GTA IV – самая недооцененная игра Rockstar. Я с этим не смирюсь!
7 доказательств, что она дико крутая!
GTA IV вышла на консолях Xbox 360 и PS3 в конце апреля 2008 года − 14 лет назад. Пресса пришла в восторг, игра получила феноменальные 98 баллов и закрепилась в пантеоне лучших видеоигр. Игроки приняли GTA IV менее восторженно, многим не понравился помрачневший тон и уход в реализм. Rockstar прислушалась к пожеланиям, и GTA V куда больше походит на народного любимца San Andreas. Но я не вижу ничего плохого в самой мрачной и реалистичной ГТА и уверен, что ее зря недооценивают. Вот 7 доказательств крутости GTA IV.
Подпишись на наш телеграм про игры и кино. Все новости и инсайды там!
В GTA IV лучшее вступление
Дизайнеры и нарративщики выдали лучшее вступление во всей серии. Почти пятиминутный ролик знакомит с главным героем и его непутевым братом, рассказывает предысторию Нико и причины его миграции в Америку. Я наслаждался клево оформленными титрами с шикарной заглавной музыкальной темой. Вступление настраивало на нужный лад и погружало в давно забытую цветовую гамму, от которой игроки уже отвыкли со времен GTA III.
Внедрили реалистичную систему вождения
Не всем оказались по нраву потяжелевшие машины, повреждения и различная физика управления в зависимости от автомобиля и погоды. Я вижу в этом одни плюсы. Серии пора было выходить на новый уровень − сюжетно и геймплейно. Новое поколение консолей требовало не просто развития существующих механик, а их кардинального преображения, причем в сторону реализма. Под стать серьезному сюжету должен работать и геймплей, поэтому студия вычистила самые аркадные механики (помните ведь спортзал?) и оставила лишь несколько дурацких мини-игр вроде боулинга.
Перекроили всю боевую систему
Во-первых, новая рукопашка давала какой-никакой челлендж: моргая, можно и в больнице оказаться. Прохожие уже в игре 2008 года вели себя натурально: одни убегали, как только видели кипиш; другие доставали ствол − и давай стрелять; третьи были не прочь подраться даже без оружия. Анимаций сделали немало, драться с прохожими было весело.
Во-вторых, стрельба стала удобнее, а при попадании противников отбрасывало назад. За это отвечает клевый физический движок Euphoria, который автоматически создает анимацию персонажей «на лету». Предпочитаете крупный калибр? От него тела врагов вообще отлетали на метры − выглядело эффектно. К тому же появилась современная система укрытий, и в случае с GTA это выглядело к месту. Система точно шла бандитским перестрелкам больше, чем движение в полуприседе или кувырки вбок, чем мы занимались в старых играх серии.
В GTA IV есть наше радио!
Пункт, который не понять геймерам из-за океана. В крупнейшей игре своего времени появилась целая радиостанция с русскоязычными песнями! Руслану на пике популярности после победы на Евровидении пригласили стать диджеем и самой составить радиоподборку. Спорить о ее вкусе можно бесконечно, но в одном певица не прогадала: добавила исполнителей из нескольких стран Восточной Европы, а не только российских. Шаг логичный, учитывая, что главный герой вообще-то серб. Она пригласила белоруса Серегу написать трек специально для GTA и включила один из его хитов, а Украину представили Marakesh и главный сингл самой Русланы. Хитовых русских исполнителей − вагон и под любые потребности: от «Кино» и «Дельфина» до «Зверей» с «Ленинградом». Проезжая по Хоув-Бич, как можно слушать другую станцию?
В GTA было радио для наших. Там играли «Кино», Серега и «Ранетки»
Появились интернет, телевидение и мобильный телефон
Rockstar шла в ногу со временем и успешно засунула в игру важное средство коммуникации. Где бы ни находился главный герой, он был на связи с братом, корешами или своими неприятными работодателями. Такой ход приблизил игру к реальной жизни. Теперь, чтобы послушать диалог, игроку не нужно каждый раз ехать к точке с заданием. GTA постоянно подбрасывала новые миссии и знакомства, а мобильник служил проводником между нами и НПС.
Появление интернета в игре было вообще за гранью! Помню, как я впервые зашел в интернет-кафе в GTA IV: кажется, залип там часа на полтора − хотел поглотить весь местный контент. За это и любят студию рок-звезд: они делают то, чего от них никто не ожидает, и делают это сверхкруто! Интернет с телевидением студия развивала и дальше: в GTA V они вышли на какой-то запредельный уровень стеба и иронии над обществом.
Показали самую реалистичную и серьезную бандитскую историю
Историям старой трилогии пора было уйти на покой, уж слишком много в них китча. Сюжеты тех игр склеили из отсылок к сотне криминальных историй, а в новом проекте хотелось увидеть нечто другое. Rockstar выбрала историю иммигранта, который прошел через войну и применяет боевые навыки уже для покорения Либерти-Сити. Жить честно для него не вариант, а братец только подталкивает Нико к новым преступлениям. Одна разборка приводит к другой – и вот от крови уже не отмыться, а назад пути нет. Финал только подтверждает: такой путь не приводит к хеппи-энду, всегда приходится жертвовать чем-то важным.
В GTA IV Rockstar достигла совершенства в деталях
Слова здесь лишние − просто посмотрите это видео.
* * *
А какой вам вспоминается GTA IV?
Кстати, иногда мы играем в нее на стримах Sports.ru, подписывайтесь!
Лучшие хиты радио в GTA: от 99 года до GTA 5
Ремастер трилогии GTA – позор и провал. На игру детства противно смотреть