Обзор «Матрицы: Воскрешение». Поностальгировали и баиньки

Погорский рассказывает о фильме без спойлеров.

В 1999-м «Матрица» Ланы и Лилли Вачовски совершила революцию в кинематографе: таких одновременно зрелищных, умных и захватывающих блокбастеров мир раньше не видел. Да и сюжет о том, что мы, возможно, живем в ненастоящей реальности, тогда был достаточно оригинальным. Многие как раз боялись, что в 2000 году произойдет нечто ужасное, а «Матрица» придавала страхам конкретики: мол, человечество уже проигрывает в невидимой войне с технологиями, а вы даже не подозреваете.

Первая часть «Матрицы» стала мировым хитом и вошла в историю как одно из главных киберпанк-произведений. Сиквелы сработали хуже: они хоть и собрали не меньше денег в мировом прокате, но уже не восхищали. Финальная «Матрица: Революция» вообще мало кому понравилась, ведь там изобретательный блокбастер окончательно деградировал до посредственного и вторичного боевика с односложным и избитым сюжетом.

Загружаю...

Поэтому само существование «Матрицы: Воскрешение» – полноценного продолжения трилогии, вышедшего спустя 18 лет после ее завершения, – удивляет. Будто у Warner Bros. вдруг стало настолько туго с деньгами, что студии пришлось вернуться к популярной когда-то серии вопреки здравому смыслу, надеясь заработать хоть что-то. На самом деле «Матрица 4», к счастью, появилась исключительно по инициативе одной из создательниц оригинала, Ланы Вачовски (без участия Лилли): так постановщица решила справиться с недавней утратой отца и матери. Мол, раз умерли родители, то хотя бы любимых Нео и Тринити можно воскресить – Warner Bros., понятное дело, только рада.

Хотелось верить, что за эти годы Лана придумала достаточно интересную идею для непрошеного сиквела. Вместо этого режиссерка скорее прониклась трендом на «мету» – добавление слоев повествования, которые вот-вот сломают четвертую стену между фильмом и зрителем. «Матрица: Воскрешение» не просто продолжает сюжет хронологически, но и показывает события «со стороны». Уже первые минуты фильма – это ремейк вступительной сцены с Тринити (с другой внешностью) из «Матрицы», за которой наблюдает новая героиня Багз (Джессика Хенвик). Подобных отсылок в фильме навалом, и они оправданы сюжетом.

Загружаю...

Самого Нео (Киану Ривз) снова представляют мистером Андерсоном – он не то чтобы вернулся в ту же исходную точку, с которой начиналась «Матрица» 1999-го, но его сюжетная линия во многом повторяет события оригинального фильма. Не буду рассказывать, что именно придумала Вачовски, но вот пример, насколько метаиронично новая часть относится к наследию трилогии: Нео встречается с Тринити (Кэрри-Энн Мосс) в кафе, которое называется Simulatte (игра слов «симуляция» и «латте»), а в одной из сцен персонажи обсуждают посыл оригинальной «Матрицы».

Было ли это метафорой трансгендерности, критикой капитализма или чем-то еще? Отвечать на это Лана, конечно, не планирует – да и это было бы лишним. Тогда новый фильм обесценил бы любимую нами трилогию, а так он на протяжении двух с половиной часов только и делает, что восхваляет ее: как же круто Нео тогда уворачивался от пуль на крыше, как эпично герои летали, как здорово, что в сюжете увидели столько глубоких подтекстов!

Загружаю...

Несмотря на зашкаливающее количество заигрываний с «Матрицей» как культурным феноменом, суть «Воскрешения» осталось той же: это зрелищное и в конечном счете оптимистичное кино о силе любви и борьбе с системой. Современная компьютерная графика выглядит убедительнее, чем 20 лет назад, но каких-то новых фишек самой Матрицы сценаристы не придумали – Нео разве что развил свои навыки телекинеза и стал почти джедаем.

Принципиально новых идей в фильме тоже не просматривается: немного продвинулись арки отдельных культовых персонажей, глобальный лор вселенной оброс новыми деталями, но в целом ничего не поменялось.

* * *

Вот и получается, что «Матрица: Возрождение» больше всего похожа на новомодные продолжения-однодневки культовых произведений вроде «Друзей», «Секса в большом городе» и «Гарри Поттера». Они в целом совершенно необязательны, но приятны – это все равно что встретиться с давними хорошими друзьями на Новый год, чтобы обсудить важнейшие новости и узнать, как у кого дела.

Секрет успеха таких взаимодействий в том, чтобы знать меру. Поэтому будет прекрасно, если «Матрица: Возрождение» не превратится в еще одну затянутую трилогию, а останется единственным ностальгическим аттракционом в любимом сеттинге и со знакомыми героями.

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

Загружаю...

Проклятье сестер Вачовски: после успеха «Матрицы» снимают дорогие и провальные блокбастеры

Обзор «Человека-паука: Нет пути домой». ###### разнос