Чё ты гонишь: 5 фильмов об угоне транспортных средств

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Угон транспортного средства – это почти всегда волнующее и захватывающее мероприятие, полное драйва и наглости. Ловите подборку из пяти (а на самом деле – даже семи) фильмов про угоны различных средств передвижения – вплоть до весьма неожиданных.

Захват поезда Пелэм 1-2-3

Режиссёр: Джозеф Сарджент

Динамичный боевик о панике в нью-йоркском метрополитене

Четверо мужчин в одинаковой форме заходят в первый вагон метро на линии Лексингтон-Авеню. Когда состав трогается, они достают оружие и берут в заложники 18 пассажиров, после чего отцепляют вагон от остальных и угоняют вместе с составом. Власти Нью-Йорка в шоке не меньше, чем зритель, а злоумышленники связываются с полицией и требуют миллионный выкуп. В противном случае они начнут убивать заложников по одному. Вышедший в 1973 году роман «Захват поезда Пелэм 1-2-3» Моргана Фридгуда взбудоражил публику не меньше, чем дирекцию нью-йоркского метро. Сюжет про угон вагона поезда был написан так правдоподобно, что какое-то время диспетчеры метро боялись использовать для отправляющихся поездов номера «1-2-3», а фильм Сарджента 1974 года опасения только закрепил. Позже появились ещё две классные экранизации романа: версия для ТВ 1998 года и самая известная на данный момент  – за авторством Тони Скотта, где переговорщик Зак Грабер в исполнении Дэнзела Вашингтона превратился из полицейского в диспетчера.

Загружаю...

Угнать за 60 секунд

Режиссёр: Генри Блайт Галицкий

Мэйндриан Пэйс – владелец страхового агентства, занимающегося сделками с автомобилистами. Но это лишь прикрытие успешного бизнеса её владельца. Пэйс – опытный автоугонщик, собравший команду из не менее «талантливых» людей, с которыми он занимается кражей автомобилей, которые позже переделывает в своей мастерской. Однажды он получает заманчивое предложение: угнать сразу 48 автомобилей за сутки, чтобы получить значительную сумму денег. Почти всё проходит гладко – но в финале аферы один из сообщников Пэйса его предаёт и на хвост бизнесмена садится полиция.

Речь идёт не о ремейке 2000 года с Николасом Кейджем и Анджелиной Джоли (как уже могли догадаться видевшие фильм), а об оригинальной картине 1974 года за авторством Генри Блайта Галицкого, человека, помешанного на машинах. Удивительно, но, несмотря на завязку в духе классических B-movies, это самый настоящий «авторский блокбастер» на манер «Довода» Кристофера Нолана. Галицкий (американец с польскими корнями, если что), селфмейд-бизнесмен, сделал огромный бизнес на автомобилях, что позволило ему вложить в фильме $1 миллион из собственного кармана (и собрать более сорока в прокате). Он также снял и написал фильм, сыграл в нём главную роль и выполнил все трюки.

По нынешним меркам это слегка архаичное кино, однако впечатляющая сцена угона последнего «Форда Мустанга», длящаяся 40 минут и захватывающая пять (!) городов США, установила рекорд по хронометражу, который до сих пор не побит. Ознакомьтесь с творчеством и жизнью Галицкого (например, посмотрите документальный фильм «The Making of the Junkman», где он является одним из ключевых героев) – его фанатизм довёл до того, что на съёмках сиквела «Угнать за 60 секунд» он трагически погиб во время исполнения одного из трюков.

Загружаю...

Заложники

Режиссёр: Резо Гигинеишвили

СССР, 1980-е. Семеро молодых людей, выходцев из грузинской интеллигенции, осознают: жить здесь больше невозможно. В море купаться по расписанию, The Beatles слушать из-под полы, в церковь не сходишь без косых взглядов… Значит, надо отсюда бежать. Но что делать, если границы закрыты? Решение находится быстро – угнать самолёт…

Основанный на реальных фактах о трагедии в ноябре 1983 года, когда реальные прототипы героев фильма попытались совершить захват самолёта Ту-134 и развязали бойню в салоне, «Заложники» интересен, как минимум, своим происхождением. Режиссёр фильма, Резо Гигинеишвили, «прославившийся» до этого разве что трэшовой комедией «Жара» с Тимати и актёрами из «9-й роты» (на которой он был вторым режиссёром), внезапно создал драму о желании вырваться из-за «железного занавеса» любым способом. Фильм попал на Берлинский кинофестиваль и стал там событием, а также получил приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре» в том же году.

