В 2021-м я понял, что некстген переоценен. Теперь мне радостнее жить

Погорский срывает ярлыки.

Ежегодно перед зимними праздниками я подвожу личные итоги года. Интересно не столько собрать список лучших релизов последних 12 месяцев, сколько порефлексировать в целом: какие тренды были в уходящем году, как они повлияли на мои взгляды. И еще подметить проблемные повадки, которые хочется оставить в уходящем году.

Учитывая, что 2021-й был первым полным годом, проведенным с консолями нового поколения PS5 и Xbox Series X, его итог получился неожиданным. Вместо того чтобы жаловаться на недостаточное количество новых больших игр для свежего железа – их было действительно немного, – я хочу отказаться от некстгена как понятия. Мне оно больше не нужно.

Загружаю...

Ремейк Demon’s Souls

Ведь что такое некстген? Технически этим громким словом называют игры, выходящие исключительно для нового поколения консолей и/или мощных ПК. В реальности часто руководствуются другими критериями: некстген-игра – та, которая делает некую крутую техническую штуку, как правило, связанную с графикой. Вот, например, недавний ремейк Demon’s Souls вышел только на PS5, но «некстгеном» его называют неохотно – ведь это просто игра с PS3 с новыми модельками и текстурами. Или вот другой эксклюзив Sony, космический рогалик Returnal – это некстген? Наверное, нет, ведь игра не отличается фотореализмом и размахом, в ней разве что очень быстрые загрузки после каждой смерти...

Я привел в пример всего две игры, которые вроде бы некстген, а вроде бы и нет, и уже утомился от потенциальных споров об их классификации. Ведь народное определение «некстгена» нечеткое – это просто личная оценка технических достижений игры. Если торкает – некстген. Не торкает – пастген. Учитывая субъективность ощущений, использовать для их описания слово с изначально конкретным смыслом («новое поколение») бессмысленно.

Я и сам не так давно диссил PlayStation за решение выпустить первую волную больших эксклюзивов PS5 и на PS4 тоже. Теперь я понял, что стал заложником деструктивного майндсета, который можно грубо сформулировать так: «Если новая игра не некстген, то она не может быть отличной, максимум хорошей». Другими словами, если свежий крупный релиз не сразил меня наповал безумным рей-трейсингом и лицевой анимацией с первых минут, значит, я буду относиться к нему снисходительно. Какой-то бред, но именно так я подсознательно рассуждал.

Загружаю...

Horizon Forbidden West

Часто вижу, что подобной логикой руководствуются, когда называют полноценные продолжения больших игр «дополнениями» – не потому что уже прошли новинку (она еще не вышла) и даже не из-за объявленной продолжительности кампании, например. Просто потому, что на скриншотах сиквела не видно гигантского скачка в графике. Так сейчас клеймят Horizon Forbidden West. Мол, как нелепо: игра не отличается от оригинала, как такое можно выпускать на PS5 (она выходит и на PS4).

С каких пор решение придерживаться одного визуального стиля – плохое? Неужели кто-то соскучился по 2010-м и нулевым, когда продолжения игр выглядели по-разному за счет цветокоррекции? Например, Mass Effect 3 сделали серо-синей, чтобы она визуально отличалась от Mass Effect 2 и была «новее», хотя техническая база у игр одинаковая. Нет уж, я полюбил Horizon такой, какая она есть и, видимо, будет в сиквеле: яркой версией пост-постапокалипсиса с теплой, осенней цветовой гаммой. И, судя по скриншотам, Forbidden West выглядит лучше как минимум за счет нового освещения. Не прорыв, но он и не нужен: если вам не нравилась Horizon Zero Dawn, то ее прямое продолжение вряд ли могло бы купить вас безумной графикой при прочих равных. Это так не работает.

Загружаю...

Mass Effect 3

Проговорим вместе: отличная игра может иметь обычную графику, но игра с фотореалистичной картинкой не станет автоматически хорошей. Например, я пока не видел ни одной игры, которая не могла бы существовать без рейтрейсинга. И чтобы сделать сюжетное произведение с трогательным сюжетом, необязательно иметь бюджет и технологии Naughty Dog – мы все ведь не так давно рыдали над самым первым сезоном The Walking Dead с копеечным бюджетом и деревянной анимацией.

* * *

Самое прекрасное, что если мы мысленно прекратим погоню за некстгеном, то технологическое развитие видеоигр все равно не прекратится. Просто потому, что издателям нужно продавать новые релизы сочными скринами и впечатляющими трейлерами, а платформодержателям – периодически выпускать новое железо с конкурентоспособными характеристиками.

Единственное, что изменится для человека, который прекратит использовать оценочные суждения «некстген» и «пастген» – он станет получать больше удовольствия от большего количества игр. Теперь я буду таким человеком.

Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только

«Нет пути домой» починил фильмы о Человеке-пауке

Веном залетел в MCU – на две короткие сцены после титров