7 культовых фильмов без единого «Оскара»
У «Криминального чтива» и «Интерстеллара» всего по одной статуэтке.
Американскую киноакадемию часто критикуют за непонятные и порой нелогичные выборы. Мы собрали 7 культовых фильмов, которые не получили ни одного «Оскара». Почему так вышло и кто конкретно помешал этим фильмам на пути к награде?
«Зеленая миля» (1999)
Культовое кино Фрэнка Дарабонта про тюрьму для смертников получило лишь 4 номинации на «Оскар». У нас фильм не просто обожают, он возглавляет топ-250 Кинопоиска, а оценили его 752 тысячи пользователей. На IMDb все попроще: входит лишь в топ-30.
Для «Зеленой мили» тот «Оскар» должен был стать легкой прогулкой. Я вижу лишь одного действительно серьезного конкурента, но о нем позже. Главную награду украла «Красота по-американски», кино с изюминкой, но как драма оно начисто проигрывает фильму Дарабонта. Режиссера вообще оставили без номинации, как и исполнителя главной роли Тома Хэнкса.
Подобные случаи еще больше доказывают известную истину: на «Оскаре» зачастую побеждает не лучшее кино, а то, в продвижение которого продюсерские компании вложили больше средств. На данной церемонии балом правили DreamWorks и Miramax, вложившие миллионы долларов в маркетинг конкретно под «Оскар» лент «Красота по-американски» и «Правила виноделов». Первая получила 8 номинаций и 5 побед, вторая – 7 номинаций и 2 победы.
«1+1» (2011)
Французская драмеди – народный хит, редкое современное кино, которое попало на верхние строчки рейтингов. На Кинопоиске фильм оценили почти 1,4 млн людей: даже больше, чем на IMDb. Комедия крайне успешно прошла в прокате: собрала кассу в 426 млн долларов, при этом слабо выступив в США.
Франция продвигала ленту на «Оскар», но та не попала даже в шорт-лист. Причина явно кроется в отношении академиков к комедийному кино: на «Оскаре» оно всегда на вторых ролях, и у фильмов-победителей могут быть лишь комедийные флюиды, но относиться они должны к другому жанру.
Если бы не предрассудки, «1+1» посостязались бы с «Любовью» Ханеке и также могли бы быть номинированными на главную премию. Я же не вижу, в чем французская лента уступает «Операции «Арго».
«Бойцовский клуб» (1999)
Конец 90-х – время шедевральных лент. Журналист Брайан Рафтери даже написал книгу про этот феномен: «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все». Но великий «Бойцовский клуб» почему-то остался незамеченным Американской киноакадемией: одна номинация за монтаж звука выглядит смехотворно!
Почему не отметили феноменальную игру Эдварда Нортона, который отыграл такую трансформацию героя? Почему Финчер, Питт и Бонэм Картер остались ни с чем? Чем сценарий Джима Улса уступает работам Джона Ирвинга («Правила виноделов») и Александра Пэйна с коллегами («Выскочка»)? Оператор ленты Джефф Кроненвет недостаточно круто выстраивал кадр?
Но нужно быть честным, ошиблась не только киноакадемия. Зрители тоже не пошли на экранизацию романа Чака Паланика. Больше не стоит удивляться, почему Паланика, Уэлша, Буковски и Истона Эллиса так неохотно экранизируют: если даже на Финчера с хорошим бюджетом не пошли в кинотеатры, то чего ожидать от работ других режиссеров.
«Достучаться до небес» (1997)
Криминальная комедия массово зашла только российскому зрителю: полмиллиона пользователей высоко оценили немецкий фильм, на IMDb же он не сыскал успеха. В подтверждение этому ММКФ наградил Тиля Швайгера за лучшую мужскую роль и номинировал сам фильм, а остальные фестивали и кинопремии проигнорировали ленту Томаса Яна.
Немцы продвигали музыкальную драму «За гранью тишины», что, возможно, было ошибкой: она победила в Токио и Ванкувере, но на «Оскаре» академики предпочли голландский «Характер». В параллельной вселенной шедевр Томаса Яна взял бы статуэтки за лучший саундтрек к комедийному фильму, лучший сценарий и лучший фильм на иностранном языке.
«Остров проклятых» (2009)
С фильмом случилась неприятная история, явно лишившая ДиКаприо, Кингсли и Скорсезе заслуженных номинаций. После победных «Отступников» Скорсезе студия Paramount рассматривала новый фильм мэтра как возможного номинанта на «Оскар». Но в итоге занялась продвижением «Мне бы в небо» и «Милые кости», а на «Остров проклятых» денег не нашла.
В конце 2009 года Леонардо ДиКаприо не смог заняться рекламой фильма из-за занятости на других проектах, так что студия передвинула релиз с осени на февраль 2010 года и окончательно вышла из гонки. Но представим ситуацию, при которой Paramount вложилась бы именно в «Остров проклятых». Чем фильм уступает «Повелителю бури», взявшему 6 статуэток? ДиКаприо поборолся бы с Джеффом Бриджесом, а сценарий Лаэты Калогридис точно не слабее победившего сценария «Сокровища».
«Престиж» (2006)
Кристофер Нолан получил «Оскар» лишь в 2024 году. У народного режиссера 8 номинаций, из которых лишь две за режиссуру: «Дюнкерк» и победный «Оппенгеймер».
Из многочисленных классных фильмов мэтра я бы выделил потрясающий «Престиж». На «Оскаре-2007» его номинировали дважды: за работу оператора и декорации, в обоих он уступил «Лабиринту Фавна». Но почему не отметили работу самого Нолана и классный перфоманс Хью Джекмана? Майкл Кейн и Кристиан Бэйл сыграли так здорово и тоже заслуживали хотя бы номинаций. У фильма еще и очень убедительный сценарий по мотивам романа Кристофера Приста, а рассказанная история ничем не уступает победителю категории «Отступникам».
«Волк с Уолл-стрит» (2013)
«Оскар-2014» определенно запомнился несколькими оглушительными провалами. «Афера по-американски», «Капитан Филлипс» и «Волк с Уолл-стрит» получили соответственно 10, 6 и 5 номинаций, но ушли ни с чем! Ни одна их номинация не привела к победе. И если первые два фильма я опущу, то с фейлом «Волка» я не смирюсь – это прекрасный современный 3-часовой эпос про биржевые махинации и быстрый успех мегаушлых брокеров.
Тандем Скорсезе и ДиКаприо вновь превзошел себя: фильм вышел очень динамичным несмотря на хронометраж. И если поражение в главной номинации понятно и простительно, то в остальных все куда сложнее. ДиКаприо сыграл не слабее МакКонахи, еще и впервые в своей карьере показав комедийный талант. Про Скорсезе умолчу, просто победу отдали более молодому и прогрессивному Куарону.
Адаптированный сценарий Теренса Уинтера же куда многограннее и любопытнее работы Джона Ридли над «12 лет рабства». Ну а в технических номинациях конечно «Гравитация» – феномен середины 10-х и свои 6 статуэток заслужила.
* * *
А какие фильмы на ваш взгляд были достойны главной мировой награды, но не получили ее?
Вспомнишь всех лауреатов «Оскара» за лучший фильм? Хардкорный тест для любителей кино