только в этих фантастических обстоятельствах. Вот только я так не думаю.

Загружаю...

Тут важно разграничить степени безразличия людей к нормам социума. Например, бывают социопаты – это люди с серьезным расстройством личности, которые просто не понимают человеческих эмоций (как Декстер Морган). У других просто хроническая депрессия – тоже не очень-то завидное состояние, которое по-хорошему нужно лечить под руководством специалиста. Надя же – просто циник: она держится на безопасной дистанции от большинства людей и не позволяет случайным обстоятельствам пробить свою броню. Ей не плевать, скорее, она адаптируется к чему угодно без особых усилий и при этом не обнажает себя эмоционально.

Пожалуй, в «Жизнях матрешки» приятнее всего отсутствие каких-либо нравоучений. Вселенная не отправляет Надю в петлю из-за того, что она «плохой человек», которому нужно исправиться. Мы узнаем, почему героиня выросла такой, какая она есть, – и только сильнее проникаемся к ней симпатией. Единственное, чему мироздание учит Надю, – это наконец столкнуться лицом к лицу со своими детскими травмами. Но и это не меняет ее как человека. И не должно.

Загружаю...

Во втором сезоне, если без спойлеров, Вулвакова попадает в еще более странные обстоятельства. И снова ведет себя как настоящая икона пофигизма. Ее реакцию можно просуммировать так: «Окей, это происходит, сейчас все порешаем, только сперва попробую что-нибудь с этого поиметь». Действовать на чилле и выключать панику в моменты, когда большинство людей поехало бы кукухой – вот, чему на самом деле учит «Матрешка». И я благодарен второму сезону, что он напомнил мне об этом майндсете сейчас.

Музыка из сериала «Жизнь матрешки» 2 сезон

Хоть я и не психолог, мне понятно, что абстрагироваться от окружающих проблем – вполне обычная защитная реакция, а не какой-то прорывной концепт. Тем не менее за просмотром «Матрешки» я вспомнил, что это вообще-то довольно нормальное, даже комфортное состояние без особых долгосрочных минусов – и вернулся в него. Когда в мире все катится к черту, а я едва ли могу повлиять на что-то глобальное – значит, лучше всего уберечь хотя бы себя. В этом, понятно, нет ничего героического или доблестного, но и чего-то стыдного – тоже. Это как с кислородными масками в самолете: сперва надень сам, затем помоги другим.

Надя Вулвакова научила перестать бояться, что меня (метафорически) собьет случайный автомобиль, что я (метафорически) разобьюсь в лифте – и просто жить, пока жить получается. Спасибо ей и сыгравшей ее Наташе Лионн за то, что дают мне силы оставаться в движении и что-то делать во времена, когда хочется просто опустить руки.

Загружаю...

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

Что стало с актерами из «Друзей». Чендлер годами сидел на викодине, а Рэйчел стала суперзвездой Голливуда

Угадаешь героя Толкина по его изображению в мульте 45-летней давности? Тест для убер-фанатов «Хоббита»