Тогда же он породил немало разговоров :кто же всё-таки «заложники» из названия – пассажиры захваченного самолёта или захватчики, у которых было гораздо больше, чем у среднестатистического советского гражданина, но они всё равно решились на акт насилия во имя свободы? Отказываясь от оценок, фильм превращает сюжет в притчу. Эффект усиливает жутковатая параллель: роль отца одного из террористов в фильме воплотил Мераб Нинидзе. Он же в 1983 году заменил актёра Гегу Кобахидзе, реальный прототип того самого террориста, в культовом «Покаянии» Тенгиза Абуладзе.

Загружаю...

Потерянный рейс

Режиссёр: Пол Гринграсс

«Рейс 93» – словосочетание, ставшее нарицательным. Так назывался пассажирский «Боинг 757-222» авиакомпании United Airlines, совершавший авиаперелёт между Ньюарком и Сан-Франциско 11 сентября 2001 года. Он оказался четвёртым среди самолётов, захваченных террористами «Аль-Каиды», и единственным, не достигшим своей цели – пассажиры рейса попытались перехватить управление самолётом, в результате чего все 44 человека на борту погибли в ходе крушения в 240 километрах от Вашингтона.

Для режиссёра серии фильмов о Джейсоне Борне, англичанина Пола Гринграсса, этот проект был весьма рискованным – как-никак, первый художественный фильм спустя всего 5 лет после трагедии 11 сентября, когда война с Усамой Бен Ладеном была ещё в самом разгаре. Премьера состоялась в Каннах, и фильм про угон самолёта террористами неожиданно оказался одним из главных фаворитов фестиваля. Для воссоздания картины произошедшей трагедии Гринграсс, единолично написавший сценарий к фильму, использовал показания членов семей сорока погибших в авиакатастрофе участников рейса.

Как итог – получился не просто фильм, а почти документальная попытка воссоздать хронику угона. Сотрудников аэропортов сыграли реальные сотрудники; на роли людей на борту были взяты малоизвестные артисты, чтобы исключить ассоциации со сложившимися образами голливудских звёзд; актёры, сыгравшие террористов и заложников, во время съёмок жили раздельно, чтобы избежать излишних в данном случае симпатий. Более того, в фильме нет главного героя, как такового – каждый пассажир внёс свой вклад в предотвращение теракта, поэтому и портрет этих людей должен был стать коллективным.

Загружаю...

Иллюзия разъезжает на трамвае

Режиссёр: Луис Бунюэль

Хуан и Тобиас – работники трамвайного депо Мехико, которые узнают, что их маршрут 133 закрывают, а любимый старый трамвай – списывают из-за технического несоответствия, вместе с водителями. Понимая, что это неизбежно, мужчины, с горя здорово набравшись, решают прокатиться в последний разок – и в ночь угоняют вагончик. Встреченные ими люди становятся пассажирами – они не могут поверить собственному счастью, что трамвай возит их бесплатно. Но рано или поздно на их след выходит пронырливый диспетчер вместе с полицией.

Не самый известный, но определённо один из самых тёплых и светлых фильмов знаменитого Луиса Бунюэля, снятый им в нетипичном для себя жанре вполне зрительской комедии. Комические, на первый взгляд, «Ангел-истребитель» и «Скромное обаяние буржуазии» – если и комедии, то с приставкой «траги-», ведь их герои попадают под злобное высмеивание саркастичного гения режиссёра. Фильм про пьяных добрых угонщиков трамвая, на фоне остальных его картин – как «Особенности национальной охоты» на фоне фильмов Алексея Балабанова.

Иллюзия в фильме – это ощущение героями радости от своей авантюрной выходки, отсутствие беспокойства за своё будущее в ближайшее время, которое, увы, рано или поздно закончится. Но зрителя, готового к печальному исходу с полицейской облавой и сроками для бунтарей, финал здорово удивит. Угон в данном случае – своего рода одновременно и жест отчаяния, и авантюрная выходка во имя свободы.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Иван Синеман