Обзор «Бэтмена». Фильм про нуарного гота – отличная супергероика
Погорский влюбился в новую версию героя.
«Бэтмен» Мэтта Ривза наконец добрался до цифрового релиза (правда, пока не на российских площадках) – ждать этого события пришлось аж полтора месяца с начала мирового проката. Впрочем, в глобальном смысле такой срок ничтожен: Warner Bros. работала над картиной аж с 2014-го, когда образ только-только примерил на себя Бен Аффлек. Проект сменил несколько сценариев, режиссеров и даже главную звезду.
Все было не зря: за эти годы студия выносила если не шедевральное, то точно уникальное прочтение героя. Что уже само по себе достижение, учитывая, как много версий Бэтмена видели зрители.
Подпишись на наш телеграм про игры и кино. Все новости и инсайды там!
Красноречивее всего о богатом наследии Человека − летучей мыши как иконы поп-культуры говорит то, что создатели на сей раз просто пропустили становление героя. Да-да-да, трагическая смерть родителей от руки случайного (случайного ли?) грабителя, взросление наедине с верным дворецким (Энди Серкис), огромными деньгами и еще большими психологическими травмами, желание очистить родной Готэм от преступности – все это мы уже знаем наизусть. Так что в «Бэтмене» 2022-го знакомимся с титульным мстителем в исполнении Роберта Паттинсона уже сильно после начала его карьеры.
Ривз представляет протагониста не как загадочного и нелюдимого богача Брюса Уэйна, а именно как Бэтмена. Он с первых минут показан уже как сформировавшийся символ: грозная сила, таящаяся в тени и способная в любой момент материализоваться и жестоко покарать преступников. У последних это осознание вызывает мощнейшую паранойю, которая будто бы воздействует на готэмский криминалитет чуть ли не сильнее, чем кулаки. Мэтту Ривзу куда интереснее символическое значение Бэтмена, чем его арсенал миллиардерских игрушек – явное противопоставление тому, как к герою относился Кристофер Нолан. В новом фильме даже в ключевой сцене с участием Бэтмобиля его сложно рассмотреть!
За счет иного подхода Роберт Паттинсон в роли воспринимается уникально: нет нужды сравнивать его с другими версиями по голосу, подбородку или наличию рельефных сосков у костюма. Новый Бэтмен неиронично производит впечатление гота: обводит глаза тушью, разговаривает цитатами с волчьих мемов и очень много страдает. Отсутствие привычной для киноверсий героя комиксной выхолощенности – однозначно плюс, а вот эта пафосная поэтичность Паттинсона делает образ искреннее. Ведь, если представить глубоко травмированного богача, который все свободное время разгуливает в пуленепробиваемом костюме летучей мыши – каким-то таким он и будет. «Я сама ночь» на полном серьезе – и все тут.
И Готэм у нового Бэтмена соответствующий. Порой из-за стилизации об этом забываешь, но действие разворачивается в наши дни. Город − обычный мегаполис, который очень старается быть нуарным, насколько это вообще возможно. В целом получается, как минимум за счет большого количества ночных и темных сцен, использования закадрового голоса – Бэтмен настолько физически измотан от двойной жизни, что вынужден вести дневники, лишь бы компенсировать провалы в памяти.
Герой получился подчеркнуто уязвимым и человечным: то и дело оказывается на грани потери сознания или на волоске от гибели, пару раз даже серьезно ошибается. Круто, что его слабость нельзя списать на неопытность Бэтмена, он просто такой есть, потому что это, вообще-то, нормально. Подразумевается, что зритель знает мстителя Готэма в более интимном ключе, чем случайный наблюдатель, имеет привилегию заглянуть под его маску.
Оглядываясь назад, понимаю, что стоило прерываться каждые полчаса-час, чтобы документировать все происходящее в фильме – настолько там много всего. Центральный сюжет посвятили Загадочнику (Пол Дано): замотав лицо жуткой маской, он убивает неугодных чиновников Готэма по одному, обязательно оставляя подсказки-открытки для Бэтмена. Ну а во время расследования Величайший детектив в первом же своем фильме сталкивается с Пингвином (Колин Фаррелл) и даже влюбляется в обаятельную Женщину-кошку (Зои Кравиц). И это не говоря про тизер угадайте-какого-злодея для потенциальных сиквелов – словом, совершенно понятно, откуда тут три часа хронометража. Удивительно, что не больше.
В отличие от многих современных кинокомиксов, «Бэтмен» не ощущается грузным и вымученным. Тут все на своих местах, будто писали и снимали сразу чистовик – присказку про многолетний производственный ад можно было бы и опустить. Отсутствие лазерного фокуса на одной сюжетной линии или герое сказалось лишь на том, что фильм будто не успевает дожать по эмоциям. Пока представляешь все перспективы дуэта Ривза-Паттинсона в будущей трилогии, незаметно подкрадываются титры. Прямо как оценка в этой рецензии!
Оценка Sports.ru: 8 из 10.
Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах